времени. Точно так же как различным культурам характерно разное восприятие того, как люди должны относиться друг к другу, эти культуры разнятся и по своему восприятию времени.
Речь идет о том, какое значение в культуре придают прошлому, настоящему и будущему. Св. Августин в «Исповедях» отмечал, что время как субъективный феномен может значительно отличаться от времени как абстрактного явления. В абстрактной форме времени мы не можем знать будущего, поскольку оно еще не наступило; прошлое также неизвестно для нас. У нас могут быть воспоминания, частичные или выборочные, но прошлое, как таковое, уже не существует. Единственное, что есть, так это настоящее — наши единственные «ворота» к прошлому или же к будущему. Св. Августин также писал: «Настоящее имеет три измерения: настоящее прошлых событий, настоящее текущих событий и настоящее будущих событий».
Респондентам был предложен тест Тома Кот-тла «Круги времени», несколько модифицированный для различных этнических и других групп американского общества (см. рис. 15.8).
В то время как относительные размеры кругов не сильно отличались в случае мужчин и женщин, этого нельзя сказать о степени их «перекрытия». Более того, следует отметить, что рассматриваемый контраст наиболее разителен по сравнению с другими случаями сопоставления ответов респондентов-мужчин и респондентов-женщин в этой главе. Мужчины мыслят последовательно: прошлое, настоящее и буду-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 483
щее плавно сменяют друг друга, подобно вагонам или электронному секундомеру. Женщины же воспринимают прошлое, настоящее и будущее как синхронизированные и слившиеся в сознании интерактивные параллельные процессы. Возможно, одна из причин, что женщины в этом отношении значительно отклонились от мужчин, состоит в том, что до сих пор не сформированы негативные стереотипы, позволяющие привести их «в соответствие».
На наш взгляд, данная черта менталитета, характерная для женщин, не может, являться основанием для укоризны или насмешек. Нами пока недостаточно изучен вопрос о масштабе этого явления и его последствий. Однако сам собой напрашивается вывод, что американки имеют по меньшей мере способность к интеграции и соответствующую ориентацию, что нехарактерно для большинства мужчин. Это автоматически вызывает вопрос, не большая ли у них способность к разрешению межкультурных
дилемм, т. е. к гармоничному сочетанию двух крайностей различных рассмотренных нами аспектов культуры. Безусловно, эту гипотезу мы собираемся проверить. Женщины, которые порой разрываются между своим мужчиной и детьми, могут попросту оказаться более привычными к тому, чтобы иметь дело одновременно с несколькими противоречащими друг другу действиями или явлениями.
Кроме того, из результатов теста «Круги времени» можно видеть, что женщины в своем восприятии времени больше напоминают американцев азиатского происхождения, а если рассматривать культуры вне Америки — тогда больше всего представителей культуры Японии и Юго-Восточной Азии в целом. В свете высокого удовлетворения от работы североамериканских женщин на различных должностях в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, о чем недавно писала Нэнси Адлер, мы, быть может, являемся свидетелями встречи (случайной ли?) схожих менталитетов и возможных преимуществ работы женщин за рубежом.
Среди этнических групп, в наибольшей степени подвергающихся дискриминации, таких как черные и испаноамериканцы, наблюдается тенденция рассматривать настоящее как наиболее значимую из трех категорий. Причиной этого может быть сильное желание добиться чего-либо без промедления и нетерпение по отношению к медленному ходу процесса эмансипации. Однако без дополнительного изучения этого вопроса объяснить причину очень непросто.
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 485