Можно было бы предположить, что большинство черных африканцев фаталисты, верят в сверхъестественное, направлены вовне, частично вследствие колонизации и апартеида — в то время любые попытки стать хозяевами своей судьбы жестоко пресекались. С другой стороны, мы имеем политический режим белых людей, составляющих меньшинство населения. Они осуществляли полный контроль над миллионами лишенных голоса черных африканцев. Можно предположить, что результатом этого могла быть выраженная внутренняя направленность. Вместе с тем различия не так значительны, как можно было ожидать. Действительно, африканеры-политики, которые долгое время проводили в жизнь режим апартеида, согласно опросам, в наибольшей степени демонстрируют направленность вовнутрь, за ними следуют англоязычные белые, проторившие себе дорогу в коммерцию, но прямо на пятки им наступают тсвана, опять-таки исключительная группа населения, затем коса и зулусы. Здесь, по нашему мнению, проявляется следствие успешной борьбы за освобождение. Борьба за свою свободу, а в дальнейшем и получение ее — все это
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 447
служит развитию внутренних движущих сил, внутренней направленности. Поэтому неудивительно, что коса, являющиеся основой АНК, занимают одно из самых высоких мест в данном аспекте, а зулусы находятся на третьем месте среди черных африканцев.
Не нужно упускать из виду, что борьба за человеческие права в ЮАР происходила на глазах у западной аудитории. Поэтому не стоит удивляться, что одной из ее основных доктрин была единоличная борьба, когда те, кто боролся в наибольшей степени, добивались руководящего положения через личную смелость и внутреннюю непримиримость.
Освободительная борьба в ЮАР, являясь в каком-то смысле театром «моралите», как и борьба Ганди в Индии, рассчитывала на сочувствие западных демократических институтов, богатых на традиции, когда гордый человеческий дух восстает против несправедливости и угнетения. Именно с разрешения Запада стало возможно привести режим апартеида к выборным урнам. Азиатские страны, например Япония, сыграли в этом незначительную роль. Ман-дела и его последователи сделали ставку на помощь Северной Америки и Европы и в итоге добились своего. Это оказало огромное влияние на теорию и практику освободительного движения во всем мире.
Рассуждая о будущем развитии ЮАР, можно предположить, что именно эта внутренняя направленность, которая в глазах многих экспертов является индикатором высокого потенциа-
ла для развития предпринимательства, станет «локомотивом», который обеспечит движение данного региона к тому, что можно будет назвать «африканским чудом».
Сравнение африканской и западной ментальных моделей
В каких аспектах различия между западной и южноафриканской ментальными моделями наиболее велики? В каком регионе существует наибольшая угроза разделения страны на части? Каковы возможности креативной синергии и разрешения межкультурных дилемм?
Исследовав полученные данные, можно заключить, что три самых больших различия наблюдаются в следующих аспектах культуры: универсализм — коллективизм, особенно между белыми африканерами, с одной стороны, и коса и тсвана — с другой; индивидуализм — партикуляризм, при этом коса проявляют себя скорее как исключение (можно ожидать сильного давления со стороны тред-юнионов в вопросе повышения заработной платы, поскольку индивидуалисты также имеют обыкновение образовывать добровольные ассоциации, защищая свои права). Кроме того, велика пропасть между нейтральностью белых, особенно говорящих на африкаанс, и эмоциональностью черных африканцев, особенно коса. Мы можем нанести на карту данные различия в пределах культурного пространства и даже описать, что может случиться, если нарушится баланс сил — будет
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 449
достигнут компромисс или, наоборот, возникнет конфликт, стороны начнут избегать друг друга или же, напротив, станут трудиться совместно. Культурное пространство будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 14.1.
