До недавнего времени в нашей стране источником финансирования охраны окружающей среды был только государственный бюджет. В настоящее время сформирована новая структура экономического механизма охраны окружающей среды, которая сочетает как ранее действовавшие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение, экологические фонды, экологическое страхование и др.). Нововведения направлены на то, чтобы сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
Основными задачами экономического механизма (согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») являются:
• планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
• установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
• установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
• предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
• возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Одной из составляющих нового экономического механизма является - материальное стимулирование природоохранной деятельности, которое предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания. Меры материального поощрения - налоговые льготы, освобождение от налогообложения (например, для экологических фондов и природоохранного имущества), поощрительные цены и надбавки (например, на экологически чистую продукцию), льготное кредитование. Меры материального наказания - добавочное налогообложение (например, для экологически вредной продукции), штрафы.
Кроме того, к эффективным средствам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования относятся - лицензия, договор и лимиты.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы. Лицензия, являясь средством защиты окружающей природной среды и одним из способов регулирования природопользования, содержит:
· перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
· нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
· перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;
· нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
· экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды РФ сроком на один год. Право пользования ею может быть прекращено досрочно, если возникает угроза экологической безопасности населения.
Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Договор на комплексное природопользование - документ, предусматривающий условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
В лицензии и договоре установлены лимиты на природопользование.
Лимиты на природопользование - предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Например, лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных и т.д. За сверхлимитное использование природных ресурсов и сверхлимитное загрязнение окружающей среды предусматривается дополнительная плата в несколько раз превышающая плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов. В результате лимиты выполняют как экономические, так и природоохранные функции.