Производство по делам, возникающим из публичных и административных правоотношений
Понятие и сущность. Основные черты
Дела об оспаривании НПА
Дела об оспаривании не НПА
Дела об административный правонарушениях
Дела о взыскании обязательных платежей и санкций
Производство по делам, возникающим из публичных и административных правоотношений
Понятие и сущность. Основные черты
Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Процессуальные особенности
Перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1.об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда;
2.об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3.об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4.о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5.другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».
Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены в гл. 22АПК РФ.
Согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
· рассматриваются по общим правилам искового производства, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
· заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, если в разделе III АПК РФ не установлено иное;
· обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ст. 190 АПК РФ устанавливает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем
· заключения соглашения или
· с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.
Заключение мирового соглашения невозможно по делам об оспаривании нормативного правового акта, по делам об административных правонарушениях.
Процессуальные особенности производства по делам из публичных правоотношений:
1. в отличие от искового производства — отсутствует спор о праве (при рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц);
2. возбуждение дел данной категории осуществляется подачей жалобы или заявления, а не путем подачи иска (искового заявления);
3. лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами, а не сторонами;
4. не могут применяться некоторые категории искового производства (увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск);
5. установлены сокращенные сроки для обращения в арбитражный суд: в течение 3 месяцев по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц (ч. 4 ст. 198); в течение 10 дней по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 208);
6. установлены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений;
7. особые правила о подсудности дел о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК);
8. обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государства, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.