Впоследние десятилетия закон играл важную роль в политике апартеида. Поэтому неудивительно, что африканеры, говорящие на английском и языке африкаанс, отдают предпочтение универсальным законам с минимумом исключений. Гораздо большее удивление вызывает поддержка универсализма со стороны зулусов, в противовес мощной поддержке партикуляризма и всяческим частным поправкам к законам среди народности коса, которая широко представлена, кстати сказать, в Африканском национальном конгрессе.
Разумеется, универсализм, исповедуемый зулусами, непохож на универсализм африканеров, говорящих на английском или африкаанс, что, кстати, объясняет сепаратистские настроения в провинции Квазулу-Наталь. Жители этой провинции устанавливают свои законы. В течение
многих лет они сотрудничали с режимом апартеида, помогая ему физически устранять членов АНК. Зулусы — традиционно воинственный народ, привыкший действовать по уставу. Их доля предпочтений в отношении универсализма (78 процентов) резко контрастирует с 38 процентами у народов коса и тсвана, которые известны своим умением приспосабливаться к самым неожиданным обстоятельствам. Зулусов часто можно встретить в службе безопасности, в полиции и армии, тогда как коса отдают предпочтение торговле, юриспруденции, социальной службе.
Индивидуализм — коллективизм
Африканеры, говорящие на английском, являются потомками иммигрантов, которые покинули свои страны в поисках счастья и отправились туда, где, как им казалось, их ждала только дикая природа. Потому неудивительно, что они сравнимы с американцами в том, что предпочитают индивидуализм (72 процента). Они в значительно большей степени индивидуалисты, чем африканеры, говорящие на африкаанс (58 процентов) (языковая группа, отдающая предпочтение больше политической деятельности, нежели экономической; ее представители являются прямыми потомками бурских фермеров, яростно сражавшихся против британского засилья). Поэтому африканеры этой группы всегда были в большей степени коллективом, объединенные сознанием, что только вместе они могут противостоять враждебному миру. Поначалу «voortrekkers» («беженцы») пытались укрыть-
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 443
ся от британцев в своих фургонах, но в конце концов вынуждены были начать вооруженную борьбу.
Интересно, что коса также в достаточно высокой степени индивидуалисты. Этим можно объяснить ту симпатию, какую вызывает личность Нельсона Манделы у западного мира. Долгое время он был узником совести и сохранил свои убеждения подобно Генри Дейвиду Торо и другим великим диссидентам. В таблице представлены коллективистские группы, такие как тсонга, южный суту и, в меньшей степени, зулусы. Чернокожие южноафриканцы используют зачастую коллективистскую тактику, делая ставку на тред-юнионы и организовывая массовые выступления, чему порой мешает их горячий темперамент. Любая группа, составляющая значительную часть населения, может отстаивать свои интересы через систему представительных органов.
Нейтральность — эмоциональность
Потенциально опасными, даже взрывоопасными являются различия и противоречия между белыми африканерами и черными племенами коса и тсонга. Тсонга чрезвычайно эмоциональны и порывисты в своих поступках, активно используют язык телодвижений, как, например, в своих ритмичных ритуальных танцах. В противоположность им белые африканеры хорошо скрывают свои чувства, молчаливы, серьезны и отлично владеют собой. Проблема заключается в том, что ярко выраженный контраст в по-
ведении дает пищу для возникновения и закрепления стереотипов. Эмоционально взрывные африканцы становятся «дикарями», представляющими угрозу для цивилизации. Белого человека, обладающего прекрасным самообладанием, называют холодным, бесчувственным. Когда эти две противоположности оказываются лицом к лицу, одна для другой легко превращается в карикатуру: «бешеный» истерик один, а другой — холодный как лед «истукан». Взаимная антипатия может вылиться в еще большую неприязнь, если одна сторона пытается навязать другой стороне то, чего ей недостает. Результатом противостояния может быть не драка, не ругань — от коса часто можно ждать просто вспышки гнева, а африканеры ставят заслон в виде ледяного высокомерия.
Конкретное — диффузное
Значительных различий в данном аспекте культуры не наблюдается. Однако это не значит, что все рассматриваемые группы придерживаются одной и только одной ориентации. Некоторые черные южноафриканские группы комбинируют диффузные качества — например, большое значение, придаваемое добрым и основательным отношениям, а также предпочтение целому и абстрактному видению перед анализом и фактами — с более конкретными качествами, такими как непосредственность в общении и большое значение, придаваемое принципам и последовательной нравственной позиции (это подтверждается большим успехом христианской
Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 445
церкви в обращении коренного черного населения ЮАР в христианскую веру). Африканеры, говорящие на английском языке, зачастую комбинируют конкретные качества (например, главенство анализа и фактов над целым, абстрактным видением) с диффузными, такими как более опосредованный стиль общения. Эта смесь диффузного и конкретного потенциально может вызывать конфликты, но, с другой стороны, способствует примирению.