■ Если бы нам в отделе научно-технических разработок давали больше времени на доработку перспективных изделий без того, чтобы нас вечно подгонял отдел маркетинга, наша продукция стала бы много лучше, особенно в долгосрочной перспективе.
■ Нельзя разработать что-то новое, если вам не дают на это время. Клиентам придется на некоторое время оставить нас в покое.
■ Разработчики склонны представлять свои изделия слишком поздно, когда рынок в них уже не нуждается. Сотрудникам из отдела маркетинга следует относиться к делу с должной ответственностью, давать разработчикам четкие инструкции и устанавливать крайние сроки.
■ Всем сотрудникам нашей компании следует больше верить в то, что мы разрабатываем. Это хорошая идея. Давайте же подойдем к ее воплощению со всем сердцем и душой.
С. Дилемма «краткосрочное—долгосрочное»
■ Американцы мешают нам в долгосрочных достижениях, поскольку зациклены на квартальных результатах. Наши далеко идущие планы часто оказываются под угрозой срыва в погоне за «быстрым баксом».
■ Иногда кажется, что на Дальнем Востоке и в Европе не знают, что такое акционирование. Легкость, с какой принимаются потери за истекший квартал, совершенно невозможна в США.
Большая часть таких комментариев явно отражает базовые дилеммы, свойственные межкультурным спорам. Менеджеры, принимающие участие в межкультурных встречах, часто жалуются на чрезмерное соперничество и неспособность согласовывать усилия между различными филиалами, представляющими разные культуры.
Дилемму А можно представить на карте таким образом: плюрализм местных инициатив по горизонтальной оси, а претензии штаб-квартиры — по вертикальной (рис. 13.1).
Изображая на координатном поле дилемму В, учет мнений клиентов следует поместить на горизонтальной оси, поскольку это тот клиент, кто ценит товар за его «достижения». С другой стороны, разработчики хотят продолжить рабо-
Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий
ту над изделием, «приписав» ему соответствующий статус, и таким образом добиться, чтобы клиенты не беспокоили их слишком рано или слишком часто (рис. 13.2).
Дилемма С располагается между двумя крайностями — кратко- и долгосрочностью. По одной оси координат рынок требует быстрой отдачи от продаж, а в США, например, акционеры, кроме того, требуют удовлетворительных доходов каждый квартал в году. По другой оси долгосрочная перспектива должна быть дополнена «стройной» стратегией так, чтобы краткосрочные мероприятия приобрели смысл (рис. 13.3).
Прежде чем приступать к разрешению дилеммы, ее надлежит картировать, чтобы и работники компании, и клиенты имели четкое пред-
Национально-культурные различия..
Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий_____________ 423
ставление о том, какие вопросы необходимо решить. Остальные ступени рассматриваемого процесса позволяют судить о том, насколько основательно удастся разрешить противоречие.