Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава о завещаниях (уасыя)



 

3842. Определение того, что такое завещание – это указание на распоряжение чем-либо, вступающее в силу по смерти завещателя. Имущественное завещание – это действие благотворительности, которое вступает в силу по факту смерти завещателя.

3843. Об узаконенности завещания в Исламе – узаконено Кораном, Сунной, единогласным мнением.

3844. Является ли обязательным оставить после себя завещание – нет.

3845. Является ли оставление имущественного завещания желательным в любом случае – нет. Но если имущество, оставляемое человеком после смерти, является достаточным для покрытия нужд наследников, так, что им не придется просить у людей так, что после этого от имущества остается излишек, тогда оставить имущественное завещание – желательно. Если же нет, то нет. При этом, желательно, чтобы завещание не доходило до трети имущества, но было меньше 1/3, как 1/4. Также, если у человека есть нуждающиеся родственники из тех, которые не наследуют от него, то желательно оставить завещание именно им, нежели посторонним людям.

3846. Каково постановление, если человек оставил завещание посторонним людям, если у него есть бедные, не наследующие родные – завещание действительно.

3847. Каково постановление завещания, превышающего треть имущества человека – в основе это является запретным. Но если у человека вообще нет никого из родственников, а также казна мусульман не является сформированной, то можно оставить в качестве завещание все имущество.

3848. Если наследники дали свое согласие наследодателю на то, чтобы он, в качестве завещания, оставил более трети имущества – они не имеют права давать такое согласие пока наследодатель жив, т.к. это согласие на то, что запрещено шариатом. К тому же, их это согласие не принимается во внимание, т.к. наследство еще не является их имуществом. Если же они дадут свое согласие после его смерти, то их согласие принимается во внимание, и завещание является действительным и вступает в силу, даже если оно занимает более трети имущества, и даже если оно сделано кому-либо из наследников.

3849. Каково постановление завещания, если оно оставлено наследнику – оно запретно, и если остальные наследники не дадут своего согласия на это, то оно становится недействительным.

3850. Если человек оставил завещание - каждому наследнику по его доле наследства – от этого завещания нет смысла, т.к. каждый наследник в любом случае получит свою долю, будь это в качестве наследства, или завещания. К тому же, такое завещание может привнести путаницу, т.к. возможно положение и количество наследников изменится к моменту смерти наследодателя.

3851. Если наследодатель оставил завещание, в котором он прощает долг одному из наследников, или погашает за него долг – это запрещено. Также, из примеров на это – если жена простит мужу не отданный махр, или наследодатель простит наследнику штраф за увечье и т.п.

3852. Если человек оставил завещание в треть имущества своему наследнику вместе с посторонним человеком – если остальные наследники проявят свое согласие на это, то это действительно, каждый из этих двоих получает по 1/6 завещания. Примечание: согласие принимается только от таких наследников, чье финансовое распоряжение считается действительным (т.е. не принимается от ребенка, сумасшедшего, глупца, на которого наложен финансовый арест). Что касается банкрота, то он не имеет права давать свое согласие на это, т.к. эти средства должны быть забраны им для погашения долгов.

3853. Когда оценивается действительность или недействительность завещания - на момент его написания, или на момент смерти завещателя – на момент смерти завещателя.

3854. Вступает ли завещание во владение человека, даже если он не желает его принимать – нет. Примечание: если получатель завещания – целая группа людей (бедняки, путники…), то их принятие не требуется.

3855. Обязан ли человек принять завещание сразу, или может отложить с этим – может отложить.

3856. Если человек принял завещание, то когда оно вступает в его владение – по факту смерти завещателя это имущество подвешивается под владение получателя завещания, но окончательно закрепляется в его владении только после принятия его им.

3857. Какие ситуации отвергания завещания бывают, и каковы их постановления – 4 ситуации: а) если отвергнет до смерти завещателя б) после смерти, но до принятия в) после принятия, но до перенимания в свои руки г) после принятия и перенимания. В ситуации а) его отвергание не принимается во внимание. В ситуации б) отвергание действительно. В ситуации в) и г) отвергание недействительно, но считается как подарок от него кому-либо (в чью сторону он отказывается от завещанного имущества).

