Явлений. Под шкалированием понимают способ превращения ряда качественных социальных факторов в количественные ряды. Оно дает возможность измерить определенные стороны общественных явлений или качество личности и изобразить их в виде шкалы.
Для получения шкалы используются вопросы с оценкой —I веер закрытых ответов, к которым прилагается оценочная характеристика типа: одобряю, осуждаю, занимаю позицию нейтралитета, не знаю и др. В результате появляется возможность проведения количественной оценки. Эта процедура называется шкалированием.
Докторська дисертація
Шкалы бывают разные:
А) трехградусная (т. е. на вопрос предполагается 3 ответа
со степенью, например: очень, не очень, недоволен);
Известны 5 основных типов шкал: социальной дистанции,
Нормирования, ранжирования, внутренней последовательности и шкалограммный анализ.
Социометрический метод шкалирования в педагогике интересен тем, что выявляются определенные проблемы, устанавливается, кто в группе пользуется наибольшим авторитетом, кто меньше, и т. д.
В социологии разработаны требования к шкалам:
а) шкала должна обладать надежностью, т. е. постоянством в результатах при одной и той же выборке;
Б) обоснованность шкалы, т. е. возможность измерять то,
Кандидатская диссертация
ради чего создана;
В) свойства, сведенные в шкалу, должны быть правильно определены, сравнимы и подчинены логическому правилу
Единства основания.
Экспертные методы.
Интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием качества предметов или процессов, которое получило название 'квалиметрия'. Этот термин 'квалиметрия' (в переводе с латыни 'квали' — качество и метро — измерять) означает сравнительно новую область метрологических знаний по разработке комплексных количественных оценок качества объектов, явлений, процессов. Применение методов квалиметрии к оценке, например, психолого-педагогических объектов называют педагогической квалиметрией. В ней можно условно выделить теоретическую и прикладную квалиметрию.
Теоретическая квалиметрия исследует проблемы измерений, общие вопросы измерения, анализа и оценки результатов в исследованиях, проблемы аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса, разрабатывает методики оценки качества объектов.
Прикладная педквалиметрия решает конкретные задачи, связанные с измерениями в исследованиях.
Квалиметрия в значительной степени использует математические методы. Среди них: теория вероятностей и математическая статистика, методы многомерного статистического анализа, факторного и корреляционного анализа.
Экспертные методы следует рассматривать как один из возможных подходов ко всестороннему изучению сложных проблем, в которых окончательное решение должен принять исследователь.
Экспертные методы используют эвристические возможности человека, позволяя на основе знания и опыта, интуиции специалистов, работающих в определенной области, получить оценку исследуемых явлений.
Докторская диссертация
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественным суждением и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов есть решение проблемы. От экспертизы метод экспертных оценок отличают две особенности: научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы; применение количественных методов при организации экспертизы и при оценке суждений экспертов и их обработке.
Большие перспективы применения методов экспертных оценок при составлении новых планов, программ, оценке учебных материалов, профессиональных качеств личности, прогнозирования, развития специальностей и др.
На основе экспертной оценки устанавливается степень согласованности мнений экспертов по какому-то исследуемому вопросу и объективность обоснования выводов экспертов. Экспертные оценки должны опираться на существующие объективные связи между фактами и явлениями.