Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема сущности человека, способов личностной самореализации в социальных контекстах (А. Адлер, э. фромм)



Сущность человека, по мнению А. Адлера: «человек – неполноценное и социальное существо». Адлер создал оригинальную концепцию воспитания трудновоспитуемых подростков. Ее основные идеи:

Если ребенок имеет в детстве проблемы и недостатки, то это может послужить фактором его успешного развития в будущем. А. Адлер разработал теорию социальной адаптации трудновоспитуемых: необходимо, исходя из реальных социальных условий, создать индивидуальную программу развития подростка. Общество должно помочь личности ребенка, подростка найти свой путь успешной самореализации (при этом следует найти путь позитивного разрешения индивидуальных проблем подростка).

Эрих Фромм. Сущность человека: человек – существо незавершенное, стремящееся к оптимальному развитию. В книге «Революция надежды» он, сочетая идеи марксизма, психоанализа и экзистенциализма, обосновывал необходимость придания капиталистическому развитию гуманистического характера, предрекал трансформацию современного буржуазного общества в сторону торжества приоритетов гуманизма: производство должно повернуться к человеку, учитывать его природу, запросы, общество должно отказаться от товарного фетишизма (товарный фетишизм – это понятие Маркса: товар довлеет над человеком, подчиняет его себе, действует как фетиш со злой волей).

В книге «Быть или иметь»: человек загнан буржуазным обществом в превратные иллюзорные представления о самореализации: «моя машина, мой дом – это я». Это деформирующая человека ложная модель самореализации, идущая под лозунгом «Иметь!», я горжусь собой за то, что я имею. Фромм говорит, что подлинная самореализация в сфере бытия независима от вещей, которые у меня есть и которые вокруг меня. «Быть или иметь» - это экзистенциальная дихотомия.

Фромм выделял и другие «экзистенциальные дихотомии», т.е. противоречия в человеческом бытии, например, противоречие между стремлением человека жить и его смертностью. В этой связи Эрих Фромм выделял 2 ориентации в обществе:

Биофилийная (жизнелюбивая, сохранение жизни) и некрофилийная (любовь к смерти, разрушению, деградации). Эти ориентации сказываются на судьбах общества: некрофилийная порождает войны и другого рода разрушительные явления, а биофилийные имеют благотворные результаты.


Сущность человека в зеркале марксизма (диалектико-материалистическое учение об обществе).

Карл Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом в 40 гг. 19 века создали д/м учение об обществе. Его основными идеями являются следующие:

1. Общественное бытие определяет общественное сознание (в общественное бытие входят: производственные отношения, вообще материальная жизнь людей и общества в целом).

2. Исторический процесс структурируется по общественно-экономическим формациям (ОЭФ): первобытнообщинная, феодальная.

3. Сущность ОЭФ – это способ производства, т.е. что люди производят и как. Структура способов производства:

- производительные силы (производительные силы включают вещественный (орудия труда, средства передвижения) и живой (люди) элементы).

- производственные отношения – это объективно-складывающиеся общественные отношения по поводу производства, распределения, потребления (синонимы: материальные общественные отношения = экономические общественные отношения).

4. Структура каждой ОЭФ включает в себя базис и надстройку. Базис – это совокупность всех производственных отношений. Революционные политики неправильно трактовали понятие базиса и включали в него, кроме производственных отношений, производительные силы, т.е. орудия труда и людей (это провоцировало в революционных массах нездоровые настроения, выражающиеся в стремлении уничтожить лучших представителей прежнего способа производства). Маркс не включал в базис производительные силы. Надстройка – это система идей, государственно-правовых институтов. Смена ОЭФ – это слом старого базиса и последующее изменение надстройки.

Сущность человека, по Марксу, это совокупность всех общественных отношений.





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.