Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования, предъявляемые к научному методу (общие требования)



Методы научного исследования

Сущность методологического аппарата исследования определяется современным пониманием методологии как учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в различных областях теории и практики, или применительно к научно-исследовательскому процессу совокупности принципов, средств, методов и форм научного познания. Методологический аппарат включает в себя:

І. Принципы организации и проведения исследования.

II. Способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы и определению ее состава и т. п.).

Ш. Тактические средства методологического анализа (методы научного исследования, аппаратура).

IV. Понятийно-категориальную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т. п.).

V. Требования к результатам исследования (актуальность,

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость и

Т. д.).

Кандидатская диссертация

Подлинно научным может быть лишь исследование, в котором реализуются все составные элементы методологического аппарата.

I. Методологические принципы научного исследования.

Принцип объективности требует всестороннего учета фактов, порождающих то или иное явление, условий развития, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получать истинные знания об объекте.

Учет непрерывного изменения, развития исследуемых элементов. Выделение основных факторов, решающих звеньев, определяющих результаты исследовательского процесса. Изучение и познание, раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественных и качественных изменений.

Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.

Системность изучения процесса с учетом всех его требований, и прежде всего требования целостного подхода к исследованию процесса.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

II. Способы определения стратегии исследования.

Определение уровня методологического анализа.

Определение исследовательских подходов на различных уровнях анализа.

Докторская диссертация

Для исследователя важное значение имеет изучение особенностей и форм взаимосвязи различных уровней методологического анализа и выявление особенностей их влияния на теоретическую и практическую деятельность.

Философская методология образует высший уровень методологического анализа, включающий мировоззренческую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального строя с точки зрения той или иной картины мира.

Диалектический метод дает общее направление научного исследования, формирует общие методологические установки и служит средством ориентирования в эмпирическом материале, является для исследователя своеобразной нитью, помогающей найти выход из лабиринта фактов.

Второй уровень методологического анализа включает изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования.

К этому уровню методологического анализа можно отнести методы теоретической кибернетики, нашедшие широкое применение в различных областях современной науки, системный подход, методы идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования, вероятностный, статистический и др. По своей сущности и сфере применения они носят общенаучный характер.

Существуют три методологических подхода, связанных с изучением объектов большой степени сложности:

а) структурно-функциональный;

б) структурный;

В) системный.

Использование в любом конкретно-научном исследовании общенаучных и философских методов, как и методов смежных отраслей науки, не может носить характер механического переноса — необходимы предметная их интерпретация и дальнейшая разработка и совершенствование этих методов с учетом конкретных задач и целей исследования.

Заказать диссертацию

Третий уровень методологического анализа включает конкретно-научную методологию, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Этот уровень методологического анализа имеет своей необходимой предпосылкой метод и принципы общефилософской методологии, базируется на категориях диалектики, исходит из научно-философских основ мировоззрения.

Общие методологические и философские принципы научного познания оказывают существенное влияние на методы конкретно-научного познания. Научный метод в любой отрасли науки не является продуктом спонтанной деятельности ума исследователя, оторванной от жизненного опыта. Он также определяется природой исследуемого предмета и служит конкретной практической цели, организуя и направляя исследовательский процесс на получение нужного результата. В зависимости от степени сложности исследовательской задачи меняются и методы ее решения, используются разнообразные исследовательские приемы, виды эксперимента, статистические исчисления, теоретические обобщения, формально-логические средства и т. д.

В любой отрасли науки, научной дисциплине в условиях быстро развивающегося процесса интеграции обычно применяется не один какой-нибудь метод, а целая система субординированных методов и исследовательских приемов, возникших и получивших развитие не только в смежных, но и в различных областях знания. Поэтому нельзя отождествлять тот или иной частнонаучный или общий метод с методом конкретной специальной науки.

Применяемые в научном исследовании методы зависят не только от его предмета, но и от уровня — эмпирического или теоретического. Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы, как наблюдение, эксперимент, описание, статистическая группировка фактов, а такие методы, как гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, используются на теоретическом уровне. Таким образом, перед исследователем, решающим одну из научных проблем, стоит важная задача: из большого многообразия методов современной науки выбрать такие методы и исследовательские приемы или такую их совокупность, которые с наибольшей эффективностью ведут к успешному решению поставленной задачи.

Четвертый уровень методологического анализа включает дисциплинарную методологию, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыках наук В различных отраслях современной науки в результате длительного процесса дифференциации научного знания возникли целые семейства научных дисциплин.

На нынешнем этапе развития науки научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания. Научные дисциплины наряду с проблемными науками являются следствием углубления и специализации научного знания, расширения его сферы, накопления огромного материала в узких проблемных областях, что и приводит к появлению новых наук, разделению труда в науке и т. д.

Пятый уровень методологического анализа включает междисциплинарные исследования, которые представляют собой особую форму взаимодействия наук, когда получение содержательного знания о предмете исследования проходит через строго субординированную систему предметных монодисциплинарных подсистем построения, строго подчиненных глобальной цели и открывающих большие возможности получения комплексного, всестороннего знания о предмете исследования.

Методология междисциплинарного комплексного исследования является методологией особого типа. Она не может быть сведена к какому-либо из таких широко известных общенаучных подходов, как системно-структурный, моделирование, вероятностно-стратегический и др., так как эти подходы носят односторонний характер и поэтому не могут комплексно, всесторонне охватить исследуемый объект в целом, во всех его связях и опосредованиях.

Методология междисциплинарного комплексного исследования является относительно самостоятельным типом методологии. Она отличается большой динамичностью, создается и совершенствуется с учетом нужд научно-исследовательского процесса.

Требования, предъявляемые к научному методу (общие требования).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.