Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
Источниками экологического права, образующими законодательство РФ, являются следующие правовые документы:
1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г).
Провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно конституция устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
2. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
3. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране атмосферного воздуха, об экологической экспертизе, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и др.
Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В этом законе отражены следующие вопросы:
· общие положения;
· основы управления в области охраны окружающей среды;
· права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;
· экономическое регулирование;
· нормирование;
· оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;
· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
· зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
· природные объекты, находящиеся под особой охраной;
· государственный мониторинг окружающей среды;
· контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
· научные исследования;
· основы формирования экологической культуры;
· ответственность за нарушение законодательства;
· международное сотрудничество;
· заключительные положения.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мастного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ разрешается разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом местных особенностей (географических, социально-экономических и др.), ограничивать и (или) запрещать хозяйственную деятельность на своих территориях.
4. Нормативные акты министерств и ведомств.
Издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.
5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов).
Дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
Государственные органы РФ в области природопользования
и охраны окружающей природной среды
Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы специальной комптенции выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. указом Президента РФ функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР России), куда вошли Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности.
Главными задачами Министерства природных ресурсов РФ являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.
К комплексным органам управления относятся также:
· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - осуществляет контроль в области санитарной охраны населения через систему территориальных органов;
· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;
· Министерство РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы специальной компетенции (Роскомзем, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз РФ) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.
Функциональные органы специальной компетенции осуществляют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Росатом (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Ростехнадзор (контроль за использованием недр); Минздравсоцразвития РФ (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД РФ (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).
Кроме того, загрязнение среды и нарушение экологического равновесия способствовало расширению международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы и созданию международных органов управления природопользованием и охраной природы (таб 1.).
Таблица 1.
Международные природоохранные организации
Название
Сфера деятельности
Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
1. Руководство межправительственными программами.
2. Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию.
3. Оказание помощи в развитии экологического образования.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)
1. Сохранение естественных экосистем.
2. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы.
3. Организация заповедников, резервов, национальных природных парков.
4. Экологическое просвещение.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
1. Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.
2. Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды.
3. Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
1. Разработка правил строительства и эксплуатации АЭС
1. Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС.
2. Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду.
3. Установка норм радиационной безопасности.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)
1. Решение экологических проблем в сельском хозяйстве.
2. Охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.
Международная морская организация (ИМО)
1. Разработка международных конвенций об охране моря от загрязнений.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО)
1. Изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.
2. Глобальный мониторинг.
Экологическая стандартизация
Экологическая стандартизация – это установление единых и обязательных экологических норм и правил.
Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов.
В России экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах и др. документах.
Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), являющихся подзаконными правовыми актами. Государственный стандарт (ГОСТ) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» (ССОП), введенный в 1977 году. Данная система стандартов состоит из комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов, и разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
ССОП способствует решению таких задач как:
· ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;
· рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах РФ, их водных и биологических ресурсов;
· упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;
· сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов;
· обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;
· сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;
· охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);
Система стандартов в области охраны природы подразделена на группы и виды (таб. 2-3).
Таблица 2.
Группы стандартов
Номер группы
Наименование
Кодовое наименование
Организационно-методические стандарты ССОП
основные положения
Стандарты в области охраны и рационального использования вод
гидросфера
Стандарты в области защиты атмосферы
атмосфера
Стандарты в области охраны и рационального использования почв
почвы
Стандарты в области улучшения использования земель
земля
Стандарты в области охраны флоры
флора
Стандарты в области охраны фауны
фауна
Стандарты в области охраны и рационального использования недр
недра
Таблица 3.
Виды стандартов
Номер группы
Наименование
Общие положения
Термины, классификации, определения
Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Методы определения параметров состояния приходных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений
Прочие стандарты
Обозначение того или иного стандарта СООП включает: индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер группы, номер вида, порядковый номер стандарта и год издания (пересмотра).
Например, ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.