3858. Как поступать, если человек скончался до того, как успел принять или отвергнуть завещание – на его место в этом праве встают наследники того, кому это завещание было написано.

3859. Постановления ограниченного и не ограниченного завещаний – ограниченное, как если человек скажет: "если я умру от этой болезни, то 1/3 моего имущества беднякам", "если я умру в этом городе", "если я умру в этом путешествии" и т.п. Неограниченное – "когда я умру, 1/3 моего имущества беднякам". Что касается первого, то оно вступает в силу только в том случае, если ограничение действительно претворится в жизнь. Что касается второго, то оно вступает в силу просто по факту смерти.

3860. Если человек оставил в качестве завещания долю своего имущества, но не назвал какова эта доля – в этом случае наследники сами выдают получателю завещания столько из наследства, сколько захотят, будь даже минимальное, что только можно представить.

3861. Если человек оставил в завещание долю, подобную доле одного из наследников, но не сказал какого именно наследника – если все его наследники получают одинаковую долю (как если у него 3 сына, каждый получает по 1/3), то в этом случае, получатель завещание превращается как бы в дополнительного наследника и берет свою долю также, как и они. Т.е. в нашем примере, наследство делится уже не на 3 части, а на 4, и каждый забирает 1/4 часть наследства. Если же у наследников покойного разные доли, то ему дается доля минимального наследника. По той же системе, как и в первом случае.

3862. Если человек оставил в завещание долю одного из своих наследников – внешне это слово понимается так, что человека решил лишить наследника его доли, и передать ее получателю завещания. В этом случае, это завещание недействительно. Но если, исходя из обычаев речи человека, понимается, что он имел в виду "долю, подобную доле моего наследника", то необходимо поступать, как в прошлом вопросе.

3863. Если завещатель оставил в завещание двойную (ды'ф) долю одного из своих наследников – в этом случае получатель завещания получает в два раза больше минимальной доли наследника, если это не выходит за 1/3 имущества.

3864. Действительно ли завещание тому, кто уже умер – если завещатель имел в виду под этим самого мертвого, как владельца, то это завещание недействительно, т.к. мертвый не владеет. Если же он имел в виду на нужды покойного (как на покрытие его долгов, совершить за него хадж, выдать за него штраф за увечье и т.п.), то это завещание действительно.

3865. Если тот, кому оставлено завещание, скончался раньше завещателя – завещание становится недействительным.

3866. Можно ли оставить что-либо в качестве завещания плоду, который еще не родился – это завещание действительно. Оно претворяется в жизнь при условии того, что на момент написания завещания плод уже существовал (т.е. зачатие уже было произошедшим), а также, если он родится живым.

3867. Можно ли оставить что-либо в качестве завещания плоду, которым забеременеет такая-то женщина – нет.

3868. Если человек оставил завещание плоду, которым беременна женщина, а она, затем, родила двоих – завещание делится между ними на двоих. Если же он скажет: если в ее животе мальчик, то ему 2 динара, если девочка, то ей 1 динар, а затем родились и мальчик и девочка, то каждый из них получает то, что ему выделено завещанием. Если же он скажет: если то, что в животе мальчик, то ему 2 динара, если девочка, то ей 1 динар, а затем родились и мальчик и девочка, то никто из них не получает ничего, т.к. ни один из них не является "тем, что в животе".

3869. Если человек оставил в завещание не сам предмет, а его полезные свойства (плоды дерева, проживание в доме и т.п.) – это действительно. При этом, без разницы, оставил ли он это на определенный срок, или на бессрочное пользование.

