Главной и объединяющей чертой, присущей всем методам, относящимся к данной категории, является то, что все они в качестве источника информации используют официальные базы данных для оценивания масштабов нелегальной миграции. К таким базам данных относятся:
перепись населения;
статистика смертности и рождаемости;
система учёта населения при помощи идентификационных карт или индексов;
сведения о числе отказов в выдаче виз;
информация о регистрации и контроле международных пассажиропотоков;
данные о количестве запросов на предоставление убежища;
статистика, предоставляющая информацию о числе выданных разрешений на трудовую деятельность и видов на жительство.
Однако стоит сразу оговориться, что не во всех странах производится сбор упомянутых сведений и формирование соответствующих источников информации, более того, не всегда есть возможность получить доступ к данным, необходимым для проведения исследования. Качество сбора информации и количество включенных единиц совокупности, то есть, вопрос о том, является ли наблюдение сплошным или нет, представляет собой предмет отдельного обсуждения.
Наиболее простым способом вычислить численность нелегальных мигрантов можно при помощи так называемого уравнения демографического баланса, которое выглядит следующим образом:
P=P0+(N-M)+(I-E)+X
В данной формуле переменные P и P0 представляют собой численность населения, выявленную при проведении двух последовательных переписей населения. Разница между переменными N и M называется естественным приростом населения, если N>M, или естественной убылью, если N<M, а величину I-E принято называть чистой миграцией или миграционным сальдо. Таким образом, прибавляя к количеству граждан, зафиксированных на момент времени «0», число родившихся (N) и иммигрировавших (I), но, в то же время, вычитая умерших (M) и эмигрировавших (E), численность которых отражена в официальных базах данных, мы должны получить число P. Однако, как правило, данные значения расходятся на некоторую величину X, которую и принимают равной чистой величине нелегальных мигрантов за период между переписями. Тем не менее, очевидно, что данный результат невозможно признать приемлемым, поскольку переменная X также включает в себя все ошибки, связанные со сбором информации для каждого из параметров уравнения, другими словами, точность оценки напрямую зависит от полноты и аккуратности сбора и обработки данных. К тому же при проведении переписи населения большинство нелегальных мигрантов остаются в нее не включенными. Наконец, полученное значение X дает оценку нелегальной миграции за период между переписями, что не позволяет получить адекватное ежегодное значение данного показателя.
Тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что вышеописанный метод является достаточно простым способом для того, чтобы дать оценку нелегальной миграции. Именно поэтому он достаточно часто применяется государственными органами, в том числе и в России13. В то же время это далеко не единственная техника подсчёта, позволяющая в результате несложных манипуляций получить приблизительное искомое число.
Метод, основанный на простом сравнении реестров(Simple Comparison of Registers)
С 2001 года испанское законодательство обязывает всякого иностранного гражданина, находящегося на территории муниципалитета легально или нелегально, быть включенным в так называемый муниципальный список (Padrón). Незаконные мигранты без подобной регистрации не имеют права на получение медицинской помощи, в то же время они могут использовать ее как подтверждение местопребывания для будущей легализации своего статуса. С другой стороны, нет никаких причин, побуждающих избегать записи в подобный список, поскольку данные муниципальных переписей не используются для поиска нелегалов и их депортации из страны. Поэтому разница между численностями иностранцев, полученными на основе этой переписи, и данных о выдаче видов на жительство даёт необходимую оценку количества нелегальных мигрантов14. В более позднее исследование были также включены сведения об иностранных студентах и лицах, ищущих убежища15.
Несмотря на то, что данный метод был с успехом апробирован в Нидерландах, где также существует подобная система16, он, тем не менее, имеет определенный ряд недостатков. Во-первых, муниципальные реестры не учитывают мигрантов, покинувших страну без предупреждения, результатом чего является их переоценка. Во-вторых, база данных о выдаче вида на жительство не является достаточно качественным источником для оценки количества легальных мигрантов, поскольку также не учитывает их эмиграцию, смертность и натурализацию. Наконец, многие мигранты, пребывающие в Испании, так и остаются незанесенными ни в один из этих списков.
К методам, основанным на простом сравнении реестров, относятся также различные оценки, полученные за счёт сопоставления данных переписи населения с базами данных о видах на жительство, сведениями миграционных служб и результатами регулярных опросов населения или каких-то определенных его групп, например, учащихся-иностранцев. Более подробная информация о процессе проведения и анализа результатов демографических опросов приведена в Разделе II.
Метод остаточных чисел(Residual method)
Главной идеей данного метода является тот факт, что общая численность иммигрировавшего населения включает в себя как нелегальных, так и легальных иммигрантов. Таким образом, вычитая из общего количества число легально проживающих иностранцев, можно получить приблизительное количество мигрантов, находящихся в нелегальном положении. Базовой формулой для вычисления остаточного числа проживающих в стране иностранцев R (residual foreign-born), равного количеству нелегально пребывающих на ее территории мигрантов, является уравнение17:
(1) FB = (L – (M+E)) + T + R, где:
FB(Foreign-born population) - общее число иностранных граждан, выявленное в ходе переписи населения
L(Legal immigrants) - числолегальных мигрантов
M(Mortality) - полученное в результате оценки количество умерших легальных мигрантов. Следует подчеркнуть, что по американскому законодательству любой человек, родившийся на территории США, признается гражданином страны, вне зависимости от гражданства его родителей.
