Когда мы рассматриваем одновременно ценности разных культур, нам кажется, что они противоречат друг другу. Невозможно быть одновременно правым и неправым, практиковать универсализацию и партикуляризацию, руководствоваться принципами направленности вовне или принципами направленности вовнутрь. Одно очевидным образом исключает второе.
Однако вполне возможно сначала поступить неправильно, а затем исправить ошибку; рассмотреть частный случай (партикуляризм), а впоследствии обобщить его на все виды ситуаций; следовать трендам и динамике, навязываемым извне, а затем направить усилия на достижение своей цели. Поэтому важным элементом разрешения дилемм является расположение требуемых процессов в виде последовательности.
Глава 13. Разрешение межкулътурных противоречий
В качестве примера приведем следующие слу чаи, которые могут встретиться в вашей прак тике: или:
Волны/циклы
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что происходит с нашими ценностями, когда, вместо того чтобы предположить, что они являются физическими телами (как, например, сталкивающиеся бильярдные шары), мы считаем, что это волнообразные объекты? Здравый рассудок спешит сопоставить с ценностями такие понятия, как «золотые монеты», «драгоценности» или «слитки». Можно попробовать придать им вид волн: морских, электромагнитных, звуковых, световых и т. д. Разница в восприятии многих вещей будет весьма значительная.
Возьмем, к примеру, цикл сна и бодрствования, представленный на рис. 13.4.
Или же музыкальные звуки различной частоты (рис. 13.5).
Если взять две волны различной частоты, 50 Гц и 60 Гц соответственно, посредством гармонизации двух высокочастотных волн их можно скомбинировать таким образом, что получится волна частотой всего 10 Гц. Высокочастотная волна теперь оказалась как бы «внутри» низкочастотной волны. Если две ценности представить в виде двух звуковых волн, нечего удивляться, что их гармоничное сочетание может представлять собой еще более красивый звук.
Если принять волнообразную форму как способ выражать ценности и признать, что ценности чередуются, вроде сна и бодрствования, от-
Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий________________________ 431_
дыха и возбуждения, ошибок и их исправления, то мы можем изобразить решение дилеммы в волнообразном виде между координатными осями, как на рис. 13.6.
Здесь мы сначала совершаем ошибку, затем исправляем ее, снова совершаем ошибку, опять исправляем и т. д. Весь процесс получил название системы корректировки ошибок.Мы избегаем как катастрофических ошибок (например, прогнозируя некий процесс с помощью модели), так и «смирительной рубашки», иными словами, требования не допускать ошибок вовсе. Можно предположить, что если мы хотим научиться чему-либо как можно скорее, большое количество малых ошибок, своевременно корректируемых, возможно, есть наилучший способ.
Разумеется, «ошибка» — понятие относительное. Если 35 процентов нашей работы назвать «ошибками», тогда для совершенствования имеются большие резервы. Если же считать ошибками какие-нибудь 5 процентов деятельности, можно вообще их не учитывать и даже не упоминать.
Идея обучения посредством исправления ошибок настолько важна, что мы включили ее в той или иной форме во все свои дилеммы, особенно это касается семи аспектов культуры. Предположим, нам нужно составить некий волнообразный график, отражающий взаимоотношения между универсализацией и партикуляризацией. График мог бы иметь такой вид, как, например, на рис. 13.7.
Национально-культурные различия..
Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий_____________ 433
Этот график демонстрирует исключения из правил, которые обнаруживают и регистрируют, а потом учитывают в измененных правилах. Никакой научный закон не застрахован от не поддающихся объяснению аномалий. Никакой правовой акт не в состоянии избежать оппозиции к нему. Ни одна корпоративная процедура не может не учитывать возникновения какого-то количества исключительных обстоятельств. При возникновении кризисной ситуации старые правила пересматривают либо попросту создают новые. Главный принцип заключается в том, что правила должны быть открыты для «ревизии», если мы хотим их усовершенствовать. С другой стороны, мы не могли бы в полной мере оценить уникальность или выдающиеся качества чего-либо, если бы не знали, каковыми являются общепринятые стандарты.
Мы использовали идею корректировки ошибок, представив волнообразные процессы в виде циклов. Эта идея выражена в предположении, что мы периодически совершаем ошибки или заходим в тупик, а затем делаем вторую попытку или совершаем новый цикл, стремясь к улучшению по обеим осям координат.