3870. Как произвести оценку полезных свойств предмета, чтобы узнать - не превышают ли они треть имущества – здесь может быть две ситуации: 1) если предмет отдан на пользование на определенный срок. В этом случае (например, дом) оценивается с учетом того, что если он будет продан, то покупатель не сможет пользоваться им, допустим, 5 лет. Например, цена дома 2 млн. рублей, но с учетом прошлого условия, его согласны купить только за 1 млн. 300 тысяч. Затем оценивается полезное свойство этого дома за этот срок. Например, аренда дома в месяц 10 тыс. рублей, значит в год 120 тыс., а за 5 лет – 600 000 руб. Затем оценивается все имущество покойного, в том числе этот дом, в его цене (не 2 млн., а именно 1 млн. 300 тыс.). Затем уже смотрится процентное соотношение 600 тыс., к общей сумме имущества. 2) если предмет отдан на постоянное пользование. В этом случае используется один из двух методов: а) либо просто измеряется продажная цена дома, и получившаяся цифра соизмеряется в общей суммой имущества. Б) либо же, если этот дом кто-либо все-таки готов купить, несмотря на то, что в нем до самой смерти будет жить получатель завещания, то этот дом оценивается (по чем он его готов купить). Затем, этот же дом оценивается так, как если бы на нем не было этого отягчающего условия. Допустим, первая цифра 300 тыс., рублей, а вторая 2 млн., значит – полезное свойство дома 1 млн, 700 тыс. Затем уже эта последняя цифра соизмеряется с общей суммой имущества человека. Примечание: получатель завещания может сдать этот дом в аренду на тот срок, на который этот дом дан ему в качестве завещания.

3871. Кто содержит дерево или животное, полезные свойства которого переданы в качестве наследства – получатель завещания.

3872. Если наследники решат продать дерево, или дом, или раба, полезные свойства, которых, оставлены в завещание – они могут это сделать, но с условием, что получатель завещания будет продолжать пользоваться этим. Сам же получатель такого завещания не может его продать.

3873. Если человек оставил несколько завещаний так, что в сумме они превышают треть наследства – завещание действительно только на треть. Поэтому каждый получатель завещания получает уменьшенную долю. Пример: человек оставил завещание троим: каждому по 150 тыс. так, что полное имущество 900 тыс. Значит, в качестве завещания оставлена половина наследства. В этом случае, поступаем так: 450 тыс. – 300 тыс. (т.к. 300 – это треть) = 150 тыс. Затем 150 : 3 = 50. У каждого отнимаем по 50, получается каждому по 100 тыс. Если же доли завещания разные, то поступаем так: первому – 350 тыс., второму 100 тыс., третьему 50. Все вместе 500 тыс., а все имущество 900. Значит завещание превышает треть. Смотрим, сколько минимальная доля – 50. Затем берем соотношение 50 ко всему завещанному имуществу (50 к 500 = 1/10). Затем вычитаем 500-300 (т.к. 300 – это треть) = 200. Затем 200 умножаем на соотношение – 1/10 = 20. Затем каждую из долей делим на минимальную долю (350: 50 = 7). Полученное умножаем на 20 (7 на 20 = 140). Затем полученное вычитаем из доли (350-140 = 210). Значит, первый вместо 350 получит лишь 210. Также делаем со вторым и третьим.

3874. Если человек оставил завещание нескольким людям так, что доля одного из них уже превышает треть – делаем также как в прошлом вопросе, при этом долю того, чья доля превышает треть, включаем в расчеты полностью, не убавляя заранее его долю до трети имущества.

3875. Если человек оставил завещание детям такого-то, то входят ли в это завещание дочери – девочки входят в понятие "дети". Если же он сказал: сыновьям такого-то, то если он имел семью в узком смысле, то девочки не входят в понятие "сыновья". Если же он имел в виду целое племя, то девочки входят под понятие "сыновья" в этом случае.

3876. Если человек оставил завещание дочерям такого-то, то входят ли в это завещание сыновья – нет.

3877. Если человек оставил завещание детям такого-то, то входят ли в это завещание внуки – если "такой-то" представляет собой простую семью, то внуки не входят в понятие "дети", кроме как, если на это есть косвенные доводы. Если же "такой-то" представляет собой целое племя, то сюда входят все – мужской пол, женский пол, неопределенный пол (хунса). Но не входят дети дочерей, т.к. они приписываются к другому племени.

