Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б. спиноза. понятие «субстанция». методологическое значение философских идей спинозы для фундаментальных проблем государства и права



Философия Спинозы - пантеизм, т.е. везде бог как мыслящее начало, субстанция (надо отметить, что в философии Спинозы речь идет не о религиозных представлениях, и понятие «Бог» не имеет сакрального смысла). Бог не создавал природу, он присутствует в ней изначально как ее разумное начало. Субстанция – это само себя определяющее бытие. Субстанция – бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. Понятие субстанция, т.е. идея субстанции, принадлежит Аристотелю, а в новое время это понятие было терминологически оформлено в соответствии с латинской традицией. Синонимы слова субстанция: у Аристотеля форма (чтойность), у Платона – эйдос.

Основные идеи философии Спинозы:

1. Спиноза: «Природа – это субстанция» - из этого следует, что бог не создавал природу. За это Спиноза был подвергнут анафеме, т.к. данное утверждение отрицает догмат о сотворении мира богом.

2. Спиноза, развивая идеи Платона, выделял 2 вида бытия: субстанция – бытие вечное, необходимое, бесконечное, безграничное, неизменное; модусы (объекты и субъекты) – это бытие конечное, изменчивое, зависимое.

3. Основная проблема, которую всю жизнь пытался решить Спиноза: «Что есть человеческая свобода». Через сопоставление субстанции и модусов Спиноза исследовал данный вопрос:

- продолжая идеи Сократа, Спиноза пришел к выводу, что модус – субъект – может быть свободен только в том случае, если в своих действиях не нарушает субстанциальной необходимости (законов субстанции), а следует этим законам.

- по меткому выражению Энгельса, которое приписывается Спинозе: «Свобода – это познанная необходимость». Это сказал Энгельс по поводу концепции Спинозы.

- в работе «Этика» Спиноза дал определение: «Воля, которую мы называем свободной, это воля, основанная на разуме».

- пределы человеческой свободы задаются субстанциальной необходимостью (закономерностями). Русский философ Бердяев говорил, что «Бог не более свободен, чем полицейский». Бердяев имел ввиду, что Бог – это субстанция, и с этой точки зрения не может изменить собственные законы.

Если человек развивает свой разум, образуется, просвещается, то он становится свободней. Человек, самосовершенствуясь, расширяет границы своей свободы.

Методологическое значение философии Спинозы для теории государства и права:

1. Спиноза уподобил государство субстанции, а гражданина – модусу.

2. Отсюда: гражданин свободен настолько, насколько он выполняет законы государства, следует правовым нормам.

«Ножницы Спинозы»: если законы противоречат субстанциальной необходимости (т.е. противоречат человеческой природе, несправедливы), то человек, следуя им, не может быть свободен, но и нарушая их, он тоже несвободен.

Эта идея нашла свое развитие у Канта, Гегеля, Фихте, у русских философов права (Новгородцева, Чичерина, Ильина).

[Из философии права: С точки зрения Канта всеобщее гражданское правовое общество возможно только в случае, если народ образован, просвещен, культурен, а «свобода без просвещенности – это произвол и дикость». Гегель считал, что закон является необходимым условием свободы гражданина. Он освобождает его от посягательств других субъектов на его достоинство и собственность, от мучительных рефлексий по поводу должного и запретного, давая возможность свободно располагать последствиями своих действий (так как позволяет предвидеть их правовые последствия).

Фихте считал, что государство и право помогают человеку и обществу самосовершенствоваться, и в этом процессе совершенствуются сами.]

Спиноза во многом повторил идеи Сократа.


Дуализм р. декарта.

Дуализм – философия Рене Декарта, т.к. он признавал равноправность 2х субстанций:

1. Материальная субстанция. Ее основные атрибуты, т.е. неотъемлемые свойства – протяженность, непроницаемость, инертность.

2. Духовная, мыслящая субстанция. Ее основной атрибут – способность мыслить (значит, она состоит из понятий и правил оперирования ими).

Спиноза критиковал Декарта: отрицал существование 2х субстанций, потому что две субстанции, по его мнению, должны иметь границы, что невозможно по определению субстанции.

По Декарту человек состоит из 2х субстанций и обладает их свойствами: тело – носитель свойств материальной субстанции, а разум – носитель духовной, мыслящей субстанции. Отсюда: концепция Декарта «о врожденных идеях».

Декарт обосновал принцип равенства естественной и логической причинности (causa = ratio).

Декарт – рационалист: «когито эрго сум» - «мыслю, следовательно, существую».

Основным условием познания истины считал умение разделить проблему на предельно простые составляющие, а также ясность, четкость формулирования мыслей.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.