Одним из индикаторов деятельности легальных и нелегальных мигрантов могут послужить сведения об их денежных переводах. В России и мире основными каналами денежных переводов мигрантов являются наличные, почтовые и банковские переводы. Последние в свою очередь могут проходить с помощью открытия счёта или же без открытия счёта, т.е. через системы денежных переводов или корреспондентские счета банков60. Денежные переводы являются важнейшим источником внешнего финансирования для развивающихся стран и значительным фактором сокращения бедности, объёмы которых по официальным каналам достигают 240 миллиардов долларов, уступая по величине лишь прямым иностранным инвестициям61.
Однако каким образом можно измерить размеры нелегальной миграции, исходя из имеющихся данных? Основной трудностью, возникающей на пути решения данной проблемы в Европе, является невозможность получения доступа к важным данным основного поставщика услуг по денежным переводам - Western Union, несмотря на то, что такая информация существует и используется самой компанией62. Более того, даже если воспользоваться цифрами, предоставленными Всемирным Банком или МВФ, о банковских переводах, возникает вторая проблема: как на основе этих данных определить число мигрантов, а также установить долю нелегальных иностранцев в этой величине?
Исследование, основанное на данных о денежных переводах, было проведено в 2005 году американским банком Bear Stearns63, поглощенным в 2008 году JPMorgan. Аналитики банка, обнаружившие значительный недоучёт в опросах, проводимых Бюро Статистики США, предложили альтернативный метод оценки. В ходе изучения основных тенденций в динамике переводов денег за границу, наборах в начальные школы и видах на жительство в мексиканских коммунах некоторых штатов было выявлено существенное увеличение числа домохозяйств, спроса на коммунальные услуги и рост объёмов денежных переводов. Исследователи банка ввели предпосылку о том, что численность мексиканских мигрантов в США прямо пропорциональна объему денег, пересылаемых в Мексику. На основе данных о переводах, предоставленных Центральным Банком Мексики, аналитики подсчитали 20 миллионов нелегальных мигрантов в стране, что более чем в 2 раза превысило официальную оценку (9 миллионов).
Тем не менее, данную оценку всё же нельзя считать удовлетворительной, несмотря на то, что она дала более точное значение ежегодного прироста численности нелегальных мигрантов, нежели предложенные агентством Pew Hispanic Center 400-500 тыс. человек ежегодно. Главным объектом критики стал тот факт, что в качестве данных о денежных переводах были взяты цифры об общих поступлениях в Мексику из заграницы, а не только из США. К другим недостаткам подобного подсчёта можно отнести вопрос об обоснованности основной предпосылки метода - а именно о том, совпадают ли темпы прироста денежных переводов и нелегальных мигрантов в США, что, по сути, равнозначно тому, что на протяжении 10 лет численность легальных мигрантов и переводимые суммы денег оставались постоянными.
Однако более сложной проблемой, с которой сталкиваются все без исключения попытки оценить масштабы нелегальной миграции на основе данных о денежных переводах, является то, что большую часть заработанных денег мигранты отправляют не с помощью почтовых или банковских систем, а через неофициальные каналы. Согласно данным ВМФ неофициальные денежные переводы могут составлять от 50 до 250% всего объема зарегистрированных переводов64.
Недооценка объёмов денежных переводов может произойти по двум причинам. Во-первых, во многих странах не ведется учёт мелких транзакций, а денежные переводы через почтовые службы, обменные бюро и другие агентства, специализирующихся на подобных услугах, зачастую не регистрируются в официальной статистике. Во-вторых, официальные данные не отражают потоки денежных средств, которые проходят по неформальным каналам, то есть посредством ввоза или вывоза наличной валюты либо самими мигрантами, либо через доверенное лицо: родственников, знакомых или работников транспорта. Неофициальные денежные переводы являются особо распространенными среди нелегальных мигрантов, что может быть обусловлено различными причинами. Например, официальный денежный перевод может быть ограничен или недоступен мигрантам из-за отсутствия необходимых документов. Другой причиной может послужить низкий уровень грамотности, плохое знание языка, неумение пользоваться банковскими услугами или недоверие к ним. Наконец, невыгодный валютный курс, предлагаемый банком, или же высокая комиссия, взимаемая системами денежных переводов, могут также повлиять на выбор мигранта в пользу неофициального перевода.
