Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ти. Приступ продолжался пять-десять минут и прекращал­ся




ОТВЕРГНУТОЕ ТЕЛО



 


ти. Приступ продолжался пять-десять минут и прекращал­ся, когда она понимала, что не может нанести себе ущерб. Когда он заканчивался, она всегда чувствовала себя луч­ше. По мере продолжения курса терапии приступы стано­вились все более редкими и сильными. Моя пациентка усвоила, что они происходят, когда она «открыта», то есть когда она позволяет какому-то теплому чувству пройти ко мне, и это знание обнадежило ее. Но больше всего ей помогало мое присутствие и поддержка в трудные перио­ды. Она медленно обретала способность терпеть и при­нимать свои чувства, и цвет ее кожи поменялся. Она «по­розовела», по ее собственному выражению. Когда она чув­ствовала себя хорошо, то описывала свое состояние, как «пребывание в розовом цвете». Время от времени глубо­кая мускулатура расслаблялась и холодное прежде тело становилось теплым.

Когда эта пациентка обрела способность «устано­вить» свои чувства, ей стало удаваться стоять на собствен­ных ногах, в частности на стопах. Ее продвижение в про­цессе терапии прошло через драматическое событие. В какой-то момент я отказался от роли поддерживающей и опекающей ее матери, и она спросила меня: «Вы хотите, чтобы мне было хорошо? Вы хотите, чтобы я жила?» Если бы я ответил положительно, у нее могло бы возникнуть впечатление, что ее благополучие зависит от меня. Но ведь я не мог дать отрицательный ответ! Она боялась разорвать пуповину, которая поддерживала ее во время кризисов и зависела от ее собственных ресурсов. Я мог только сказать, что решение жить и чувствовать себя хо­рошо может принять только она сама. Она с неохотой приняла мой ответ и решила сама постановить, как ей быть дальше. Я увидел ее успехи спустя шесть лет после того, как мы расстались. Она продолжала совершенство­вать способность «устанавливать» собственные чувства и стоять на собственных ногах без посторонней помощи.

Изложенный подход к личности через интерпре­тирование телесной экспрессии зависит от способности аналитика соотносить физические особенности индиви-


дуума с его позами и поведением. Все люди бессозна­тельно интерпретируют личность, исходя из физической экспрессии. Аналитик же делает это сознательно. Он знает, насколько важны физические отклонения, присут­ствующие в теле пациента. Кречмер владел этой способ­ностью. Поэтому его работа более важна как клиничес­кое описание, чем как попытка классифицировать паци­ентов на основе типизации их тел. Его определения — продукт проницательного взгляда, ума клинициста и творческого отношения к делу. Вот хороший пример: «Она прекрасна и выглядит эфирной и прозрачной, с тонким носом и висками, на которых проступают голу­бые венозные прожилки. Вокруг нее атмосфера отстра­ненности, «дистанции». У нее медленные движения, со­вершенные и аристократичные, чуть неловкие то там, то тут. Если кто-нибудь говорит ей что-то, она слегка отодвигается назад и прислоняется к шкафу. В ней есть что-то странное и мечтательное. У нее тонкие волосы, длинные и очень послушные. Приветствуя вас, она при­касается к вашей руке кончиками холодных и почти про­зрачных пальцев. Она отстраненно улыбается, смущенно и неопределенно».24

Данное описание иллюстрирует то. что уход и от­рыв от внешнего мира параллелен уходу и отрыву от тела. Кречмер дал описание delusional schisophrenic, демонст­рирующее трансформацию живого тела в бестелесный дух и покинутое тело. Его пациентка эфирна, она голубова­тая, прозрачная и отстраненная, как небо. В ее физичес­ком облике и личности не видно румянца, приземленнос-ти и телесности плоти и крови. То, что остается — про­зрачная оболочка человека.

Кречмер отметил качество кожи, особенности во­лос, черты лица и т.д. Он пишет: «Цвет лица шизофрени­ков любого возраста, как правило, бледный, часто с рос­сыпью желтых или желтоватых пятен или с коричнева­той пигментацией».24 Он комментирует наиболее часто встречающиеся особенности: инфантилизм (маленькие руки), феминизм у мужчин (узкая грудь, большие ягоди-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


 


цы, увеличенные бедра, женский тип оволошения), евну-хоизм (недоразвитые гениталии). Кроме обостренного внимания к деталям, Кречмер подчеркивал, что нельзя упускать из внимания «всю картину».25

Только общая картина каждого отдельного случая позволяет поставить диагноз шизоидной личности. Дета­ли могут быть различными, потому что каждый человек индивидуален, его уникальный жизненный опыт отража­ется в его теле. Но сложив вместе детали, можно полу­чить впечатление о степени индивидуального владения собой (self-possession). Взгляд, выражение лица, положе­ние головы, осанка и поза тела, цвет кожи, мышечный тонус, тембр голоса, постановка ног, подвижность таза, спонтанность жестов и многое другое составляет общую картину. Если картина представляет собой целостность, ин-тегрированность и самообладание, мы понимаем, что че­ловек «весь здесь», а значит он владеет собой и эмоцио­нально здоров. В теле шизоида эти качества отсутствуют. В этом случае мы имеем дело с брошенным, оставленным телом, которое в ужасе покинула душа.


ОБРАЗ ТЕЛА

Здоровый человек имеет ясный ментальный образ собственного тела, который он может выразить вербально и изобразить графически. Он способен описать выражение своего лица, осанку, позу. Он может нарисовать фигуру, ко­торая несомненно изображает человеческое тело. Шизоид этого сделать не может. Его рисунки часто бывают странны­ми и стилизованными, и это ясно говорит о том, насколько слабо его представление о собственном теле.

В первой главе я говорил о конфликте между эго-представлением и реальностью тела, который бывает за­метен исследователю. Тема данной главы — разница меж­ду представлением о себе как социальном существе (эго-представление) и тем, как человек видит себя в качестве физического существа (образ тела). Степень несоответ­ствия этих образов или представлений о себе определяет степень шизоидного отклонения. Слабость образа тела компенсируется чрезмерно раздутым эго-представлением. Для самого пациента чрезмерность его эго-представления становится очевидной, когда он улавливает, что оно кон­трастирует с образом тела, отраженным, к примеру, в на­рисованных им человеческих фигурах.

Рисунки человеческой фигуры указывают на мно­гие аспекты того образа тела, которое есть у человека. Они рассказывают нам о степени интегрированности, о том, насколько гармонично состояние частей тела, о чув­ствовании поверхности тела, о признании сексуальных характеристик, об основном качестве «настроя» тела и о той позиции, которую занимает человек по отношению к собственному телу. Есть одна причина, по которой фи­гура на рисунке столь показательна. Она состоит в том, что человек рисует эти фигуры не с натуры, а опираясь


 



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.