Различия между функциональными сферами достаточно велики и значительны, хотя не столь выражены, как межнациональные.
Менеджер голландской мультинациональной корпорации «Philips» однажды рассказал нам, что в 1980-е годы его компания была известна в первую очередь своими выдающимися научно-техническими разработками (патенты в создании новых аудиокассет, система «Video System 2000»,технология лазерных компакт-дисков — лишь некоторые из них), а также впечатляющими успехами в маркетинге и сбыте готовой продукции. Несмотря на столь значительные успехи в прошлом, в начале 1990-х «Philips» была близка к банкротству сразу в нескольких направлениях бизнеса. По мнению менеджера, проблема «Philips» состояла в том, что координация между функциональными отделами производства, маркетинга и научно-технических разработок не была налажена должным образом.
Возьмем, к примеру, западную медицину. Создается впечатление, что вся система лечения и профилактики работает вполне слаженно, однако в условиях существования более чем 1000атрогенных (вызванных лечением) болезней пациенты все чаще обращаются к альтернативной медицине (гомеопатии и т. п.), несмотря на то что эффективность подобных методов лечения научно не подтверждена. То, что в западной медицине называется «побочными эф-
фектами», оказывается переносом симптомов болезни из одной медицинской специальности в другую.
Западные культуры уделяют большое внимание дифференциации функций вместо их интеграции. Мы много слышим о разделении труда, но слишком мало о его объединении.
«Trompenaars Hampden-Turner Group» проводит семинары с целью выявления и изучения функциональных различий. К примеру, в одном случае речь шла о крупной химической компании, у которой были проблемы с организацией выпуска нового продукта по причине плохого взаимодействия между функциональными подразделениями. Замечания, полученные от каждого из трех важнейших подразделений, позволяют распознать суть проблемы.
Маркетинг:Если бы производство работало как следует, мы бы гораздо лучше и быстрее обслуживали наших клиентов. Производственный отдел, безусловно, тратит слишком много времени на корректировку производственного процесса.
НТР:Маркетинг в целом и отдел сбыта в частности стремятся продать как можно больше, даже если продукт не прошел надлежащую проверку. А потом обвиняют нас, если продукт не соответствует стандартам качества. Производственный отдел:Как НТР, так и маркетинг представления не имеют, каковы наши реальные проблемы. На нас постоянно давят, чтобы мы ускоряли работу. Если неттехничес-
Глава 15. Вопросы тендерных различий, этноса...________________ 487
ких проблем, все равно возникают проблемы какого-нибудь другого свойства, например социальные.
Маркетинг:Разумеется, нам приходится на всех давить. Если бы мы этого не делали, НТР и производственники и пальцем не пошевелили бы, чтобы ускорить процесс. Производственный отдел:Почему бы нам не создать межотраслевые рабочие группы? Ведь речь идет просто о нехватке координации. Часто НТР и маркетинг владеют информацией, которой не располагаем мы. НТР:Чтобы мы могли создать что-нибудь новое, нам нужно, чтобы нас на некоторое время оставили в покое. Слишком часто вместо разработки нового продукта нас просят исправить что-нибудь в уже существующем продукте, так сказать, модернизовать его. Чтобы лидировать на рынке, в первую очередь нужно продвигать технологию.
Многим людям знакомы такие замечания. Возникновение подобных «межфункциональных» коллизий зависит отчасти от типа организации и от того, как она структурирована. Наши исследования показывают, что могут существовать более глубокие культурные причины, обусловливающие недостаток коммуникации и координации между функциональными подразделениями. Подобные проблемы мы изучили на примере наших респондентов из США, при этом мы попытались избежать влияния межнациональных различий. Дальнейшие ис-
следования, однако, показали, что вышеперечисленные проблемы актуальны и для многонациональной среды. На рис. 15.9 представлены некоторые весьма значительные различия.