Детерминированность метода, т. е. обусловленность закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности, а также и теоретическая обусловленность, которая находит свое прямое выражение в диалектике перехода теоретических знаний в нормативные средства управления методом.
Заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями самой деятельности. Данное требование делает необходимым соответствие всех компонентов метода цели исследования и подчеркивает активность субъекта познания.
Результативность и надежность метода состоят в том, что он должен быть таким по своим разрешающим способностям, чтобы мог однозначно давать результат с высокой степенью вероятности, а это зависит как от каждого компонента метода, так и от их общей структурной компоновки в системе метода в целом.
Экономичность метода, т. е. затраты на его создание и использование, должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования, что указывает на обусловленность метода кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.
Ясность и эффективная распознаваемость метода. Метод должен быть таким, чтобы им мог воспользоваться при соответствующей подготовке любой человек, пожелавший сделать это.
Воспроизводимость метода, т. е. возможность его использования неограниченное число раз, а это зависит от воспроизводимости всех компонентов данного метода.
Обучаемость методу, основой чего являются воспроизводимость, ясность и распознаваемость метода.
Все названные требования выражают важнейшие свойства метода и являются достаточно жесткими, а подчинение им во многом определяет успех исследования в целом.
Многие ученые склонны утверждать, что выработка эффективного метода имеет большее значение, чем остальные компоненты науки. Наука располагает большим множеством самых разнообразных методов и методик: теоретических, экспериментальных, общенаучных и частных.
Методы входят в единую систему научной деятельности и имеют общие онтологические и гносеологические основания, поэтому они во всей своей совокупности образуют некоторую общность, относясь к классу научных методов. Их единство, взаимная связь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для осуществления эффективного исследования в какой-либо области научного познания применяется одновременно и во взаимной связи набор методов.
Докторская диссертация
В конкретных научных исследованиях говорят о разнообразии методов. Практически каждому самостоятельному научному исследованию присуще своеобразие научных методов.
Различают понятия: 'научный метод', 'метод индивидуального уровня научной деятельности' и 'метод науки'.
Под 'научным методом' понимают общепринятое представление о методе как системе правил, норм, применяемых в исследовании для решения задачи, проблемы.
Понятие 'метод науки' характеризует науку как специфическую систему познания, в сущности, метод науки есть не что иное как типичный для науки способ получения нового знания. В этом смысле он выступает как организация познавательной деятельности всей системы науки.
Метод науки — особая организация познавательного цикла системы науки, всей структуры научной и познавательной деятельности, предполагающая выделение и использование определенных познавательных шагов, определенную последовательность их применения. Важнейшие из них — формулировка проблемы, построение гипотезы, а затем теории, эмпирическая проверка созданной теории с помощью эксперимента формулировкой новой проблемы.
Схематически метод науки, или ее общий познавательный цикл, выглядит так: проблема (1) —- процедуры построения теоретического знания — процедуры установления соответствия между теоретическим и эмпирическим знанием — проблема (2) — и далее повторение цикла.
Метод, таким образом, представляет собой диалектическое единство общего, общенаучного и индивидуального. В нем можно выделить две стороны:
истинность (свойство быть образом объективной реальности);
Конструктивность.
Методы, используемые как в теоретической, так и в практической деятельности, очень разнообразны. Следует отметить, что и система методов, используемых в современной науке, столь же многообразна, как и сама наука. Разнообразие методов научного познания условно можно подразделить