Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы экологического права



 

Источники экологического права

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

 

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

 

Источниками экологического права, образующими законодательство РФ, являются следующие правовые документы:

 

1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г).

 

Провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно конституция устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

 

2. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ.

 

Затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

 

3. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране атмосферного воздуха, об экологической экспертизе, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и др.

 

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В этом законе отражены следующие вопросы:

 

· общие положения;

 

· основы управления в области охраны окружающей среды;

 

· права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;

 

· экономическое регулирование;

 

· нормирование;

 

· оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

 

· требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

 

· зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

 

· природные объекты, находящиеся под особой охраной;

 

· государственный мониторинг окружающей среды;

 

· контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

 

· научные исследования;

 

· основы формирования экологической культуры;

 

· ответственность за нарушение законодательства;

 

· международное сотрудничество;

 

· заключительные положения.

 

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов мастного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ разрешается разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом местных особенностей (географических, социально-экономических и др.), ограничивать и (или) запрещать хозяйственную деятельность на своих территориях.

 

4. Нормативные акты министерств и ведомств.

 

Издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

 

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов).

 

Дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

 

Государственные органы РФ в области природопользования

 

и охраны окружающей природной среды

 

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

 

К государственным органам общей компетенция относятся Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий.

 

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

 

Комплексные органы специальной комптенции выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. указом Президента РФ функции по рационализации природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР России), куда вошли Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности.

 

Главными задачами Министерства природных ресурсов РФ являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

 

К комплексным органам управления относятся также:

 

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - осуществляет контроль в области санитарной охраны населения через систему территориальных органов;

 

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – обеспечивает контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

 

· Министерство РФ по делам гражданской обороны,

чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

 

Отраслевые органы специальной компетенции (Роскомзем, Рослесхоз, Росрыболовство, Минсельхоз РФ) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

 

Функциональные органы специальной компетенции осуществляют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Росатом (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Ростехнадзор (контроль за использованием недр); Минздравсоцразвития РФ (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД РФ (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

 

Кроме того, загрязнение среды и нарушение экологического равновесия способствовало расширению международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы и созданию международных органов управления природопользованием и охраной природы (таб 1.).

 

Таблица 1.

 

Международные природоохранные организации

Название Сфера деятельности
Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1. Руководство межправительственными программами.   2. Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к Всемирному наследию.   3. Оказание помощи в развитии экологического образования.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) 1. Сохранение естественных экосистем.   2. Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы.   3. Организация заповедников, резервов, национальных природных парков.   4. Экологическое просвещение.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 1. Охрана здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.   2. Организация санитарно-эпидемиологического мониторинга окружающей среды.   3. Проведение санитарно-гигиенической экспертизы и оценка качества окружающей среды.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) 1. Разработка правил строительства и эксплуатации АЭС   1. Проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС.   2. Оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду.   3. Установка норм радиационной безопасности.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) 1. Решение экологических проблем в сельском хозяйстве.   2. Охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана.
Международная морская организация (ИМО) 1. Разработка международных конвенций об охране моря от загрязнений.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) 1. Изучение и обобщение воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам.   2. Глобальный мониторинг.

Экологическая стандартизация

 

Экологическая стандартизация – это установление единых и обязательных экологических норм и правил.

 

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах. Эти стандарты были впервые использованы в США в начале 70-х годов в Федеральных законах о качестве воздуха и о качестве вод. Стандарты качества окружающей среды существовали и в странах Восточной Европы. Традиционными стандартами качества окружающей среды являются стандарты качества воздуха и вод, шума и вибрации, неприятных запахов.

 

В России экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах и др. документах.

 

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), являющихся подзаконными правовыми актами. Государственный стандарт (ГОСТ) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

 

Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» (ССОП), введенный в 1977 году. Данная система стандартов состоит из комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов, и разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

 

ССОП способствует решению таких задач как:

 

· ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;

 

· рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах РФ, их водных и биологических ресурсов;

 

· упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

 

· сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов;

 

· обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

 

· сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

 

· охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

 

Система стандартов в области охраны природы подразделена на группы и виды (таб. 2-3).

 

Таблица 2.

 

Группы стандартов

Номер группы Наименование Кодовое наименование
Организационно-методические стандарты ССОП основные положения
Стандарты в области охраны и рационального использования вод гидросфера
Стандарты в области защиты атмосферы атмосфера
Стандарты в области охраны и рационального использования почв почвы
Стандарты в области улучшения использования земель земля
Стандарты в области охраны флоры флора
Стандарты в области охраны фауны фауна
Стандарты в области охраны и рационального использования недр недра

Таблица 3.

 

Виды стандартов

Номер группы Наименование
Общие положения
Термины, классификации, определения
Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Методы определения параметров состояния приходных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений
Прочие стандарты

Обозначение того или иного стандарта СООП включает: индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер группы, номер вида, порядковый номер стандарта и год издания (пересмотра).

 

Например, ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

 

ГОСТ - категория стандарта (государственный стандарт)

 

17 - номер системы (по Общесоюзному классификатору стандартов и технических условий)

 

1 - номер группы (гидросфера, стандарты в области охраны и рационального использования вод)

 

3 - номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта).

 

05 - порядковый номер стандарта (№5)

 

82 - год регистрации стандарта (1982).




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.