Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТАМ ДЕТСКОГО ОБИХОДА



С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, под­гузников. постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется}, обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы — к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая ТСО и ПК. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружаю­щей ребенка среды - предметами обихода детей и подростков.

Весь этот мир вещей должен защитить ребенка от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, способствовать нор­мальному физическому, интеллектуальному и духовному росту и раз­витию (одежда, обувь, игрушки, книги, электронно-вычислительная техника). Это возможно, если предметы детского обихода соответс­твуют морфофу н к и ионал ьн ы м особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиодого-гнгиеническим требованиям.

Игры и игрушки, в том числе основанные на применении совре­менных материалов и технологий, должны способствовать разносто­роннему развитию ребенка любого возраста, не оказывая негативного воздействия на его психическое и физическое здоровье. Необходимо защищать детей от вредного влияния игр и игрушек, провоцирую­щих агрессивные действия, жестокость, безнравственность, насилие, вызывающих интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки возраста ребенка.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.

7.1.1. Детская одежда иобувьОдежда служит человеку для зашиты от неблагоприятных воздейс­твий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических арврежленкй и загрязнений. Спомощью одеждывокруг теласашегся ^р^сственный полодежный мнкрооиюг. значительно ашчшяяйся

климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 jao 34 относите л ьна я влажность составляет 20—40%. скорость движения воз­ила очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в преде- ^ 0,006—0.097%. Создавая полодежный микроклимат, одежда сущес­твенно снижает тепдопотери организма. способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию рди. обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

• в детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовер­шенны. переохлаждение и перегревание организма могут привес­ти к нарушениям в состоянии здоровья:

• дети отличаются большой двигательной активностью, при кото­рой уровень теплопродукции возрастает в 2—4раза:

• кожа детей нежна и легкоранима;

• кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных про­цессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анапго- мо-фнзиологическим особенностям, виду деятельности и метеороло­гическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию в снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления* пакеты тканей — комплекты размером 1 м:, состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и полкладки, а также готовые изделия.

Ваюкнау из которых изготавливаются ткани, могут быть натураль­ными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искус­ственными или еннтетическимн. Нити, производимые из волокон, шва ют кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотаж но-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщи­ной, массой, объемной массой, пористостью» воздухо- и паропрони- иаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостыо, гндро- и липофидь- иостью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной иере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом. Таииина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину* содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще мате­риал* тем он теплее (например, батист — 0,1 мм, драп — 5 мм, нату­ральный мех — 30—50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной шюшадн материала (I м: или I см-). Гигиенически оптимальной явля­ется ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин — 25 г/м2, драп — 77 г/м2, натуральный мех - 1000.0 г/и^

Объемном масса — масса 1 см3 ткани в граммах, которая определяет соотношение плотных веществ и воздуха в ткани. Чем этот показатель меньше, тем лете ткань, лаже если она имеет значительную толщину. Объемная масса является также критерием теплозащитных свойств ткани при одной и той же толщине. Материал с меньшей объемной массой более теплый (например, шерстяной трикотаж —. 0,07 г/см3, брезент — 0,6— 0,7 г/см3)-

Пористость определяется отношением объема пор к общему объему данного материала, выраженным в процентах, и непосредственно свя­зана с объемной массой. Пористость материала определяет тепловые его свойства (например, драп: диагональ 50%, шерстяной трикотаж — 93—95%. ватин полушерстяной — 97%, вата хлопчатобумажная — 99%, ватилин хлопчатобумажный — 99%).

Всг&ухопрошшаемость измеряется в кубических дециметрах (дм3) и означает способность материалов пропускать воздух через 1 м2 в секунду путем фильтрации через поры. Ткань, используемая для разной одежды, должна обладать различной воздухопроницаемос­тью. Так, например, поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью,т^ большой воздухопроницаемостью (например, мадаполам хлопчатобумажный — ill лмг2 в секунду, шелк нату­ральный — 34! дм*/*2 в секунду, капрон — 125 дм*/м2 в секунду).

Паропрошщаемость измеряется в граммах водяного пара, прохо­дящего за I ч через 1 м? ткани, и определяет способность материа­лов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододежном пространстве, путем диффузии их через волокна. Наибольшую паропроницаемость должна иметь одежда, используе- rvtf-иена среды развития, воспитания и обучния детей __??7

пая в местностях жаркого климата, когда теплоотдача осуществляется

значительной мере за счет испарения (например, мадаполам хлоп­чатобумажный — 16,2 г/м2 в час, шелк натуральный — 4,62 г/м2 в час. капрон - 1,09 г/м2 в час).

Гигроскопичность характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в процентах. Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает ее промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств (например, батист, вольта, ситец > 90%, мада­полам хлопчатобумажный — 18%, драп облегченный — 17,2%, шелк натуральный — 16,5%, шерсть — 14%, репс — 7—8%, репс с водоотталки­вающей пропиткой — 1,2%, капрон — 5,7%, лавсан — 0,5%).

