Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ориентация вовнутрь — ориентация вовне



Можно было бы предположить, что большин­ство черных африканцев фаталисты, верят в сверхъестественное, направлены вовне, частич­но вследствие колонизации и апартеида — в то время любые попытки стать хозяевами своей судьбы жестоко пресекались. С другой стороны, мы имеем политический режим белых людей, составляющих меньшинство населения. Они осуществляли полный контроль над миллиона­ми лишенных голоса черных африканцев. Мож­но предположить, что результатом этого могла быть выраженная внутренняя направленность. Вместе с тем различия не так значительны, как можно было ожидать. Действительно, аф­риканеры-политики, которые долгое время про­водили в жизнь режим апартеида, согласно оп­росам, в наибольшей степени демонстрируют направленность вовнутрь, за ними следуют ан­глоязычные белые, проторившие себе дорогу в коммерцию, но прямо на пятки им наступают тсвана, опять-таки исключительная группа на­селения, затем коса и зулусы. Здесь, по наше­му мнению, проявляется следствие успешной борьбы за освобождение. Борьба за свою свобо­ду, а в дальнейшем и получение ее — все это


Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 447

служит развитию внутренних движущих сил, внутренней направленности. Поэтому неудиви­тельно, что коса, являющиеся основой АНК, занимают одно из самых высоких мест в дан­ном аспекте, а зулусы находятся на третьем месте среди черных африканцев.

Не нужно упускать из виду, что борьба за че­ловеческие права в ЮАР происходила на гла­зах у западной аудитории. Поэтому не стоит удивляться, что одной из ее основных доктрин была единоличная борьба, когда те, кто борол­ся в наибольшей степени, добивались руково­дящего положения через личную смелость и внутреннюю непримиримость.

Освободительная борьба в ЮАР, являясь в каком-то смысле театром «моралите», как и борьба Ганди в Индии, рассчитывала на сочув­ствие западных демократических институтов, богатых на традиции, когда гордый человечес­кий дух восстает против несправедливости и угнетения. Именно с разрешения Запада стало возможно привести режим апартеида к выбор­ным урнам. Азиатские страны, например Япо­ния, сыграли в этом незначительную роль. Ман-дела и его последователи сделали ставку на по­мощь Северной Америки и Европы и в итоге добились своего. Это оказало огромное влияние на теорию и практику освободительного движе­ния во всем мире.

Рассуждая о будущем развитии ЮАР, можно предположить, что именно эта внутренняя на­правленность, которая в глазах многих экспер­тов является индикатором высокого потенциа-


448_________________________ Национально-культурные различия.. .

ла для развития предпринимательства, станет «локомотивом», который обеспечит движение данного региона к тому, что можно будет на­звать «африканским чудом».

Сравнение африканской и западной ментальных моделей

В каких аспектах различия между западной и южноафриканской ментальными моделями наи­более велики? В каком регионе существует наи­большая угроза разделения страны на части? Каковы возможности креативной синергии и разрешения межкультурных дилемм?

Исследовав полученные данные, можно за­ключить, что три самых больших различия на­блюдаются в следующих аспектах культуры: универсализм — коллективизм, особенно меж­ду белыми африканерами, с одной стороны, и коса и тсвана — с другой; индивидуализм — партикуляризм, при этом коса проявляют себя скорее как исключение (можно ожидать силь­ного давления со стороны тред-юнионов в воп­росе повышения заработной платы, поскольку индивидуалисты также имеют обыкновение об­разовывать добровольные ассоциации, защищая свои права). Кроме того, велика пропасть меж­ду нейтральностью белых, особенно говорящих на африкаанс, и эмоциональностью черных аф­риканцев, особенно коса. Мы можем нанести на карту данные различия в пределах культур­ного пространства и даже описать, что может случиться, если нарушится баланс сил — будет


Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 449

достигнут компромисс или, наоборот, возник­нет конфликт, стороны начнут избегать друг друга или же, напротив, станут трудиться со­вместно. Культурное пространство будет выгля­деть примерно так, как показано на рис. 14.1.

Западная ментальная модель:

универсалистская, индивидуалистская, нейтральная

Рис. 14.1. Карта различий ментальных моделей

Белые, доминирующие в сфере бизнеса, стре­мятся создавать видимость справедливой игры, на деле же имеет место игра в одни ворота (1/10). По совершенно очевидным причинам (недоста­ток образования, умения и навыков, меньше универсализма и индивидуализма) шансы у чер­ных в таком соревновании с белыми, скорее всего, складываются в сторону проигрыша — ситуация, которую нынешнее политическое

15 3ак. 243К


450_________________________ Национально-культурные различия...

