Нормативный правовой акт - документ, содержащий обязательные предписания для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов регулируется гл. 23 АПК РФ.
Согласно ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в гл. 23 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Правила подачи заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов:
· правом на подачу заявления обладают: организации (в том числе некоммерческие); граждане-индивидуальные предприниматели; прокурор; органы государственной власти РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления;
· нормативный правовой акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован;
· оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения должен нарушать права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
· оспариваемый нормативный правовой акт должен противоречить закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
· арбитражному суду не подведомственны: дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"); дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к компетенции судов общей юрисдикции;
· предварительное обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд о признании нормативного правового акта недействующим (если федеральным законом не предусмотрено иное).
С учетом правил, содержащихся в ч. 2 ст. 34 АПК РФ, ст. 4, 138 НК РФ, заявление об оспаривании нормативного правового акта Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ.
Если арбитражный суд не компетентен рассматривать такое дело, то
1. заявление может быть возвращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ (на стадии принятия) или
2. производство по делу должно быть прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, если это обстоятельство установлено в судебном заседании (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 г. N 80).
В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны данные (ст. 193 АПК РФ):
· наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
· название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
· права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
· название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
· требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
· перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1-5 статьи 126 Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта, что исключает возможность применения обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого правового акта.
Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентируется ст. 194 АПК РФ.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 Кодекса.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании
1. осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения,
2. устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также
3. устанавливает полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
Ст. 195 АПК РФ устанавливает, что решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 Кодекса.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Ст. 196 АПК РФ устанавливает, что вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необходимости в иных изданиях.
Расходы по опубликованию возлагаются на заявителя, государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган в зависимости от того, какое решение принято арбитражным судом (применительно к ст. 196 АПК РФ).
1. дела об оспаривании нормативных правовых актов;
Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разделе III АПК РФ не установлено иное (ст. 189 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 192 АПК РФ).
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы также вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев ее» дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ст. 194 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений (ст. 195 АПК РФ):
1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.