В социологии различают виды наблюдений: систематическое и простое; непосредственное и опосредованное; кратковременное и длительное.
Систематическое наблюдение сопровождается различными средствами контроля над впечатлениями наблюдателя с помощью статистических данных, вопросников, диктофонних записей и др.
Простое наблюдение — наблюдение в обиходе, с последующей регистрацией. Оно, в свою очередь, делится на включенное и невключенное. При включенном — исследователь на определенный длительный срок включается в жизнь наблюдаемой группы, принимает участие в жизни группы. Здесь наблюдатель — участник.
Докторская диссертация
Опосредованным наблюдение является тогда, когда исследователь пользуется различными приборами и наблюдает за их показателями. Это дает возможность много раз одному человеку или разным людям воспринять ситуацию, глубже ее проанализировать. Если наблюдатель пользуется материалами других людей, на основе которых делает выводы, — это косвенное наблюдение.
Кратковременное наблюдение — это наблюдение по интересующему исследователя вопросу в течение короткого времени.
К длительному, клиническому наблюдению относится
Монографическое наблюдение: глубокое обследование одного
Объекта.
Социологи пользуются специальными бланками для записи наблюдений, в которых в зашифрованном виде имеются соответствующие категории поведения, роли, другие сведения о наблюдаемых. Могут для протоколирования наблюдений использоваться карточки, заполняемые на каждого члена группы ('картотека' или 'личные карточки').
Отчет о наблюдениях включает:
указание места, времени, обстоятельств наблюдения;
информацию о роли наблюдателя в группе;
характеристику наблюдаемых, их взаимоотношений, особенностей жизнедеятельности;
Заказать диссертацию
Описание (подробное) фактов, явлений, их анализ и интерпретацию наблюдателя.
К отчету прилагаются протоколы, дневники, карточки, хронокарты, магнитофонные записи и др.
Анализ взаимодействия.
Метод анализа взаимодействия — разновидность метода наблюдения — состоит в том, что наблюдение ведется за внешними проявлениями человеческого поведения; изучают коммуникации, обмен информацией, проявления согласия и несогласия, отношения к коллективам и индивидам. Чем чаще взаимодействие, тем теснее связь между людьми. В хорошей коллективе система взаимодействия подчинена эффективному ходу трудового процесса. В неорганизованном коллективе эта система тормозит или нарушает ход трудового процесса.
Выделяют следующие фазы анализа взаимодействия.
Подготовительная. Она включает в себя ориентировку в наблюдаемой среде, изучение формальной организации коллектива, изучение неформальной организации.
Исполнительная. Включает наблюдение взаимодействия (речевого и двигательного). Объектами наблюдения являются лица, которые занимаются общей деятельностью. Выясняется, кто инициаторы деятельности; когда происходит взаимодействие; в течение какого времени; в чем оно проявляется; каково его содержание; какова форма; каковы эмоциональная окраска и систематичность взаимодействия.
3. Аналитическая. Включает анализ материала путем классификации его по следующим критериям:
интенсивность различных видов взаимодействия, способствующих укреплению или ослаблению связей между членами коллектива;
концентрация взаимодействия; локализация взаимодействия вокруг определенных лиц (кто эти лица?), вокруг определенных рабочих мест, в определенный период рабочего дня (где и когда?);
Кандидатська дисертація
объем взаимодействия в пределах группы (коллектива) и вне его (количество и содержание контактов);
направления взаимодействия (кто инициатор, кто потребитель?);
содержание взаимодействия (его виды, поводы, стиль; какое взаимодействие преобладает: формальное или неформальное).
Оценивание (рейтинг).
Оценивание ('рейтинг' в переводе с английского — оценка, отнесение к тому или иному классу, разряду) является разновидностью косвенного наблюдения. Рейтинг — метод оценивания, или метод психологического измерения, основанный на суждениях компетентных судей. Он состоит в том, что явление изучается через разностороннюю его оценку человеком, непосредственно его наблюдавшим иногда на протяжении многих лет.
Метод самооценки дает возможность получить данные о реальном поведении, позволяет выявить степень уверенности человека в себе, его самооценку; сопоставление оценки с самооценкой может выступать как методика, позволяющая выявлять взаимоотношения между людьми, конфликты между ними.