1. Истина зависит от субъекта – от его познавательных способностей и от методов познания. Софисты обучали граждан полиса (платно) мошенническим способам доказательства своей правоты – за счет скрытого нарушения правил формальной логики, за счет ложных посылок. Отсюда слово «софизм». Софизм – это утверждение, которое выглядит истинным, но, по сути, ложно.
2. Софисты Калликл и Фраземах на основе своей философии доказывали, что законы создаются людьми в своих интересах (и это в то время, когда в античном мире господствовала уверенность, что законы от богов, уверенность была священной и основана на нерасторжимой связи с богами). Фраземах: «Законы создаются сильными для защиты своих интересов». Калликл: «Законы создаются слабыми, чтобы связать руки сильным, убедив их в том, что быть богатым и сильным зазорно. Хотя если бы могли, то охотно разделили бы с сильными их добычу». Эта мысль была процитирована в работе Ницше «Воля к власти». (Ницше не был автором этой работы, которую скомпилировала его сестра Фестер после его смерти на основании архивов Ницше, а Ницше был специалистом по античной филологии). Карл Поппер в 2хтомнике под названием «Открытое общество и его враги» обвинял Платона в том, что он основоположник тоталитаризма – точно также в работах серьезных современных ученых Ницше называют основоположником фашисткой идеологии.
Идеи софистов оказали существенное влияние на формирование европейской и вообще западной правовой культуры:
a) Культура судебного красноречия – ценность судебной речи.
b) Принцип формальной правоты (в суде истинным считается то, что формально доказано, т.е. предусмотренным процессуальным законом образом).
Предводитель школы софистов – Протагор: «Человек – мера всех вещей».
Проблемы Соотношения разума и веры в средневековой философии
- К разуму относятся утверждения, требующие обоснования, доказательств.
- К вере относятся утверждения, представления, не требующие обоснования, доказательств, аргументации.
Разум рационален, вера интуитивна.
Средневековые философы-теологи разработали несколько моделей соотношения разума и веры:
1. Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно», безотчетное доверие к мифу, писанию. То, что является предметом веры, не может быть предметом разума.
2. Августин Блаженный был язычником, но он принял христианскую веру и написал «Град Божий» и «Исповедь». Кредо: «Верую, чтобы понимать». С его точки зрения в основе познания лежит вера.
3. Пьер Абеляр: «Доказательства только укрепляют веру».
4. Теолог 13 века Фома Аквинский. (Неотомизм – философское направление в католицизме.) Кредо: «Истины веры неуязвимы со стороны истин разума, но и не противоречат им». Это принцип гармонии разума и веры, оказавший существенное влияние на развитие западной цивилизации: Фома Аквинский, выдвинув эти положения, доказывал, что Бог создал человека по своей любви к нему и те качества, которые он дал человеку, настолько важны, что даже взгляды тех, кто родился до рождества Христова (философов-язычников Платона, Аристотеля), обладают ценностью.
ТЕОДИЦЕЯ
Тео (Бог), Дицея (оправдание) – от имени античной богини Дике (Дице).
Она оправдывала людей перед богами. Была дочерью Зевса (бог – законодатель) и его VI жены Фемиды (богиня справедливости)
Теодицея (традиция богоправдания) была заложена Эпикуром. Он поставил проблему: если Бог – это сущее, по определению обладающее тремя атрибутами (он всеблаг, всеведущ и всемогущ), тогда почему в созданном им мире есть зло?
Почему Бога надо «оправдывать»? Потому что в созданном им мире есть зло (несовершенство), а значит Бог или не всеблаг, или не всеведущ, или не всемогущ. Средневековые теологи подхватили эту проблему и стали создавать различные теодицеи (Августин Блаженный, Бон Авентуа и т.д.). В Новое время традиция теодицеи была продолжена Лебницем.
Логика теодицеи Августина Блаженного такова:
1.Все познается в сравнении: если не было бы зла, то не было и добра (метод диалектики);
2.Мир, созданный Богом, отягощен материей, поэтому не может быть совершенным (методология Платона – ни одна реальная вещь не может полностью соответствовать эйдосу). [Если бы Бог создал мир столь же совершенным, как и он, то это был бы второй мир и нематериальный];
3.Все в мире, созданным Богом, есть благо, а то, что мы называем злом – есть недостаток блага.