Сущность методологического аппарата исследования определяется современным пониманием методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в различных областях теории и практики, или применительно к научно-исследовательскому процессу совокупности принципов, средств, методов и форм научного познания. Методологический аппарат включает в себя:
І. Принципы организации и проведения исследования.
II. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т. п.).
Ш. Тактические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура).
IV. Понятийно-категориальную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т. п.).
V. Требования к результатам исследования (актуальность,
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость и
Т. д.).
Кандидатская диссертация
Подлинно научным может быть лишь исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата.
I. Методологические принципы научного исследования.
Принцип объективности требует всестороннего учета фактов, порождающих то или иное явление, условий развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте.
Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов. Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследовательского процесса. Изучение и познание, раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.
Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.
Системность изучения процесса с учетом всех его требований, и прежде всего требования целостного подхода к исследованию процесса.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
II. Способы определения стратегии исследования.
Определение уровня методологического анализа.
Определение исследовательских подходов на различных уровнях анализа.
Докторская диссертация
Для исследователя важное значение имеет изучение особенностей и форм взаимосвязи различных уровней методологического анализа и выявление особенностей их влияния на теоретическую и практическую деятельность.
Философская методология образует высший уровень методологического анализа, включающий мировоззренческую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального строя с точки зрения той или иной картины мира.
Диалектический метод дает общее направление научного исследования, формирует общие методологические установки и служит средством ориентирования в эмпирическом материале, является для исследователя своеобразной нитью, помогающей найти выход из лабиринта фактов.
Второй уровень методологического анализа включает изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования.
К этому уровню методологического анализа можно отнести методы теоретической кибернетики, нашедшие широкое применение в различных областях современной науки, системный подход, методы идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования, вероятностный, статистический и др. По своей сущности и сфере применения они носят общенаучный характер.
Существуют три методологических подхода, связанных с изучением объектов большой степени сложности:
а) структурно-функциональный;
б) структурный;
В) системный.
Использование в любом конкретно-научном исследовании общенаучных и философских методов, как и методов смежных отраслей науки, не может носить характер механического переноса — необходимы предметная их интерпретация и дальнейшая разработка и совершенствование этих методов с учетом конкретных задач и целей исследования.
Заказать диссертацию
Третий уровень методологического анализа включает конкретно-научную методологию, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Этот уровень методологического анализа имеет своей необходимой предпосылкой метод и принципы общефилософской методологии, базируется на категориях диалектики, исходит из научно-философских основ мировоззрения.
Общие методологические и философские принципы научного познания оказывают существенное влияние на методы конкретно-научного познания. Научный метод в любой отрасли науки не является продуктом спонтанной деятельности ума исследователя, оторванной от жизненного опыта. Он также определяется природой исследуемого предмета и служит конкретной практической цели, организуя и направляя исследовательский процесс на получение нужного результата. В зависимости от степени сложности исследовательской задачи меняются и методы ее решения, используются разнообразные исследовательские приемы, виды эксперимента, статистические исчисления, теоретические обобщения, формально-логические средства и т. д.
В любой отрасли науки, научной дисциплине в условиях быстро развивающегося процесса интеграции обычно применяется не один какой-нибудь метод, а целая система субординированных методов и исследовательских приемов, возникших и получивших развитие не только в смежных, но и в различных областях знания. Поэтому нельзя отождествлять тот или иной частнонаучный или общий метод с методом конкретной специальной науки.
Применяемые в научном исследовании методы зависят не только от его предмета, но и от уровня — эмпирического или теоретического. Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы, как наблюдение, эксперимент, описание, статистическая группировка фактов, а такие методы, как гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, используются на теоретическом уровне. Таким образом, перед исследователем, решающим одну из научных проблем, стоит важная задача: из большого многообразия методов современной науки выбрать такие методы и исследовательские приемы или такую их совокупность, которые с наибольшей эффективностью ведут к успешному решению поставленной задачи.
Четвертый уровень методологического анализа включает дисциплинарную методологию, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыках наук В различных отраслях современной науки в результате длительного процесса дифференциации научного знания возникли целые семейства научных дисциплин.
На нынешнем этапе развития науки научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания. Научные дисциплины наряду с проблемными науками являются следствием углубления и специализации научного знания, расширения его сферы, накопления огромного материала в узких проблемных областях, что и приводит к появлению новых наук, разделению труда в науке и т. д.
Пятый уровень методологического анализа включает междисциплинарные исследования, которые представляют собой особую форму взаимодействия наук, когда получение содержательного знания о предмете исследования проходит через строго субординированную систему предметных монодисциплинарных подсистем построения, строго подчиненных глобальной цели и открывающих большие возможности получения комплексного, всестороннего знания о предмете исследования.
Методология междисциплинарного комплексного исследования является методологией особого типа. Она не может быть сведена к какому-либо из таких широко известных общенаучных подходов, как системно-структурный, моделирование, вероятностно-стратегический и др., так как эти подходы носят односторонний характер и поэтому не могут комплексно, всесторонне охватить исследуемый объект в целом, во всех его связях и опосредованиях.
Методология междисциплинарного комплексного исследования является относительно самостоятельным типом методологии. Она отличается большой динамичностью, создается и совершенствуется с учетом нужд научно-исследовательского процесса.
Требования, предъявляемые к научному методу (общие требования).