Сферы применения бывают естественно-научные, лабораторные, экспериментальные и др. Эксперимент имеет этапы: констатирующий, созидательный, корректирующий, контрольный.
Специфика эксперимента при исследовании, например,| педагогических явлений заключается в следующем.
Заказать диссертацию
Известно, что под экспериментом понимают специально поставленный опыт в определенных условиях, которые содержат оптимальные возможности для объекта исследования, соответствующие замыслу эксперимента. В связи с этим первой специфической особенностью является создание таковых условий. Они могут выражаться в создании специальных ситуаций, влияющих на объекты изучения.
Педагогический эксперимент является моделью наиболее совершенного педагогического процесса, в котором достигается наивысшая эффективность. Отсюда следует, что вторая специфичная черта — создание экспериментальной модели, которая в ходе апробации даст оптимальный результат.
Следующая отличительная особенность состоит в повторении эксперимента в различных условиях, в апробации полученных данных в массовом опыте обучения и воспитания.
Виды эксперимента.
Лабораторный эксперимент как научный метод необходим для специального изучения отдельных вопросов с участием испытуемых, отобранных в процессе массового эксперимента.
Реализация лабораторного эксперимента предполагает создание специальных условий и групп испытуемых по параметрам, выявление которых требует гипотеза. К лабораторным экспериментам можно отнести внедрение обучающих программ После лабораторной корректировки обучающая программа апробируется на большом числе испытуемых, а затем может быть рекомендована для внедрения в практику.
Лабораторные эксперименты делятся на две группы:
эксперименты, осуществляющие эмпирическую проверку той или иной гипотезы или теории;
эксперименты поискового плана, в ходе которых происходит сбор необходимой эмпирической информации для уточнения предположенного.
Палевой эксперимент представляет собой модификацию лабораторного эксперимента с применением портативной техники, позволяющей проводить опыты в широком масштабе и за пределами лаборатории.
Кандидатська дисертація
Формирующий (созидательный) эксперимент.
В ходе его проведения обычно создается модель исследуемого, например, педагогического процесса с заранее заданными его характеристиками. Эта модель может быть использована для массовой проверки изучаемых особенностей педагогического процесса. Цель этого вида эксперимента — совершенствовать методы, приемы, организационные формы учебно-воспитательного процесса, вводить в него новое содержание.
Непосредственным объектом формирующего эксперимента являются изменения объема и характера знаний, умений и навыков, происходящие в объекте воспитания и обучения под влиянием педагогического исследования.
Существенным компонентом формирующего эксперимента является выдвижение гипотезы, разработка которой в значительной степени предопределяет судьбу эксперимента. В ходе эксперимента сама гипотеза обогащается и уточняется, открывая новые возможности для исследования.
На этапе формирующего эксперимента строится предмет исследования, намечаются экспериментальные и контрольные объекты, устанавливается, что именно подлежит исследованию в каждом объекте. Выполнение этих действий помогает реализовать программу эксперимента, получить конкретные факты. На основе полученных в эксперименте результатов делаются выводы о правильности или ошибочности выдвинутой гипотезы, разрабатываются теоретические положения и практические рекомендации, осуществляется внедрение в практику результатов исследования.
Обработка данных эксперимента.
Как известно, эксперимент состоит из этапов. Констатирующий этап служит для констатации имеющейся модели явления в практике, которую необходимо изучить. Он может быть в начале исследования и в ходе него. Формирующий (конструирующий) этап уточняет гипотезу исследования, после чего проводится констатация количественных и качественных различий опытных и контрольных групп.
Обработка фактов проходит в свою очередь также в несколько этапов:
I. Разносторонний, целенаправленный первичный анализ каждого факта. Ответы на вопросы: что обнаружено? при каких условиях? каковы признаки явления?