Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наука: понятие, закономерности ее развития, соотношение научного и вненаучного знания



Наука – это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке, имеющая целью достижение истинного знания для практического преобразования природы и общества.

Закономерности развития науки:

1. Наука все более проявляет себя как непосредственная производительная сила

2. Взаимодействие, взаимовлияние естественных и гуманитарных наук

3. Сочетание дифференциации и интеграции различных наук (т.е. их разделение и синтеза)

4. Ускорение темпов развития науки

5. Математизация науки

6. Преемственность в развитии науки

Соотношение научного и вненаучного знания:

1. Обыденно-житейское

2. Мифологическое, религиозное, его объяснительный принцип – сверхъестественное

3. Паранаучное знание (например: алхимия, астрология и т.д.): оно оперирует представлениями о тайных, скрытых, магических феноменах или о явлениях, не имеющих достоверных, зафиксированных в опыте свидетельств (например, снежный человек, параллельные цивилизации и т.д.), а также о явлениях, по поводу которых не существует научно-обоснованных доказательств, теорий (телекинез, телепатия, экстрасенсорика).

4. Лженауное, псевдонаучное знание, квазинаука – это область научных мистификаций, когда фиктивные данные выдаются за реально существующие феномены (например, ученый советского периода Лысенко подтасовывал результаты селекции с/х растений), это область домыслов, предрассудков, выдаваемых за научные достижения.


Научное познание: его уровни, формы, функции.

Научное знание – система объективно-истинных, непротиворечивых, максимально однозначно сформулированных знаний, выраженных на специализированном языке. Для научного знания характерны достоверность и проверяемость.

Уровни научного познания:

1. Эмпирический (знание, получаемое из опытов, наблюдений, экспериментов)

2. Теоретический (это уровень конструирования целостного, систематизированного, достоверного знания о предмете исследования)

Формы научного знания:

1. Проблема (формулирование поисковых задач исследования)

2. Гипотеза (это форма теоретического знания, содержащая предположение, нуждающееся в проверке и доказательстве истинности)

3. Научная теория (логически организованная система взаимосвязанных утверждений, которая может рассматриваться как понятийная модель определенных областей действительности)

4. Научный закон – это утверждение, фиксирующее объективную, устойчивую, повторяющуюся существенную связь.

Функции научной теории:

1. Объяснительная

2. Предсказательная

3. Практическая

Критерии научности знания.

Критерии научности знания:

1. В середине 19 века Огюст Конт – родоначальник позитивизма утверждал, что источником научного знания может быть только опыт, а задача философии – систематизация научного знания, полученного опытным путем.

2. На рубеже 19 – 20 вв. ученые-естествоиспытатели Мах, Пуанкаре разработали принципы относительности и конвенциональной природы научного знания:

а) Мах – автор принципа относительности, согласно которому на результаты научного эксперимента влияет субъект – ученый и используемые им методы.

б) Пуанкаре – автор концепции, согласно которой научные понятия и толкование результатов научных экспериментов являются продуктом конвенций между учеными.

3. в первой половине 20 века неопозитивисты ввели принцип верификации научных понятий: «научным является только опытно проверяемоепонятие». Карл Поппер утверждал, что знание, которое нельзя опровергнуть не является научным, это миф, религия, что касается научного знания, то оно должно быть фальсифицируемым, т.е. доступным для критики.

4. во второй половине 20 века представители философии науки (постпозитивисты) обосновали конвенцианолистский подход к научному знанию: истинна та теория, которая признана в научном сообществе истинной. (Томас Кун для обозначения научного сообщества ввел понятие «парадигма»: парадигма – это система правил постановки проблем и методов их решения.)


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.