Мировоззрение – это система обобщенных представлений о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания.
Философия – это теоретическая (понятийная) рефлексия над мировоззрением (понятийное исследование оснований мышления).
(Философская рефлексия – это исследование разумом своих оснований. Носит понятийный характер. Теоретический – значит понятийный).
Мировоззрение складывается стихийно, а философия – это всегда учение, имеющее конкретного автора.
Носителями мировоззрения являются индивидуальные и коллективные субъекты.
В центре мировоззрения как картины мира – его носитель, т.е. субъект.
Структура мировоззрения:
1. Теоретический уровень мировоззрения – это научно обоснованное знание.
2. Сакральный уровень мировоззрения – это ценности, идеалы – как светские, так и религиозные.
3. Обыденный уровень мировоззрения – это стандарты повседневных практик, обычаи, суеверия.
Все уровни мировоззрения взаимодействуют друг с другом. Например, стандарты повседневных практик существенно зависят от сакрального уровня мировоззрения – стандарты общения, питания, одежды, распорядка дня.
Известный теоретик права С.С. Алексеев ввёл термин «юридическое мировоззрение». Юридическое мировоззрение включает в себя определенные типы правопонимания, общие представления о законном, преступном, о правах и обязанностях. Юридическое мировоззрение – это совокупность обобщенных взглядов на право, представлений об основополагающих принципах права, о роли права для человека и общества, о методологических основаниях юридического мышления. В юридическом мировоззрении присутствуют все мировоззренческие уровни.
В юридическом мировоззрении также существуют три вышеуказанных уровня:
1.Теоретический уровень юридического мировоззрения содержит научно-обоснованные теоретические знания (юридическо-правовые);
2.Сакральный уровень юридического мировоззрения содержит правовые идеалы и ценности (например, об этом написано в книге Нено Неновского «Ценности в праве»);
3.Обыденный уровень юридического мировоззрения содержит некоторые обывательские представления о праве, упрощенные, примитивные, основанные на обыденных представлениях о личной выгоде, лишенные справедливых критериев о личных обязанностях, о правах других людей, и, наконец, об общественном благе.
Все три уровня юридического мировоззрения могут быть и у высококвалифицированного юриста. Например, известны случаи, когда высшие должностные лица государства, имеющие научные степени и звания, совершают серьезные правонарушения, несовместимые с их статусом.
В обыденном юридическом мышлении могут быть положительные моменты, но поскольку это именно низший уровень, то ему присуще неразвитое правовое мышление, а это означает, что на этом уровне преобладают эгоистические моменты, а также моменты упрощенных, примитивных представлений о правильном, должном, правовом. 2. Предмет и функции философии.
Предметом философии являются наиболее общие природные и общественные закономерности – во взаимосвязи с теми предельными основаниями в человеческом мышлении, на основе которых они получены и могут быть преумножены. Философия – это способ духовно-практического самоопределения человека в мире. Философия занимает в культуре особое место: она не дублирует содержание и функции религии, искусства, различных отраслей научного знания. Ее главная задача – духовно-практическая самоопределение человека в мире. По определению русского философа В. Зеньковского «Философия есть там, где есть искание, единства человеческого духа на путях его рационализации (в понятийной форме)».
Кант и Гегель рассматривали философию как самосознание культуры. Кант называл философию метафизикой, поскольку считал, что ее предметом является не сама по себе реальность, а то как она может быть представлена в сознании. («Мета» означает «вне», «за пределами», а «физика» - это, в данном случае, от греческого «фюсис» - природа). Следовательно, предметом философского исследования является то, что находится за пределами «фюсиса», т.е. основания сознания, исследуемые с помощью философской рефлексии.
Философия рассматривает вечные мировоззренческие вопросы, которые во все времена возникают у людей, народов. Эти вопросы важны, но философия является единственной наукой, которая имеет понятийный аппарат, необходимый для их исследования.
Основными философскими вопросами Кант считал следующие:
«что я могу знать?», «на что я могу надеяться?», «что я должен делать?», «что есть человек?».
Отсюда – мировоззренческая функция философии: как говорил Кант, ее предметом являются «вечные вопросы», связанные с основаниями человеческого бытия и мышления.
Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческую функцию мы уже рассмотрели. Переходя к методологической, необходимо отметить, что в отличие от других наук, философия не призвана давать окончательные ответы. У нее другая функция – давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы в меняющемся мире.
Метод — это универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении как теоретических, так и практических проблем – независимо от их содержания, объекта исследования.
Методология — это система дедуктивных суждений, где в качестве больших посылок используются общие принципы. Например, для того, чтобы решать богословские проблемы, среднековые христианские теологи использовали идеи античных философов – язычников (Платона, Аристотеля), через 1,5 тыс. лет после их жизни.
Со времен возникновения философии большое внимание уделяется философско-методологическим основаниям во всех отраслях человеческой деятельности (в науке, юриспруденции и др.). 3. Особенности философии:
1. Понятийный характер философского знания, мышления. Если искусство говорит на языке художественных образов, а религия – на языке мифологем, символов, то язык философии – это понятия, обладающие высоким уровнем общности, т.е. категории.
2. Специфичность философского языка. В философии существуют разные направления, школы, учения. В каждом из них свой язык, понятийный аппарат (например, язык позитивизма отличается от языка психоаналитической философии). Соответственно: в каждом философском учении есть своя методология, которая может использоваться в юриспруденции. Например: «бытие»: в материализме – это объективная реальность, т.е. независящее от субъекта существование, а в экзистенциализме «бытие» – это поток сознания, а все остальное – это фиктивное бытие. Хайдеггер говорил: «Маркс не занимался понятием «бытие». У Маркса и Хайдеггера номинально «бытие» - одно и то же слово, но употребляемое в совершенно разных смыслах.
3. Всеобщность – как одна из основных специфических черт философского знания. Кант считал, что философские обобщения отличаются от индуктивных, основанных на эмпирическом знании, тем, что обладают достоинством необходимости, строгой всеобщности и достоверности.
4. Рефлексивность философии.
5. Диалогичность философии, т.е. философия – основание диалоговых отношений, взаимопонимания между людьми. Философия выполняет в обществе объединяющую роль, т.к. создает единое ментальное основание для человеческого взаимопонимания, сотрудничества.
6. Критичность философии, т.е. философская установка на независимость мышления, на самостоятельность, творческий характер, отрицание косности, догматичности.