Западная ментальная модель:
универсалистская, индивидуалистская, нейтральная
Рис. 14.1. Карта различий ментальных моделей
Белые, доминирующие в сфере бизнеса, стремятся создавать видимость справедливой игры, на деле же имеет место игра в одни ворота (1/10). По совершенно очевидным причинам (недостаток образования, умения и навыков, меньше универсализма и индивидуализма) шансы у черных в таком соревновании с белыми, скорее всего, складываются в сторону проигрыша — ситуация, которую нынешнее политическое
большинство может счесть недопустимой. В этом случае высока вероятность обращения к активным методам борьбы за свободу, которые могут принять вид нескончаемых демонстраций и бунтов, организуемых низами. Это неизбежно приведет к ухудшению производственных отношений и в итоге отпугнет инвесторов. Борьба может окончиться либо недружеским компромиссом (5/5), очередной сегрегацией и крупными стычками (2/2), либо же воцарением одного из видов доминирования: нескончаемых демонстраций в защиту прав черного большинства или же режима «игры в одни ворота», т. е. 10/1 или 1/10. Хуже всего то, что данное разделение в определенных условиях может стать причиной междоусобной войны среди заинтересованных сторон, т. е. когда правительство, корпорации, тред-юнионы, акционеры и общественность будут пытаться урвать друг у друга лакомый кусок вместо того, чтобы работать сообща на благо процветания своей страны. Особо рьяными разжигателями споров могут стать черные реакционеры, противостоящие ультранейтральным белым африканерам, в условиях, когда тысячам «победивших» рабочих говорят, что международные инвесторы отзывают свои инвестиции. Это, в свою очередь, заставляет правительство черных захватывать активы «корпораций-мошенниц» — все это лишь ведет к пересыханию и без того тонкого ручейка иностранных инвестиций.
Совсем нетрудно представить себе «порочный круг» из такого рода событий (рис. 14.2). Но
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 451
Рис. 14.2. «Порочный круг»
также можно, хотя и сложнее, представить себе «непорочный круг» — спиралевидное движение к синергии (рис. 14.3).
По всей видимости, до сей поры сохранился остаток доброй воли в отношении освобождения ЮАР от ига апартеида. Немало людей хотели бы инвестировать в местную экономику, однако многие боятся потерять свои деньги. «Непорочный круг» позволяет примирить коллективные ожидания с индивидуальной выгодой, энтузиазм черного населения страны с холодным расчетом капиталистических рынков, утверждение закона и порядка с поиском места
Национально-культурные различия..
под солнцем конкретными людьми, стремящимися к лучшей жизни. Двойная спираль оказалась бы зажатой между двумя опасными крайностями, как на рис. 14.4.
В настоящее время удается избежать как иллюзии справедливой игры на экономическом поле, на котором постоянно проигрывают африканцы, так и нескончаемых демонстраций, вызванных экономическими неудачами черных. Вместо этого есть надежда создать экономику, в которой царит истинная справедливость, поскольку ценности всех восьми типов культуры
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 453
обрели примирение и черные африканцы были успешно вовлечены в процесс создания правил, по которым надлежит жить и работать.
Отмечается определенный прогресс в достижении примирения крайностей в южноафриканском бизнесе. Это выражается в виде создания bosberaads, на заседаниях которых встречаются бывшие враги и обсуждают разногласия между собой; а также Национального совета по экономическому развитию и труду (организация, в которой представители организованного бизнеса, правительства и иных групп общества ведут переговоры с целью достижения консенсуса по принимаемой социально-экономической политике); а также нового закона о труде, ко-
торый предусматривает создание организаций на рабочем месте, призванных помочь перейти от переговоров между порой непримиримыми оппонентами к совместному решению проблем и широкому участию общественности в принятии решений.
Признание того, что культура ЮАР стала следствием взаимовлияния сразу трех культурных пластов: африканского, европейского и азиатского, каждый из которых играет ключевую роль, может помочь в постепенном развитии уникального нового стиля «спектрального менеджмента» и внести вклад в «южноафриканское экономическое чудо».
ГЛАВА 15
ВОПРОСЫ ТЕНДЕРНЫХ
РАЗЛИЧИЙ, ЭТНОСА
И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
МНОГООБРАЗИЯ
Наравне с различиями между нациями существуют различия в том, как мужчины и женщины разрешают дилеммы. В настоящей главе рассматриваются эти различия, а также вопросы тендерного, этнического и функционального многообразия внутри США, часто именуемого этаким культурным «месивом».