E(Emigration) - число эмигрировавших легальных мигрантов
T(Temporary) - число временных легальных мигрантов. В данную группу в основном входят студенты и рабочие, получившие разрешение на временное проживание. Туристы и бизнес-служащие не включаются в данную категорию мигрантов.
Из уравнения (1) следует, что число нелегальных мигрантов может быть получено по следующей формуле: R = FB – (L – (M+E)) – T.Таким образом, для получения оценки параметра R необходимо располагать статистическими данными, позволяющими вычислить значения остальных переменных уравнения. В 2001 году подробное исследование нелегальной миграции в стране, использовавшее метод остаточных чисел, провело бюро переписи населения США18. Общая численность иностранных граждан была получена, исходя из переписи населения 2000 года, а оценка численности мигрантов была произведена иммиграционной службой США (Immigration and Naturalization Service, INS). Под легальным мигрантом в данном исследовании понимался всякий иностранный резидент, имевший законное разрешение на пребывание на территории США, в том числе лица, ищущие убежище, и беженцы. Для подсчёта каждой переменной уравнения (1) была задействована отдельная группа ученых, анализировавших данные и вводивших необходимые для экстраполяции предпосылки. В частности, на основе сравнения объемов эмиграции, полученных при проведении двух переписей населения (1990 и 2000 года соответственно), был получен коэффициент эмиграции для всего иностранного населения, который, тем не менее, был использован для оценки эмиграции лишь легальных мигрантов. Благодаря этому коэффициенту стало возможным дать оценку ежегодному значению эмиграции населения в период с 1990 по 2000 год19. Число смертей было оценено для каждого года в отдельности на основе вероятностей дожития, которые были получены, в свою очередь, из половозрастных показателей продолжительности жизни для всего населения, принятых равными аналогичным показателям для законно иммигрировавших жителей. При подсчёте окончательного значения нелегальной миграции был принят во внимание тот факт, что часть их была уже известна (в основном, это были так называемые квазилегальные мигранты: ожидающие признания беженцы, депортированные мигранты, а также люди, легализовавшие свой статус за время между переписями). Таким образом, если искомую переменную R представить как сумму R=R1+R2, где R1 - квазилегальные мигранты, а R2 - незаконные, то осталось оценить лишь параметр R2, единственный неизвестный в изначальном уравнении.
Полученные данные, представленные ниже в таблице, были также проверены с помощью Демографического анализа (Demographic Analysis, DA) и Оценки точности (Accuracy and Coverage Evaluation, ACE) - двух систем оценивания, использующих данные других статистических источников и результаты различных опросов населения соответственно. С их помощью удалось выявить недоучет при проведении переписи населения, благодаря привлечению альтернативных источников информации (таких, как, например, медицинские базы данных), а также текущего сплошного анкетирования некоторых этнических групп. Таким образом, были также вычислены «разброс» оценок численности нелегальных мигрантов в США в 2000 году (табл. 1).
Таблица 1. Верхняя и нижняя границы оценки численности нелегальных мигрантов в США в 2000 году
Оценка Бюро
Нижняя граница
Верхняя граница
Иностранцы
32 635 199
32 174 511
33 347 473
Легальные мигранты
21 612 023
21 612 023
21 612 023
Временные мигранты
781 507
1 200 000
1 200 000
«Остаточные» мигранты
10 241 669
9 362 488
10 535 450
- Квазилегальные
1 700 000
1 700 000
1 700 000
- Нелегальные
8 541 669
7 662 488
8 835 450
В апреле 2001 первого года по образцу исследования бюро переписи населения при участии английских экспертов был проведен примерный подсчёт нелегальных мигрантов в Великобритании, несмотря на отсутствие здесь данных о проживающих легальных мигрантов, количество которых пришлось оценивать отдельно20. Таким образом, из всех существующих способов оценки нелегальной миграции, метод остаточных чисел дает наиболее точную интервальную оценку, благодаря привлечению множества данных о проживающих в стране людях, а также проверке этих данных с помощью альтернативных источников информации.
Метод ожидаемого населения(La méthode des population attendues)
Техника, представленная в данном параграфе, предполагает использование уравнения демографического баланса, речь о котором шла выше, не вполне стандартным способом. Суть метода сводится к сравнению оцененного количества граждан, эмигрировавших из страны, с официальными данными о числе эмигрантов, проживающих в момент наблюдения на территории других государств, что позволяет подсчитать жителей, находящихся в статусе нелегальных мигрантов за рубежом. Иными словами, имеется две переписи населения, проведенные в годы t1 и t2 соответственно, предоставляющие информацию о половозрастном распределении населения некоторого государства. Для дальнейшего исследования необходимо оценить размер ожидаемого населения на момент t2, основываясь на первой переписи и величине естественного прироста или убыли за период (t1;t2). В таком случае из уравнения демографического баланса следует, что разница между численностью населения, выявленной в ходе переписи в момент t2, и ожидаемым населением на момент t2 даст нам значение сальдо миграции, покрывающее этот промежуток времени. Таким образом, масштабы нелегальной миграции уроженцев изучаемой страны за рубежом становится возможным оценить, сравнивая полученное сальдо с общей численностью официально проживающих граждан на территории других государств21.
