С проявлением нами эмоций в отношении других людей тесно связано то, допускаем ли мы их в определенные сферы своей жизни и ведем
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 471
разговор на единичных уровнях персонального общения или же безраздельно и сразу открываем «двери» во многие сферы собственной жизни на нескольких уровнях общения.
В культуре специфических отношений менеджер отделяет свою связь с подчиненным на работе от общения с ним в других сферах жизни, скажем в быту, магазине и т. п. Однако в некоторых культурах различные сферы жизни и уровни общения без проблем проникают друг в друга.
Этнические различия очевидны, когда речь идет о «конкретных» и «диффузных» отношениях. Диапазон различий можно проследить на примере ответов на следующую дилемму:
Начальник просит подчиненного помочь ему покрасить дом. Работник, которому не очень хочется это делать, обсуждает ситуацию с коллегой.
A. Коллега говорит: «Ты не обязан красить ему дом, если не хочешь. Он тебе начальник толь ко на работе. Вне работы у него над тобой нет власти».
B. Подчиненный возражает: «Несмотря на то что мне не хочется, я пойду красить его дом. Он мой начальник, и об этом нужно помнить всегда».
В «конкретных» культурах начальник бывает начальником, только на работе, а не в житейских ситуациях. Допустим, если я встречаю своего босса в боулинге, где он новичок, а я уже много раз становился чемпионом, я буду обращаться с ним
как с новичком — не грубо, но и без особой жалости. На работе же он имеет полное право распоряжаться мной, как ему заблагорассудится.
Ответы на данную дилемму приведены на рис. 15.5. Очень необычным кажется различие между американскими менеджерами в целом (89 процентов из них отвергают власть начальника за пределами офиса) и участниками конференции SHRM, лишь 52 процента которых не приемлют власти начальника над человеком вне работы. Чем отличаются члены SHRM от всех прочих? Почему они демонстрируют такую «диффузную» ориентацию даже в такой, казалось бы, бесхитростной ситуации?
Одной из причин может быть то, что кадровый менеджмент на самом деле не является специфической функцией или сводом обязанностей в такой же степени, как, скажем, сбыт, НТР и финансы. Отдел кадров отвечает за персонал, в каком бы качестве тот ни работал. Нет ни одной сферы деятельности внутри организации, за которую отвечал бы человек и при этом не было бы участия со стороны отдела кадров. С менеджерами по кадрам консультируются по любой проблеме с персоналом, затрагивающей интересы компании. Поскольку их полномочия охватывают очень много направлений работы, и для них нет границ внутри компании, столь же «диффузный» характер приобретает и их мышление.
Опять-таки, различий между мужчинами и женщинами по данному вопросу не отмечается. Незначительное большинство из них отказались бы красить дом начальнику, однако 48 процен-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 473
тов респондентов обоих полов все же согласились бы. Этнические меньшинства среди участников конференции SHRM еще более «диффуз-ны» в своем подходе к этой дилемме. Мы уже говорили о том, что кадровый менеджмент не знает границ внутри корпорации, но то же можно сказать и об этнической принадлежности персонала, будь то черные американцы, азиаты, коренные американцы или испаноамерикан-цы. Насколько принадлежность к этническому меньшинству является проблемой, настолько данная проблема, так же как и ее решение — отказ от дискриминации, — проявляется повсюду. То, что вы испаноамериканец — это ваша проблема не только в бухгалтерии, где вы работаете, но и во всех отделах компании.
Меньшинства привозят свою культуру в США. Испаноамериканцы и азиаты прибывают из более «диффузных» стран, таких как Мексика, Пуэрто-Рико, Колумбия, Филиппины, Тайвань и т. д. Для адаптации требуется время, и бывает лучше не растворяться в чужой культуре. Сплоченные этнические группы, такие как японцы и евреи, добились наибольших успехов в США, и объясняется это во многом тем, что они во все времена оставались верными своей культуре.