3878. Если человек оставил завещание такой группе людей, которых невозможно объять (как большому племени, или беднякам и т.п.) – это завещание действительно, и уже тот, кому передана обязанность разделить завещание, решает, кому конкретно это завещание раздать. Если же он не способен этого сделать, то судья.

3879. Может ли завещатель отказаться от своего завещания и аннулировать его – да, даже если это завещание будет представлять собой освобождение раба.

3880. Если человек оставил дом в завещание Зейду, а затем оставил в завещание этот же дом Бакру – они делят его на двоих.

3881. Если человек скажет - то, что оставлял в завещание такому-то, то оно другому – в этом случае, первому не достается ничего, но завещание забирает второй.

3882. Каким образом человек может отказаться от своего завещания и аннулировать его – словом, делом (как если он продал его, или отдал в садака, или в уакф, или скормил его кому-либо, либо съел сам, либо погубил, или выставил на продажу, или предложил в качестве подарка, или освободил раба – все это считается аннулированием завещания).

3883. Если человек оставил какой-либо предмет в завещание, а затем использовал его так, что тот поменял свою сущность – это считается за аннулирование завещания.

3884. Если человек оставил в завещание какую-либо долю имущества, то когда мы оцениваем это имущество - при написании завещания или после смерти – после смерти. Но если человек писал завещание наследнику, и затем на момент смерти он уже не был наследником (как если он развел жену), то он берет грех за завещание наследнику, но это завещание действительно, т.к. на момент смерти эта женщина уже не была его женой.

3885. Выдается ли завещание также и из выкупа за убийство (дия), если человек, оставивший завещание, был убит – да.

3886. Выдается ли завещание также и из такого имущества человека, о наличии которого он не знал при написании завещания – да.

3887. Каково постановление записать завещание, а также призвать на него свидетелей – это желательно. Если же на человеке обязанности, которые могут быть утеряны, если он не запишет о них на бумаге, и не призовет на это свидетелей, то запись и свидетели становятся обязательными.

3888. Опираемся ли мы на записанное завещание, если относительно него нет свидетелей – да, если относительно этого завещания нет сомнений (подчерк известен, и завещание хранилось у надежного человека).

3889. Обязан ли завещатель зачитать завещание свидетелям, или может лишь дать им прочитать его самостоятельно – может лишь дать прочитать. Но, при этом, должна быть уверенность, что свидетели читали именно это завещание, а не замененное. Также, свидетель не должен быть, в этом случае, слепым.

3890. Действительно ли завещание ребенка – оно действительно только после того, как ему станут разрешены остальные финансовые действия, а это при совершеннолетии, и полноценности разума (рушд).

3891. Действительно ли завещание того, на кого наложен арест распоряжения имуществом из-за его глупости – нет.

3892. Действительно ли завещание немого – да. Если он умеет писать, то оно будет действительным, если он его напишет. Если же нет, то он может указать на него внятными движениями.

3893. Действительно ли завещание раба – да. При этом, если он так и умрет рабом, то это завещание аннулируется, если же он умрет свободным, то вступает в силу.

3894. Действительно ли завещание мусульманина зиммию – да. Также действительно завещание зиммия мусульманину, и зиммия зиммию. Но их завещание также должно соответствовать правилам завещания в шариате.

3895. Действительно ли завещание мусульманина неверующему, проживающему в стране неверных – да, но это не должно усиливать неверующих против мусульман. Примечание: нельзя оставлять неверующему в завещание: свиток Корана, раба мусульманина и оружие.

3896. Действительно ли завещание, в котором имущество оставлено на что-либо запретное – нет.

3897. Если человек оставил своему рабу долю имущества, то можно ли сказать, что раб освобождается, т.к. сам является этим имуществом – нет, кроме как, если на это указывают косвенные доводы в речи завещателя.

3898. Действительно ли завещание, если человек оставил своему рабу что-либо конкретное из своего имущества – нет.

3899. Если человек оставил завещание рабу, сказав - я даю тебе в завещание самого тебя – это считается за тадбир (сказать рабу: ты свободен после моей смерти).