большинство может счесть недопустимой. В этом случае высока вероятность обращения к актив­ным методам борьбы за свободу, которые могут принять вид нескончаемых демонстраций и бун­тов, организуемых низами. Это неизбежно при­ведет к ухудшению производственных отноше­ний и в итоге отпугнет инвесторов. Борьба мо­жет окончиться либо недружеским компромис­сом (5/5), очередной сегрегацией и крупными стычками (2/2), либо же воцарением одного из видов доминирования: нескончаемых демонст­раций в защиту прав черного большинства или же режима «игры в одни ворота», т. е. 10/1 или 1/10. Хуже всего то, что данное разделение в определенных условиях может стать причиной междоусобной войны среди заинтересованных сторон, т. е. когда правительство, корпорации, тред-юнионы, акционеры и общественность бу­дут пытаться урвать друг у друга лакомый ку­сок вместо того, чтобы работать сообща на бла­го процветания своей страны. Особо рьяными разжигателями споров могут стать черные ре­акционеры, противостоящие ультранейтраль­ным белым африканерам, в условиях, когда тысячам «победивших» рабочих говорят, что международные инвесторы отзывают свои ин­вестиции. Это, в свою очередь, заставляет пра­вительство черных захватывать активы «кор­пораций-мошенниц» — все это лишь ведет к пересыханию и без того тонкого ручейка ино­странных инвестиций.

Совсем нетрудно представить себе «порочный круг» из такого рода событий (рис. 14.2). Но


Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 451

Рис. 14.2. «Порочный круг»

также можно, хотя и сложнее, представить себе «непорочный круг» — спиралевидное движение к синергии (рис. 14.3).

По всей видимости, до сей поры сохранился остаток доброй воли в отношении освобожде­ния ЮАР от ига апартеида. Немало людей хо­тели бы инвестировать в местную экономику, однако многие боятся потерять свои деньги. «Непорочный круг» позволяет примирить кол­лективные ожидания с индивидуальной выго­дой, энтузиазм черного населения страны с хо­лодным расчетом капиталистических рынков, утверждение закона и порядка с поиском места



Национально-культурные различия..


под солнцем конкретными людьми, стремящи­мися к лучшей жизни. Двойная спираль оказа­лась бы зажатой между двумя опасными край­ностями, как на рис. 14.4.

В настоящее время удается избежать как ил­люзии справедливой игры на экономическом поле, на котором постоянно проигрывают аф­риканцы, так и нескончаемых демонстраций, вызванных экономическими неудачами черных. Вместо этого есть надежда создать экономику, в которой царит истинная справедливость, по­скольку ценности всех восьми типов культуры


Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 453

обрели примирение и черные африканцы были успешно вовлечены в процесс создания правил, по которым надлежит жить и работать.

Отмечается определенный прогресс в дости­жении примирения крайностей в южноафрикан­ском бизнесе. Это выражается в виде создания bosberaads, на заседаниях которых встречают­ся бывшие враги и обсуждают разногласия меж­ду собой; а также Национального совета по эко­номическому развитию и труду (организация, в которой представители организованного биз­неса, правительства и иных групп общества ве­дут переговоры с целью достижения консенсу­са по принимаемой социально-экономической политике); а также нового закона о труде, ко-


454_________________________ Национально-культурные различия. ..

торый предусматривает создание организаций на рабочем месте, призванных помочь перейти от переговоров между порой непримиримыми оппонентами к совместному решению проблем и широкому участию общественности в приня­тии решений.

Признание того, что культура ЮАР стала след­ствием взаимовлияния сразу трех культурных пластов: африканского, европейского и азиат­ского, каждый из которых играет ключевую роль, может помочь в постепенном развитии уникального нового стиля «спектрального ме­неджмента» и внести вклад в «южноафрикан­ское экономическое чудо».


ГЛАВА 15

ВОПРОСЫ ТЕНДЕРНЫХ

РАЗЛИЧИЙ, ЭТНОСА

И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

МНОГООБРАЗИЯ

Наравне с различиями между нациями суще­ствуют различия в том, как мужчины и жен­щины разрешают дилеммы. В настоящей главе рассматриваются эти различия, а также вопро­сы тендерного, этнического и функционально­го многообразия внутри США, часто именуемо­го этаким культурным «месивом».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.