Вшоемкость определяет способность ткани впитывать воду при погружении в нее, выражается в процентах. Свойство ткани сохра­нять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, так как при этом достигается определенный уро­вень воздухопроницаемости и меньше изменяются тепловые свойства данного материала.

Гидрофилшость отражает способность ткани быстро и полно впи­тывать влагу, выражается в процентах. Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кож­ными покровами и поглощающих водяные пары с поверхности кожи (например, батист, вольта, ситец >90%, репс с водоотталкивающей пропиткой — около 0%).

Гидрофобность («несмешиваемость») — свойство, противоположное гндрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у тканей, образующих верхний слой одежды и защищающих ее от снега, дождя, тумана.

Липофильность характеризует способность тканей впитывать в себя жире поверхности кожи, выражается в процентах. Высокие ее пока­затели являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, гак как капельки жира заполняют воздушное пространство между волокнами и ухудшают тем самым фнзико-гиги- снические свойства материалов.

Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материа­лов: чем она ниже, тем теплее материал. Тепловое сопротивление — свойство, противоположное теплопровод­ности, оно определяется временем (в часах), в течение которого 1 ккал тепла пройдет через 1 м2 ткани при перепаде температуры в 1 *С, и является обратной величиной теплопроводности.

Для детской одежды разрешается использование тканей, произве­денных из натуральных волокон, а также тканей с добавкой химичес­ких волокон. В последние годы расширилась номенклатура текстиль­ных и трикотажных материалов, все большую долю в валовом объеме продукции стали занимать химические материалы. 20 лет назад доля синтетических материалов в производстве составляла в общем объеме не более 45%, к началу XXI в. — 90%.

Изменилась и технология изготовления химических материалов. Современное текстильное производство отличается новыми техноло­гиями, позволяющими формировать нити новой пространственной структуры, комплексные нити и различные виды текстильных мем­бран, созданием новых сополимеров различной пространственной ориентации. Все это позволяет целенаправленно менять свойства текстильных материалов на уровне волокна, нити, ткани и создавать текстильные изделия химически стабильные с заданными физико- гигиеническими свойствами.

Современные материалы, изготовленные из искусственных и син­тетических волокон и нитей, являются химически стабильными и не выделяют вредных соединений (табл. 7.1).


 

Гиг^на среды развития, воспитания и обучния детей

Санитарно-химические миграционные показатели не превышают ПДК для водных и воздушных сред. Индекс токсичности колеблется вПрсделах75,4% — 117,8% и соответствует гигиеническим нормативам (70-120%).

Современные ткани и полотна из химического сырья обладают достоверно более высокими показателями гигроскопичности, возду­хопроницаемости и низкими показателями электризуемости, по срав­нению с тканями, выпускавшимися 20—30 лет назад, и практически не отличаются от натуральных тканей (табл. 7.2).

Увеличение доли вложения полиэфирных волокон в хлопчатобу­мажную ткань с 40% до 80%, в шерстяную с 35% до 65% не приводит к изменению физико-гигиенических свойств. Это позволяет расширять возможность использования современных материалов из химических волокон в производстве детской одежды.

Изучение процессов терморегуляции в процессе эксперименталь­ной носки одежды при использовании материалов с разными сочета­ниями физико-гигиенических свойств показало, что воздухопрони­цаемость является ведущим физико-гигиеническим показателем.

В настоящее время для санитарно-эпидемиологической оценки тканей используется так называемая реальная нагрузка, определя­емая как произведение уровня воздействия на время воздействия. При этом сила воздействия определяется площадью контакта кожей, временной показатель является сложной функцией и определяется возрастом пользователя, а также продолжительностью и частотой носки изделия (рис. 7.1).

В зависимости от площади тела, контактирующего с одеждой, изделия подразделяются на имеющие непосредственный контакт с кожей на небольшой поверхности — менее 15% площади тела и не име­ющие непосредственного контакта с кожей. Площади поверхности различных частей тела определяются «способом ладони» (рис. 7.2).

 

В зависимости от возрастных физиологических особенностей изделия подразделяются на изделия для новорожденных, для детей до З лет, 4-7 лет, 8-12 лет, 13-15 лет, старше 16 лет и взрослых. Гигиена среды развития, воспитания и обучния детей

В зависимости от продолжительности непрерывной носки и часто­ты использования изделия делятся на регулярного использования (еже­дневно 4 ч и более) и эпизодического (I—2 раза в неделю не более 4 ч).

Степень безопасности изделий определяется гигиенической клас­сификацией, где основными классифицирующими элементами явля­ются площадь непосредственного контакта с кожей, возраст поль­зователя и продолжительность непрерывной носки. В зависимости от площади тела, контактирующего с одеждой, обусловливающей степень перкутанного воздействия, изделия по балльной системе под­разделяются на:

• имеющие непосредственный контакт с кожей на большой поверх­ности (от 15% площади тела и более) — 1 балл;

• имеющие непосредственный контакт с кожей на небольшой поверхности (менее 15% площади тела) — 2 балла;

• не имеющие непосредственного контакта с кожей — 3 балла.