3900. Можно ли оставить что-либо конкретное из имущества в завещание рабу-мукатабу (у которого договор с хозяином о выкупе за сумму)– да.

3901. Может ли человек оставить что-либо в завещание чужому рабу – да, если хозяин этого раба не является наследником завещателя. При этом, раб может принять или отвергнуть это завещание, и не должен просить на это разрешения от хозяина. Если же раб примет завещание, то оно становится имуществом хозяина.

3902. Может ли человек оставить что-либо в завещание рабу своего наследника – нет, т.к. это равно завещанию самому наследнику.

3903. Как поступать, если человек оставил в завещание треть имущества для того, чтобы на эти деньги за него совершили хадж – здесь может быть две ситуации: 1) если он еще не совершал обязательного хаджа, то за него совершается обязательный хадж, даже если трети имущества не хватит для этого, но нехватку дополняют из общего наследного имущества. Если после обязательного хаджа завещанных денег хватает еще на добровольный хадж (один или несколько), то они также совершаются от имени человека. Если же денег не хватает даже на обязательный хадж, то нанимают человека на хадж с более близкой к Мекке местности так, что не потребуется больших денег на дорогу. Если денег не хватает на хадж даже так, то с наследников снимается эта обязанность. 2) если он уже совершал обязательный хадж. В этом случае, за него совершается добровольный хадж (один или несколько). Если же завещанного имущества не хватает для хаджа, то наследники не обязаны выделять дополнительную сумму из наследного имущества.

3904. Должна ли женщина просить разрешение отца или мужа на то, чтобы оставить что-либо из своего имущества в завещание – нет.

3905. Действительно ли завещание убийце (т.е. оставил завещание человеку, а тот затем убил завещателя) – если человек оставил завещание человеку, а затем тот убил его, то это аннулирует завещание, и убийца не получает его. Если же человек оставил завещание своему убийце после ранения, а затем скончался, то это завещание действительно.

3906. Как поступать, если завещанное имущество погибло или испортилось – завещание аннулируется, и человек не может требовать чего-либо у наследников. Если же, наоборот, погибло наследное имущество, и осталось только завещанное, то если это имущество погибло до смерти наследодателя, то человек имеет право только на треть завещания, а остальное отдается наследникам. Если же оно погибло после смерти наследодателя, то человек забирает все завещание, и не обязан в чем-либо делиться с наследниками.

3907. Если человек не забирал имущество, оставленное ему по завещанию так, что со временем его стоимость стала превышать треть имущества – он может забрать его в любое время, вне зависимости от того, каких оно стало размеров.

3908. Действительно ли освобождение рабов таким человеком, который был в опасной болезни, и нет у него имущества, кроме этих рабов – нет, но он может освободить столько рабов, сколько не превысит треть.

3909. Как поступать, если человек оставил в наследство что-либо неконкретное (один из участков, один из трех автомобилей и т.п.) – он забирает один из этих предметов по жребию.

3910. О том, что такое завещание ответственности – это когда человек накладывает ответственность на другого человека, и говорит ему: после того, как я умру, ты заменяешь меня в моих действиях (распоряжение имуществом, погашение или забирание долгов, отдача вещей, оставленных на доверенное хранение, опекунство над детьми и т.п.).

3911. Можно ли разделить обязанности по завещанию ответственности на несколько человек (ты опекаешь детей, ты раздаешь завещание...) – да.

3912. Как поступать, если завещание ответственности оставлено сразу двоим людям, на одну и ту же обязанность – если он разрешил действовать каждому из них в отдельности от другого, то каждый из них действует самостоятельно. Если же не разрешил, или запретил, то они могут действовать только сообща, по согласию обоих.

3913. Какими качествами должен описываться тот человек, на которого накладывается ответственность по завещанию – он должен быть разумным, совершеннолетним, мусульманином, и религиозным в достаточной мере.

3914. Можно ли оставить ответственность по завещанию грешному человеку – можно, если эта грешность не вредит ответственному выполнению оставленного задания.

3915. Как поступать, если тот, на кого возложена ответственность по завещанию, стал грешником – судья может его заменить, или же приставить к нему религиозного человека.

