Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экологический контроль



Экологический контроль - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

 

Основные задачи экологического контроля:

 

· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

 

· проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

 

Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые, наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

 

Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый - сбор и обработка исходных данных. Второй - осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля - предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

 

Выделяют: государственный, муниципальный, производственный и общественный экологический контроль.

 

Государственный экологический контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы. Согласно закону «Об охране окружающей среды» они имеют право:

 

· посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

 

· проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

 

· устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;

 

· назначать государственную экологическую экспертизу;

 

· требовать устранения выявленных недостатков;

 

· привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

 

· принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

 

Муниципальный экологический контроль - это контроль органов местного самоуправления на территории муниципального образования. Основой для его осуществления служат законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

 

Основными задачами муниципального экологического контроля являются:

 

- выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;

 

- мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования;

 

- координация деятельности в области производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга;

 

- информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования и другой необходимой и достаточной экологической информации;

 

- пропаганда природоохранного законодательства;

 

- привлечение общественных организаций и населения к участию в процессе исполнения на территории муниципального образования природоохранного законодательства;

 

- контроль за выполнением плановых мероприятий по охране окружающей среды организациями, физическими лицами, независимо от правового статуса, формы собственности и подчиненности;

 

- осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства;

 

- проверка достоверности представляемых форм статистической отчетности на соответствие фактическим данным;

 

- контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;

 

- осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней;

 

- осуществление оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, с целью выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности;

 

- осуществление контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства при строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию сооружений и объектов хозяйственной деятельности.

 

Производственный экологический контроль - контроль предприятия за своей деятельностью в области природопользования и охраны среды.

 

Необходимость проведения этого вида контроля наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», также определена Федеральными законами от 04.05.1999г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

 

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

 

Общественный экологический контроль - контроль выполнения требований экологического законодательства со стороны общественных организаций, профсоюзов, отдельных граждан. По возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства этот вид контроля уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Поэтому, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.