Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Возникновение и становление философии в древней греции



6-5 вв. до н.э. Древняя Греция.

Философия уходит своими корнями в восточные древние цивилизации (Китай, Индия).

Непосредственным источником европейского типа философствования является античная древнегреческая философия. Рационализмантичной (а позже западной в целом) философии отличает ее от восточной и объясняется особенностями античной полисной цивилизации:

Диалогичный характер полисной цивилизации:

А. рабовладельческий строй обеспечивал большой массив свободного времени гражданам полиса, поэтому в сфере досуга преобладали диалоговые формы, обсуждение мифологических сюжетов, политических проблем. Постепенно в жизни полиса стало укореняться философская проблематика, которую привнесли путешествовавшие на Восток отпрыски богатых царских родов.

Б. диалогичность выражалась в коллегиальных формах управления, т.е. все жители полиса участвовали в принятии решений.

2. Рациональность античной цивилизации:

А. жители полиса были ценны для своего социума не только как физическая сила, но и как интеллектуальная сила, т.к. участвовали в обсуждениях. Особой добродетелью считалось умение гражданина уверенно отстаивать свое мнение, отстаивать свои права в суде. Софисты обучали красноречию за немалые деньги.

Б. даже в античной мифологии – культ разума: боги помогают умным, испытывая их интеллектуальные способности.

3. Постепенно античная мифология уходит в тень и на первый план выходит философский тип общественного сознания, мышления, для него характерны:

А. безграничная вера в человеческий разум

Б. целенаправленный поиск естественных причин всего сущего

В. проблемность философского мышления

Г. демократизация знания, снятие жреческой монополии на положительные (полезные) знания

Д. формируется философский тип мышления – понятийный, теоретический

Е. объяснительные принципы становятся рационалистическими, связанными со ссылками на естественные, не от богов идущие причины

Ж. формирование критичного отношения к постулатам божественного происхождения законов

Уже в 6 веке до н.э. начинают образовываться философские сообщества, которые активно пропагандируют в полисах философскую мудрость. В полисной досуговой, повседневной сфере начинает укореняться именно философская проблематика (на площадях выступают свободные философы, собирается народ, слушают этого философа, рассуждают о философских категориях, решают философские умственные апории, даже на пирах обсуждают философские проблемы). Люди начинают учиться мыслить понятийно, в своих умозаключениях они идут от общего к частному, т.е. возникает культура философского мышления.

В 5-4 вв. до н.э. образуются философские традиции, устойчивые философские школы: сократические школы, стоики, софисты и т.д. И если ранние формы философствования характеризуются сегодня как наивный материализм, наивная диалектика, то с 5-4 вв. уже складываются целостные системные философские учения, на основе которых в Европе будут развиваться в дальнейшем, через века, устойчивые философские традиции.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (Сократ, Киники, Киренаики)

Аксиологическая (то есть смысложизненная) проблематика в Античности отражает и современные типы этики.

В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разумному человеку, поэтому только живя по разуму можно жить добродеятельно, то есть достигать (иметь) благо (красоту, здоровье, счастье).

В античном мировоззрении жить по разуму означает жить по природе.

Этика Киников. Концепция:

1.Для того, чтобы быть свободным и счастливым нужно жить по природе;

2.Для этого нужно отказаться от всего «лишнего» (избыточного);

3.Основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому, заранее отказавшись от них, человек счастлив и свободен.

4.Девиз: «Не владею ничем, чтобы ничто не владело мной».

Этика Киренаиков. Концепция:

1.Человек похож на осажденную крепость, его осаждают собственные страсти;

2.Надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость (то есть я пользуюсь всеми благами, но не попадаю от них в зависимость);

3.Девиз: «Владею всем, но ничто не владеет мной».

Киники и Киренаики – это сократические школы.

ЭТИКА ЭПИКУРА

Концепция:

1.Человека делает несчастливым и несвободным страх смерти;

2.Все аффекты (страсти) разрушительны;

3.Единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей – это страсть к познанию;

4.Поэтому смысл жизни заключается в достижении атараксии (невозмутимости, безмятежности духа).

Эпикуризм транслировался в римской, европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение стало постепенно сводиться к чувственным излишествам.

ЭТИКА СТОИКОВ

Концепция:

1.Судьба человека предопределена, ее нельзя изменить;

2.Но человек свободен, так как, несмотря на то, что он не может изменить предопределенный ход событий, он может изменить свое отношение к ним (в этом заключается его свобода). То есть свобода человека внутри;

3.Смысл жизни – достижение состояния апатии (бесстрастия);

4.Этика стоиков – это философия человеческого достоинства. Человеку необходимо культивировать в себе добродетели (справедливость, умеренность, мужество, разумность) и изживать пороки (несправедливость, неумеренность, трусость, безрассудство).

Философия стоицизма оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию. Многие европейские моральные системы, так или иначе, базировались на стоицизме.

[Мария Антуанетта: «Со мной можно поступить низко, но нельзя унизить»]

Этика стоиков оказала зн=ачительное влияние на римское частное право. Идея ценности частной воли нашла свое выражение в его главных принципах – правовая защита частного волеизъявления. Кроме того, стоики исследовали соотношение частного и всеобщего, то есть «в частной воле содержатся моменты всеобщего, и чем их больше, тем успешнее реализация частной воли». В римском частном праве этот принцип реализован так: правовая защита частного волеизъявления зависит от того, в какой мере эта частная воля соответствует праву, то есть правовому всеобщему.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.