Очевидно, что основная трудность, с которой сталкивается данная методика (помимо проблем, связанных с достоверностью данных, полученных в ходе переписей населения и предоставляемых статистикой рождаемости и смертности) является определение перечня стран, в которых проживают граждане государства, для которого производится оценка. Идеальным для метода ожидаемого населения является ситуация, при которой жители эмигрируют в одну страну, например, как в случае Мексики и США. Однако европейские ученые смогли провести оценку для выходцев из Марокко, предположив, что основная их часть проживает в Германии, Бельгии, Франции, Нидерландах, Испании, Италии и США. Примерный подсчёт, основанный на двух переписях населения и оценке ожидаемого населения, полученной на основе данных о рождаемости и смертности за период между двумя переписями, указал на 375 000 марокканцев, находящихся в статусе нелегальных мигрантов на территории этих государств. Однако данная оценка была подвержена критике и пересчитана по методу соотношения полов (см.ниже), давшему вдвое большее значение. Основными недостатками проведенного исследования помимо вышеописанных были названы в том числе несоответствие периодов между переписями населения в Марокко и стран проживания мигрантов, а также отсутствие статистики по арабским странам, в которые тоже эмигрирует большое число уроженцев Марокко22.
Метод соотношения полов(Sex-ratio method)
Данный метод, равно как и предыдущий, предполагает оценку количества нелегальных мигрантов не для страны, в которой они пребывают, а для страны, из которой они приехали, однако дает более детализированный подсчёт, благодаря введению дополнительных предпосылок. В основе методики соотношения полов лежит вполне разумное предположение о том, что большую часть нелегальных мигрантов представляют мужчины. Главным показателем, который используется при подсчете незаконных иностранцев, является количество мужчин, приходящихся на 100 женщин, или так называемый коэффициент соотношения полов (sex-ratio). Сравнивая фактическое соотношение количества мужчин и женщин, выявленных в ходе переписи населения в стране, уроженцами которой являются мигранты, с теоретической пропорцией, рассчитанной для нее и для страны пребывания, становится возможным получить ожидаемое количество нелегальных мигрантов.
Подобное исследование было проведено в Мексике, граждане которой эмигрируют в основном в США. В работе были представлены разные способы оценки нелегальных мигрантов за рубежом, использовавшие доступные источники информации и основывавшиеся на различных предпосылках. Тем не менее, основной подсчёт был произведен, исходя из следующих соображений23:
Пусть все мигранты представлены в четырех категориях, разделяющих их на легальных (L) и нелегальных (U), а также на мужчин (M) и женщин (F). Приведенный ниже вывод формулы одинаков для каждой возрастной группы (от 0 до 65 лет, всего 13 групп по 5 лет).
Коэффициент соотношения полов для легальных и нелегальных мигрантов может быть выражен соответственно, как и , где ML, FL, MU, FU - численность мужчин и женщин, находящихся в законном и незаконном положении.
- тот же показатель для всего населения (который также дополняется данными о естественном приросте или убыли населения). Откуда следует, что , то есть, что .
Следовательно, общую численность нелегальных мигрантов определенного возраста оказывается возможным оценить по формуле, полученной сложением FU и MU : .
Коэффициенты a,b и c, представляющие пропорции соотношения полов соответственно для всего числа мигрантов, его легальной и нелегальной частей, могут быть получены на основе любых подходящих источников информации. Что касается исследования, проведенного в Мексике, то необходимые сведения касательно половозрастного распределения мигрантов были взяты из переписей населения Мексики, США, а также данных, предоставленных американской иммиграционной службой INS, с помощью которых были еще и проанализированы характеристики мигрантов, принявших американское гражданство. Поскольку коэффициент с может быть только оценен, также как и различные изменения коэффициента а в зависимости от показателей смертности и рождаемости, то было получено около 15 различных комбинаций этих параметров, исходя из которых удалось оценить примерное количество нелегальных мигрантов, колебавшееся в границах от 1,3 до 3,9 миллионов человек24.
Итак, самым уязвимым местом, присущим всем методам, относящимся к категории «Статистические», является полнота используемых источников информации, качество и аккуратность сбора и обработки данных, а также частота проведения переписей населения, что также сказывается на точности проводимой оценки. Тем не менее, как показал американский опыт, всевозможные ошибки и недоучеты можно выявить, пользуясь альтернативными базами данных, предоставляемых, в том числе, многочисленными опросами, проводимыми государственными и частными компаниями. Во втором разделе настоящей работы приведено подробное описание процесса организации опроса и представлены методы оценки нелегальной миграции, основанные на использовании выявленной в ходе него информации.