Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Универсализм — партикуляризм. Впоследние десятилетия закон играл важную роль в политике апартеида



Впоследние десятилетия закон играл важную роль в политике апартеида. Поэтому неудиви­тельно, что африканеры, говорящие на англий­ском и языке африкаанс, отдают предпочтение универсальным законам с минимумом исклю­чений. Гораздо большее удивление вызывает поддержка универсализма со стороны зулусов, в противовес мощной поддержке партикуляриз­ма и всяческим частным поправкам к законам среди народности коса, которая широко пред­ставлена, кстати сказать, в Африканском на­циональном конгрессе.

Разумеется, универсализм, исповедуемый зулу­сами, непохож на универсализм африканеров, говорящих на английском или африкаанс, что, кстати, объясняет сепаратистские настроения в провинции Квазулу-Наталь. Жители этой про­винции устанавливают свои законы. В течение


442_________________________ Национально-культурные различия...

многих лет они сотрудничали с режимом апар­теида, помогая ему физически устранять членов АНК. Зулусы — традиционно воинственный на­род, привыкший действовать по уставу. Их доля предпочтений в отношении универсализма (78 процентов) резко контрастирует с 38 процен­тами у народов коса и тсвана, которые известны своим умением приспосабливаться к самым не­ожиданным обстоятельствам. Зулусов часто мож­но встретить в службе безопасности, в полиции и армии, тогда как коса отдают предпочтение торговле, юриспруденции, социальной службе.

Индивидуализм — коллективизм

Африканеры, говорящие на английском, явля­ются потомками иммигрантов, которые поки­нули свои страны в поисках счастья и отправи­лись туда, где, как им казалось, их ждала только дикая природа. Потому неудивительно, что они сравнимы с американцами в том, что предпо­читают индивидуализм (72 процента). Они в значительно большей степени индивидуалисты, чем африканеры, говорящие на африкаанс (58 процентов) (языковая группа, отдающая предпочтение больше политической деятельно­сти, нежели экономической; ее представители являются прямыми потомками бурских ферме­ров, яростно сражавшихся против британского засилья). Поэтому африканеры этой группы все­гда были в большей степени коллективом, объ­единенные сознанием, что только вместе они мо­гут противостоять враждебному миру. Поначалу «voortrekkers» («беженцы») пытались укрыть-


Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 443

ся от британцев в своих фургонах, но в конце концов вынуждены были начать вооруженную борьбу.

Интересно, что коса также в достаточно вы­сокой степени индивидуалисты. Этим можно объяснить ту симпатию, какую вызывает лич­ность Нельсона Манделы у западного мира. Долгое время он был узником совести и сохра­нил свои убеждения подобно Генри Дейвиду Торо и другим великим диссидентам. В табли­це представлены коллективистские группы, та­кие как тсонга, южный суту и, в меньшей сте­пени, зулусы. Чернокожие южноафриканцы ис­пользуют зачастую коллективистскую тактику, делая ставку на тред-юнионы и организовывая массовые выступления, чему порой мешает их горячий темперамент. Любая группа, составля­ющая значительную часть населения, может от­стаивать свои интересы через систему предста­вительных органов.

Нейтральность — эмоциональность

Потенциально опасными, даже взрывоопасны­ми являются различия и противоречия между белыми африканерами и черными племенами коса и тсонга. Тсонга чрезвычайно эмоциональ­ны и порывисты в своих поступках, активно используют язык телодвижений, как, например, в своих ритмичных ритуальных танцах. В про­тивоположность им белые африканеры хорошо скрывают свои чувства, молчаливы, серьезны и отлично владеют собой. Проблема заключает­ся в том, что ярко выраженный контраст в по-


444_________________________ Национально-культурные различия. ..

ведении дает пищу для возникновения и за­крепления стереотипов. Эмоционально взрыв­ные африканцы становятся «дикарями», пред­ставляющими угрозу для цивилизации. Белого человека, обладающего прекрасным самообла­данием, называют холодным, бесчувственным. Когда эти две противоположности оказывают­ся лицом к лицу, одна для другой легко пре­вращается в карикатуру: «бешеный» истерик один, а другой — холодный как лед «истукан». Взаимная антипатия может вылиться в еще большую неприязнь, если одна сторона пытает­ся навязать другой стороне то, чего ей недоста­ет. Результатом противостояния может быть не драка, не ругань — от коса часто можно ждать просто вспышки гнева, а африканеры ставят заслон в виде ледяного высокомерия.

Конкретное — диффузное

Значительных различий в данном аспекте куль­туры не наблюдается. Однако это не значит, что все рассматриваемые группы придерживаются одной и только одной ориентации. Некоторые черные южноафриканские группы комбиниру­ют диффузные качества — например, большое значение, придаваемое добрым и основательным отношениям, а также предпочтение целому и абстрактному видению перед анализом и фак­тами — с более конкретными качествами, та­кими как непосредственность в общении и боль­шое значение, придаваемое принципам и по­следовательной нравственной позиции (это под­тверждается большим успехом христианской


Глава 13. Южно-Африканская Республика: «радужная» нация 445

церкви в обращении коренного черного населе­ния ЮАР в христианскую веру). Африканеры, говорящие на английском языке, зачастую ком­бинируют конкретные качества (например, гла­венство анализа и фактов над целым, абстракт­ным видением) с диффузными, такими как бо­лее опосредованный стиль общения. Эта смесь диффузного и конкретного потенциально может вызывать конфликты, но, с другой стороны, способствует примирению.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.