3916. Можно ли оставить ответственность по завещанию рабу – можно, если он получит на это разрешение от хозяина раба.

3917. Можно ли оставить ответственность по завещанию женщине – да.

3918. Можно ли оставить ответственность по завещанию ребенку, который отличается сформировавшимся разумом – да, но действия по завещанию он сможет выполнять только по совершеннолетию и полноценности разума (рушд). А пока, судья установит на его место кого-либо иного.

3919. Может ли неверующий оставить ответственность по завещанию мусульманину – да, если в этом нет обязанности совершать что-либо запретное.

3920. Может ли неверующий оставить ответственность по завещанию другому неверующему – да.

3921. Может ли тот, на кого возложили ответственность по завещанию, отказаться от нее и не принимать ее на себя – да, но если это произошло после смерти завещателя, то он должен обратиться к судье, чтобы тот подыскал ему замену.

3922. Если человек возложил ответственность по завещанию на кого-либо, разрешив передать эту ответственность тому, кому тот пожелает – он может передать ее кому пожелает.

3923. Если двое ответственных по завещанию начали разногласить о том, в чьих руках должно находиться завещанное имущество – оно ложится в такое нейтральное для них двоих место.

3924. Может ли ответственный по раздаче завещанного имущества взять из этого также и себе, если он подходит под категории завещания – смотрим на косвенные доводы – если они указывают на разрешение, то может, если на запрет, то не может, если не указывают не на что, то также может, но лучше отказаться.

3925. Могут ли различные благотворительные действия человека превышать треть его имущества – могут, если он совершал их в здравии. Если же он совершал их в опасной болезни, то не могут.

3926. В чем благотворительные действия человека, совершенные в опасной болезни, подобны завещанию, а в чем отличаются от него – подобны в следующем: а) они не должны превышать треть б) не должны быть сделаны в пользу наследника в) благотворительность в здравии – больше по награде, чем в опасной болезни г) измерение того, вмещается ли завещанное имущество в треть всего имущества, или нет, проводится по факту смерти. Отличаются: а) человек не может аннулировать свои благотворительные действия, которые уже приняты людьми, а завещание аннулировать может б) благотворительные действия должны быть либо приняты, либо отвергнуты сразу, а завещание может быть принято или отвергнуто только после смерти завещателя в) из наследства человека сначала выдаются благотворительные действия, и только потом, если хватит денег (т.е. не выйдет за треть) – завещание г) благотворительные деньги выдаются по порядку, пока они не выйдут за треть, а завещание раздается всем одновременно, и если оно выходит за треть, то у каждого уменьшается его доля пропорционально.

3927. Как поступать с обязанностями, которые лежат на человеке, находящемся в предсмертной болезни – как долги, или штрафы за увечья и т.п. – все это выделяется из всего его имущества, а не только из трети.

3928. Какая болезнь считается опасной, а какая нет – опасная болезнь, это такая болезнь, которая обычно приводит к смерти, и люди не удивляются, если человек умрет от нее. Это возвращается к постановлениям врачей.

3929. Считается ли беременная женщина находящейся в опасной болезни так, что ее благотворительные действия не должны превышать треть имущества – если врачи вынесли постановление, что ее беременность опасна так, что она может скончаться, или ее роды опасны, то да, считается. Если же нет, то нет.

3930. Считается ли человек, находящийся на поле боя тем, чьи благотворительные действия не должны превышать треть имущества – если он находится в ряду, который уже вступил в бой, и его группа не превышает явно в силе группу противника, тогда да.

3931. Считается ли человек, которого ведут на смертную казнь тем, чьи благотворительные действия не должны превышать треть имущества – да.

3932. Считается ли человек, находящийся на судне во время шторма тем, чьи благотворительные действия не должны превышать треть имущества – да. Если же нет шторма, то нет.

3933. Считается ли человек, находящийся в плену или в заключении тем, чьи благотворительные действия не должны превышать треть имущества – если данный плен и заключение известно тем, что в нем обычно убивают (или казнят), то да. Если же нет, то нет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.