Философия уходит своими корнями в восточные древние цивилизации (Китай, Индия).
Непосредственным источником европейского типа философствования является античная древнегреческая философия. Рационализмантичной (а позже западной в целом) философии отличает ее от восточной и объясняется особенностями античной полисной цивилизации:
Диалогичный характер полисной цивилизации:
А. рабовладельческий строй обеспечивал большой массив свободного времени гражданам полиса, поэтому в сфере досуга преобладали диалоговые формы, обсуждение мифологических сюжетов, политических проблем. Постепенно в жизни полиса стало укореняться философская проблематика, которую привнесли путешествовавшие на Восток отпрыски богатых царских родов.
Б. диалогичность выражалась в коллегиальных формах управления, т.е. все жители полиса участвовали в принятии решений.
2. Рациональность античной цивилизации:
А. жители полиса были ценны для своего социума не только как физическая сила, но и как интеллектуальная сила, т.к. участвовали в обсуждениях. Особой добродетелью считалось умение гражданина уверенно отстаивать свое мнение, отстаивать свои права в суде. Софисты обучали красноречию за немалые деньги.
Б. даже в античной мифологии – культ разума: боги помогают умным, испытывая их интеллектуальные способности.
3. Постепенно античная мифология уходит в тень и на первый план выходит философский тип общественного сознания, мышления, для него характерны:
А. безграничная вера в человеческий разум
Б. целенаправленный поиск естественных причин всего сущего
В. проблемность философского мышления
Г. демократизация знания, снятие жреческой монополии на положительные (полезные) знания
Д. формируется философский тип мышления – понятийный, теоретический
Е. объяснительные принципы становятся рационалистическими, связанными со ссылками на естественные, не от богов идущие причины
Ж. формирование критичного отношения к постулатам божественного происхождения законов
Уже в 6 веке до н.э. начинают образовываться философские сообщества, которые активно пропагандируют в полисах философскую мудрость. В полисной досуговой, повседневной сфере начинает укореняться именно философская проблематика (на площадях выступают свободные философы, собирается народ, слушают этого философа, рассуждают о философских категориях, решают философские умственные апории, даже на пирах обсуждают философские проблемы). Люди начинают учиться мыслить понятийно, в своих умозаключениях они идут от общего к частному, т.е. возникает культура философского мышления.
В 5-4 вв. до н.э. образуются философские традиции, устойчивые философские школы: сократические школы, стоики, софисты и т.д. И если ранние формы философствования характеризуются сегодня как наивный материализм, наивная диалектика, то с 5-4 вв. уже складываются целостные системные философские учения, на основе которых в Европе будут развиваться в дальнейшем, через века, устойчивые философские традиции.
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (Сократ, Киники, Киренаики)
Аксиологическая (то есть смысложизненная) проблематика в Античности отражает и современные типы этики.
В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разумному человеку, поэтому только живя по разуму можно жить добродеятельно, то есть достигать (иметь) благо (красоту, здоровье, счастье).
В античном мировоззрении жить по разуму означает жить по природе.
Этика Киников. Концепция:
1.Для того, чтобы быть свободным и счастливым нужно жить по природе;
2.Для этого нужно отказаться от всего «лишнего» (избыточного);
3.Основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому, заранее отказавшись от них, человек счастлив и свободен.
4.Девиз: «Не владею ничем, чтобы ничто не владело мной».
Этика Киренаиков. Концепция:
1.Человек похож на осажденную крепость, его осаждают собственные страсти;
2.Надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость (то есть я пользуюсь всеми благами, но не попадаю от них в зависимость);
3.Девиз: «Владею всем, но ничто не владеет мной».
Киники и Киренаики – это сократические школы.
ЭТИКА ЭПИКУРА
Концепция:
1.Человека делает несчастливым и несвободным страх смерти;
2.Все аффекты (страсти) разрушительны;
3.Единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей – это страсть к познанию;
4.Поэтому смысл жизни заключается в достижении атараксии (невозмутимости, безмятежности духа).
Эпикуризм транслировался в римской, европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение стало постепенно сводиться к чувственным излишествам.
ЭТИКА СТОИКОВ
Концепция:
1.Судьба человека предопределена, ее нельзя изменить;
2.Но человек свободен, так как, несмотря на то, что он не может изменить предопределенный ход событий, он может изменить свое отношение к ним (в этом заключается его свобода). То есть свобода человека внутри;
3.Смысл жизни – достижение состояния апатии (бесстрастия);
4.Этика стоиков – это философия человеческого достоинства. Человеку необходимо культивировать в себе добродетели (справедливость, умеренность, мужество, разумность) и изживать пороки (несправедливость, неумеренность, трусость, безрассудство).
Философия стоицизма оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию. Многие европейские моральные системы, так или иначе, базировались на стоицизме.
[Мария Антуанетта: «Со мной можно поступить низко, но нельзя унизить»]
Этика стоиков оказала зн=ачительное влияние на римское частное право. Идея ценности частной воли нашла свое выражение в его главных принципах – правовая защита частного волеизъявления. Кроме того, стоики исследовали соотношение частного и всеобщего, то есть «в частной воле содержатся моменты всеобщего, и чем их больше, тем успешнее реализация частной воли». В римском частном праве этот принцип реализован так: правовая защита частного волеизъявления зависит от того, в какой мере эта частная воля соответствует праву, то есть правовому всеобщему.