Более того, существует целая система альтернативных денежных переводов «хавала» (hawala), которая осуществляет полулегальные транзакции по всему миру более десяти столетий и является самой значительной системой переводов денежных средств65. Основным ее отличием от «традиционных» финансовых и банковских каналов является то, что все сделки осуществляются на полном доверии и использовании родственных и дружеских связей без применения оборотных кредитно-денежных документов. Надежность, анонимность, быстрота, низкие издержки, отсутствие требований о предъявлении каких-либо документов, уклонение от уплаты налогов - основные причины, по которым нелегальные мигранты выбирают подобную систему денежных переводов.
Таким образом, первостепенной проблемой, которая стоит перед исследователями, занимающимися изучением переводов денег мигрантами, является оценка самой величины денежных переводов, большая часть которых совершается в обход официальных каналов и не регистрируется. Подобный подсчёт становится возможным благодаря эконометрическому моделированию, но даёт весьма грубую оценку в масштабах континентов66. Другим возможным путём решения проблемы определения неофициальных переводов является исследование поведения мигранта в отношении денежных переводов за границу. Целая серия работ посвящена изучению этой проблемы на основе данных опросов и последующего микроэкономического и эконометрического моделирования67. Так, в ходе исследования, проведенного в США относительно мигрантов из Мексики, для которых были упрощены бюрократические требования, касавшиеся денежных переводов через банк, было выявлено, что легальные мигранты, пользовавшиеся банковскими услугами, пересылали в среднем на $1790 больше, чем те, кто отправлял их иным образом. Для нелегальных мигрантов соответствующая разница составила в среднем $5200, притом, что банковскими услугами пользовались в основном мигранты, находящиеся в законном положении68. Тем не менее, стоит признать, что данные исследования не продвинулись в изучении способов вычисления количества мигрантов на основе данных о денежных переводах. В то же время стоит признать, что информация о динамике величины средств, пересылаемых за рубеж, может послужить хорошим индикатором тенденций в изменениях миграционных потоков.
Оценка нелегальной миграции на основе деятельности пограничных служб(Border Enforcement and the Net Flow of Mexican Illegal Migration)69
В своей работе Мануэла Ангелучи предлагает новый косвенный подход к оценке нелегальной миграции, точнее говоря, сальдо нелегальной миграции, на основе изучения воздействия на него ужесточения пограничного контроля. Данный фактор оказывает значительное влияние как на приток, так и на отток мигрантов из государства. На примере США и Мексики Ангелучи предлагает измерить его влияние количественно, используя эконометрическое моделирование и данные об охране границы за 1972-1993 годы.
Для построения модели были оценены вероятности нелегальной иммиграции и возвращения из незаконной поездки в США как потенциальных, так и текущих нелегальных мигрантов. Приток и отток мигрантов оказался весьма чувствительным к изменениям в пограничном контроле: эластичность вероятности нелегальной иммиграции по вероятности быть пойманным во многих случаях превысила 1 в абсолютном выражении. По расчётам М.Ангелучи, эффект от найма дополнительного патрульного агента (2000 часов) скажется на уменьшении притока нелегальных мигрантов в размере от 771 до 1621 человека, но также и на сокращении оттока в размере от 831 до 1966 человек. В результате, общим итогом может оказаться как увеличение сальдо на 995 человек, так и его уменьшение на 503 мигранта.
Таким образом, данный метод не смог помочь в определении численности нелегальной миграции, но, тем не менее, дал некоторые важные результаты. Так, по итогам исследования, М.Ангелучи приходит к выводу о том, что усиление пограничного контроля не является эффективной мерой борьбы с растущим сальдо нелегальной миграции, а лишь с притоком миграции (определяет его на 35%). Более того, выяснилось, что более жесткая политика на границе может привести к более продолжительному пребыванию нелегальных мигрантов на территории США, т.е. образованию перманентной популяции, что может негативно сказаться на общественном благосостоянии.
Итак, подводя итог вышесказанному, следует сказать, что косвенные оценки размеров нелегальной миграции являются полезным дополнением ко всей гамме методов, изложенных в данной работе. Тем не менее, они не являются универсальными и зачастую нуждаются в более тщательной проработке используемых категорий и источников информации. Однако данные методики формируют новые направления в методах подсчёта незаконных мигрантов, которые предлагают оригинальный подход, позволяющий избежать недостатков, присущих статистическим, опросным и мультипликативным методам оценки нелегальной миграции населения.