Субъективный идеализм – философское направление, в котором первичным является индивидуальное сознание, воля.
Представители: Дэвид Юм, Джордж Беркли. Определённые моменты субъективного идеализма можно усмотреть у И. Канта. В число субъективно-идеалистических направлений входят также экзистенциализм и различные направления позитивизма.
Дэвид Юм поставил проблему: «У субъекта нет средств, чтобы утверждать или отрицать существование Бога» (такова же была его логика рассуждений, относящаяся к познанию внешнего мира).
Основные идеи Джорджа Беркли:
1) Нет объекта без субъекта; существовать – значит быть воспринимаемым.
2) Все явления, которые относятся субъектом к внешнему миру, на самом деле являются комплексами его ощущений.
Солипсизм – существую я один, а все остальные – это комплексы моих ощущений.
У Беркли гарантом существования всех других субъектов является Бог, который вкладывает мысли и ощущения в голову субъекта.
По поводу существования субъекта – существовать, значит воспринимать.
И. Кант. проблема предмета философии
Иммануил Кант (1724-1804) до 1781 года придерживался натурфилософских взглядов, а в 1781 году выходит книга «Критика чистого разума», в которой Кант называет философию метафизикой (букв. за пределами фюсиса, природы).
Натурфилософия – это умозрительное естествознание, не имеющее опытного основания, и оно, при наличии развитого естествознания, неуместно.
Основная задача философии, по Канту – это рефлексивное исследование оснований разума (Кант писал, задача философии – инвентаризировать способности разума). Предметом философской рефлексии не может быть внешний мир сам по себе, а только то, как внешний мир может быть представлен в сознании.
В предисловии «Критика чистого разума» Кант уподобляет общество, культуру возводимому зданию, а основная роль философии состоит в исследовании фундамента этого здания. Контроль духа над цивилизацией.
Кант считал, что основные философские вопросы таковы:
1. Что я могу знать
2. Что я должен делать
3. На что я могу надеяться
4. Что есть человек
И. Кант. онтологическая проблематика
Кант поставил проблему: «как возможны синтетические априорные (доопытные) суждения».
В аналитическом суждении предикат ничего не добавляет к свойствам субъекта (снег белый).
Синтетическое суждение – это то, в котором предикат приписывает новые свойства субъекту суждения. Источником синтетических суждений может являться опыт. Кант задается вопросом: «Откуда мы знаем о том, что в принципе недоступно опыту, например, что вселенная бесконечна?»
Одновременно Кант поставил вопрос: «как возможны науки, основанные на синтетических априорных суждениях?».
Кант пришел к выводу, что источником синтетических априорных суждений могут являться изначально присущие человеку априорные представления. Исходя из этих положений, Кант детально исследует природу человеческих представлений, выделяя в них два класса: феномены (единичные чувственные представления) и ноумены (сверхчувственные, абстрактные представления). Для обеих групп он пытается определить источники, и в результате создает онтологию, в которой действительности придается характер лишь возможной реальности, о которой человек не может иметь абсолютно точных представлений (за эту концепцию В.И. Ленин называл Канта «агностиком»).
1. «Вещь в себе» (это синоним «вещь сама по себе») - это возможная причина единичных чувственных представлений. Субъект в принципе не может знать, существует ли она объективно, вне его сознания, и не может знать, какова она есть на самом деле, вне его сознания.
2. «Феномены» - это результат аффицирования (возбуждения) чувственности субъекта. «Феномены» - это единичные чувственные представления, которые мы воспринимаем, но не знаем их причины.
3. «Ноумены» - это идеальные (умозрительные) конструкции разума на основании априоризмов. Это сверхчувственные представления, они не доступны непосредственному чувственному опыту. Например, бесконечность, Бог, справедливость, свобода, право и др.