1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. –М.:«Академия»,1998–416с.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Р-н-Д.: «Феникс», 1996. – 576 с.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272 с.
4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 480 с.
5. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 224 с.
6. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 272 с.
7. Культура русской речи. Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – 560 с.
8. Логика и риторика. Хрестоматия./Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. – М.: «Тетра системс», 1997. – 624 с.
9. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М.: «Академия», 1998. – 432 с.
10. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1989. – 255 с.
11. Поль Л.Сопер Основы искусства речи. – Р-н-Дону, 1996. – 448 с.
12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Центр, 1998. – 352 с.
13. Рождественский Ю.В. Теория риторики.–М.: «Добросвет», 1997.–600 с.
14. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: просвещение, 1995. – 192 с.
15. Стернин И.А. Практическая риторика.– Воронеж,1993.– 140 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этика устной речи говорящего. Памятка
1. Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику (не наносить собеседнику ущерб).
2. Вежливо относиться к собеседнику (учитывать: возраст, пол, служебное положение; снимать свою категоричность).
3. Не выпячивать собственное "Я" (не навязывать, а убеждать+уметь встать на точку зрения партнера).
4. Поставить в центр внимания слушающего (использ. языковых этикетных норм: вам, наверное, интересно узнать; вы, конечно знаете).
5. Тема коммуникации (общения) должна быть понятна, уместна и интересна (все для достижения цели, почти лицемерие).
6. Учитывать, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничен (полностью воспринимается устное высказывание из 5-9 слов, которое без паузы может длиться 45-90 сек.)
7. Учитывать невербальные средства коммуникации (сохранение дистанции, правильная мимика и жестикуляция).
Этика устной речи слушающего. Памятка
1. Внимательное слушание (оторваться от дела).
2. Уважительное и терпеливое отношение к говорящему, надо выслушать до конца или аргументированно перенести беседу на назначенное время.
3. Выслушивая собеседника, не перебивать, не сбивать с мысли, не вставлять замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.
4. Слушая, поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему возможность проявить себя в речи.
5. Вовремя оценить речь собеседника, согласиться/не согласиться с ним, ответить на вопрос.
6. Не реагировать на речь, обращенную к другому.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ
Аргументация идей, теорий, тезисов – это сложная логическая операция, имеющая целью убеждение оппонента. Аргументация как способ мыслительной и речевой деятельности, как логическое построение имеет свои неопровержимые законы.
Аргументация-это операция обоснованная каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические (риторические) методы и приемы убеждающего воздействия.
Аргументация включает три взаимосвязанных элемента:
Тезис.
Аргумент.
Демонстрация.
Тезис- это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают.
Аргументы, или доводы, - это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?
Демонстрация- это логическая связь между аргументами и тезисом.
Существуют следующие виды аргументации:
1) дедуктивный способ - предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований, таких как точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения; точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке; соблюдение структурных правил этой формы вывода;
2) индуктивный способ- применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные;
3) аргументация в форме аналогии- применяется в случае употребления единичных событий и явлений.
Виды аргументов
В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения:
1. Теоретические обобщения не только служат целям объяснения известных или предсказание новых явлений, но выполняют также роль доводов в аргументации.
2. Роль аргументов выполняют утверждения о фактах. Фактами или фактическими данными называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования.
3. Аргументами могут быть аксиомы, т.е. очевидные и потому не доказываемые в данной области положения.