Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мировоззрение: понятие и структура



Мировоззрение – это система обобщенных представлений о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания.

Философия – это теоретическая (понятийная) рефлексия над мировоззрением (понятийное исследование оснований мышления).

(Философская рефлексия – это исследование разумом своих оснований. Носит понятийный характер. Теоретический – значит понятийный).

Мировоззрение складывается стихийно, а философия – это всегда учение, имеющее конкретного автора.

Носителями мировоззрения являются индивидуальные и коллективные субъекты.

В центре мировоззрения как картины мира – его носитель, т.е. субъект.

Структура мировоззрения:

1. Теоретический уровень мировоззрения – это научно обоснованное знание.

2. Сакральный уровень мировоззрения – это ценности, идеалы – как светские, так и религиозные.

3. Обыденный уровень мировоззрения – это стандарты повседневных практик, обычаи, суеверия.

Все уровни мировоззрения взаимодействуют друг с другом. Например, стандарты повседневных практик существенно зависят от сакрального уровня мировоззрения – стандарты общения, питания, одежды, распорядка дня.

Известный теоретик права С.С. Алексеев ввёл термин «юридическое мировоззрение». Юридическое мировоззрение включает в себя определенные типы правопонимания, общие представления о законном, преступном, о правах и обязанностях. Юридическое мировоззрение – это совокупность обобщенных взглядов на право, представлений об основополагающих принципах права, о роли права для человека и общества, о методологических основаниях юридического мышления. В юридическом мировоззрении присутствуют все мировоззренческие уровни.

В юридическом мировоззрении также существуют три вышеуказанных уровня:

1.Теоретический уровень юридического мировоззрения содержит научно-обоснованные теоретические знания (юридическо-правовые);

2.Сакральный уровень юридического мировоззрения содержит правовые идеалы и ценности (например, об этом написано в книге Нено Неновского «Ценности в праве»);

3.Обыденный уровень юридического мировоззрения содержит некоторые обывательские представления о праве, упрощенные, примитивные, основанные на обыденных представлениях о личной выгоде, лишенные справедливых критериев о личных обязанностях, о правах других людей, и, наконец, об общественном благе.

Все три уровня юридического мировоззрения могут быть и у высококвалифицированного юриста. Например, известны случаи, когда высшие должностные лица государства, имеющие научные степени и звания, совершают серьезные правонарушения, несовместимые с их статусом.

В обыденном юридическом мышлении могут быть положительные моменты, но поскольку это именно низший уровень, то ему присуще неразвитое правовое мышление, а это означает, что на этом уровне преобладают эгоистические моменты, а также моменты упрощенных, примитивных представлений о правильном, должном, правовом.
2. Предмет и функции философии.

Предметом философии являются наиболее общие природные и общественные закономерности – во взаимосвязи с теми предельными основаниями в человеческом мышлении, на основе которых они получены и могут быть преумножены. Философия – это способ духовно-практического самоопределения человека в мире. Философия занимает в культуре особое место: она не дублирует содержание и функции религии, искусства, различных отраслей научного знания. Ее главная задача – духовно-практическая самоопределение человека в мире. По определению русского философа В. Зеньковского «Философия есть там, где есть искание, единства человеческого духа на путях его рационализации (в понятийной форме)».

Кант и Гегель рассматривали философию как самосознание культуры. Кант называл философию метафизикой, поскольку считал, что ее предметом является не сама по себе реальность, а то как она может быть представлена в сознании. («Мета» означает «вне», «за пределами», а «физика» - это, в данном случае, от греческого «фюсис» - природа). Следовательно, предметом философского исследования является то, что находится за пределами «фюсиса», т.е. основания сознания, исследуемые с помощью философской рефлексии.

Философия рассматривает вечные мировоззренческие вопросы, которые во все времена возникают у людей, народов. Эти вопросы важны, но философия является единственной наукой, которая имеет понятийный аппарат, необходимый для их исследования.

Основными философскими вопросами Кант считал следующие:

«что я могу знать?», «на что я могу надеяться?», «что я должен делать?», «что есть человек?».

Отсюда – мировоззренческая функция философии: как говорил Кант, ее предметом являются «вечные вопросы», связанные с основаниями человеческого бытия и мышления.

Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческую функцию мы уже рассмотрели. Переходя к методологической, необходимо отметить, что в отличие от других наук, философия не призвана давать окончательные ответы. У нее другая функция – давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы в меняющемся мире.

Метод — это универсальные мыслительные формы, которые могут использоваться в решении как теоретических, так и практических проблем – независимо от их содержания, объекта исследования.

Методология — это система дедуктивных суждений, где в качестве больших посылок используются общие принципы. Например, для того, чтобы решать богословские проблемы, среднековые христианские теологи использовали идеи античных философов – язычников (Платона, Аристотеля), через 1,5 тыс. лет после их жизни.

Со времен возникновения философии большое внимание уделяется философско-методологическим основаниям во всех отраслях человеческой деятельности (в науке, юриспруденции и др.).
3. Особенности философии:

1. Понятийный характер философского знания, мышления. Если искусство говорит на языке художественных образов, а религия – на языке мифологем, символов, то язык философии – это понятия, обладающие высоким уровнем общности, т.е. категории.

2. Специфичность философского языка. В философии существуют разные направления, школы, учения. В каждом из них свой язык, понятийный аппарат (например, язык позитивизма отличается от языка психоаналитической философии). Соответственно: в каждом философском учении есть своя методология, которая может использоваться в юриспруденции. Например: «бытие»: в материализме – это объективная реальность, т.е. независящее от субъекта существование, а в экзистенциализме «бытие» – это поток сознания, а все остальное – это фиктивное бытие. Хайдеггер говорил: «Маркс не занимался понятием «бытие». У Маркса и Хайдеггера номинально «бытие» - одно и то же слово, но употребляемое в совершенно разных смыслах.

3. Всеобщность – как одна из основных специфических черт философского знания. Кант считал, что философские обобщения отличаются от индуктивных, основанных на эмпирическом знании, тем, что обладают достоинством необходимости, строгой всеобщности и достоверности.

4. Рефлексивность философии.

5. Диалогичность философии, т.е. философия – основание диалоговых отношений, взаимопонимания между людьми. Философия выполняет в обществе объединяющую роль, т.к. создает единое ментальное основание для человеческого взаимопонимания, сотрудничества.

6. Критичность философии, т.е. философская установка на независимость мышления, на самостоятельность, творческий характер, отрицание косности, догматичности.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.