В зависимости от возрастных физиологических особенностей изделия по балльной системе подразделяются на изделия для:

• новорожденных — 0 баллов;

• детей до 3 лет включительно — 1 балл;

«детей от 4 до 7 лет включительно — 2 балла;

• детей от 8 до 12 лет включительно — 3 балла;

• подростков от 13 до 15 лет включительно — 4 балла;

• для девушек, юношей и взрослых от 16 лет — 5 баллов.

В зависимости от продолжительности непрерывной носки и часто­ты использования изделия по балльной системе подразделяются на:

• регулярного использования (ежедневно от 4 ч и более) — 1 балл;

• эпизодического использования (1—2 раза в неделю — не более 4 ч) — 2 балла.

В соответствии с гигиенической классификацией по балльной системе для каждого конкретного изделия по специальной формуле определяется классифицирующий показатель (КП), устанавливаю­щий степень риска воздействия изделия на здоровье детей.

В зависимости от значения этого классифицирующего показателя изделия подразделяются на 4 класса:

• I класс — классифицирующий показатель — 0,38—0,55;

• II класс — классифицирующий показатель — 0,56—0,70;

• III класс — классифицирующий показатель — 0,71—0,92;

• IV класс И классифицирующий показатель — 0,93—1,25.

Распределение изделий по классам представлено в табл. 7.3.

5*гиеиа среды развития, воспитания и обучиия ABjJjfc_____________ ?SS

Одежда для детей и подростков, в записи мости от класса, должна соответствовать гигиеническим требованиям по ортанолептическим,| фи»ико~гигиеническим. сани гарно-химическим и токе и кодою гиги­еническим показателям, которые определены настоящими еаии*ар* нымн правилами.

 

Кобальт Медь Никель Ртуть

Примечание 'Содержание формальдегида в вытяжках определяется для раз­личного сырьевого состава.

К одежде новорожденных предъявляются специальные гигиени­ческие требования-

Изделия для новорожденных (первые 28 дней жизни), в том числе недоношенных детей, должны изготавливаться только из натураль­ных тканей и полотен. Допускается применение химических нитей и волокон для швов изделий, не соприкасающихся с кожей ребенка.

Все соединительные швы с обметыванием срезов одежды должны быть выполнены на лицевую сторону

Допускается использование отделки из синтетических материалов (кружев, шитья, вышивки, аппликаций) на одежде, предназначенной для кратковременной носки (не более 2 ч). Отделка не должна контак­тировать с кожей ребенка.

В конструкции изделий для недоношенных детей должно преду­сматриваться:

* отсутствие швов и узлов на изделиях в местах возможного сопри­косновения головы и тела ребенка с поверхностями;

• отсутствие пуговиц и кнопок в местах, прилегающих к телу. Ползунки должны иметь дополнительную внутреннюю подклад­ку в области стоп из 100% шерсти.

Недопустимо изготовление изделий, надеваемых через голову ребенка.

На этикетках готовых изделий обязательно должна быть надпись; «Предварительная стирка обязательна».

Конструктивные особенности и набор одежды в различные сезоны года важны для детей всех возрастных групп.

Белье — одежда, непосредственно соприкасающаяся с кожными покровами, поэтому оно должно способствовать удалению из подо-дежногопространства продуктов обмена (газов, паров влаги, жира). Покрой белья должен быть свободным н удобным, способствоватьвентиляциипододежного пространства для обеспечения нормальногокожного «дыхания». Для белья используются тонкие мягкие ткани трикотажно-вязаной структуры, обеспечивающие высокую воздухоп­роницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, влагоемкость и гидрофи л ьность.

Детское белье не должно иметь толстых, грубых швов, тугих, стя­гивающих резинок (в трусах резинка должна быть только сзади).

Летам в зависимости от климатических и метеорологических усло­вий дети носят одно- или двухслойную одежду. 1-й слой — белье, 2-й слой: для девочек — платье или юбка и блузка, для мальчиков — шорты и рубашка. Ткани, используемые для летних платьев, должны быть, также как и бельевые, мягкими, обладать высокой воздухо- и пароп- ронипземостыо. гигроскопичностью, влагоемкостью, гидрофиль- ностью я теплопроводностью. Покрой летней одежды должен быть свободным и обеспечивать максимальную вентиляцию пододежного пространства. Не рекомендуется использование в конструкции одеж­ды тугих поясов, стягивающих резинок, высоких воротников.

Jtamr в помещениях с температурой воздуха выше 20 "С дети носят двухслойную одежду, аналогичную летней по качеству тканей я констру кции. Если температура воздуха в помещении ниже 19 °С, рекомендуется использовать для одежды более толстые ткани, а также ткани из шерстяных волокон, обладающие более высокими теплоза­щитными свойствами. Одежда может быть трехслойной (с использо­ванием колготок, длинных брюк, кофточек, свитеров и т.д.). Верхняя теплая одежда должна выполнять свою основную задачу - тепловой юляш, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Она должна состоять из 3 слоев. Верхний - покровный слой - изго­тавливается из тканей, имеющих низкие показатели воздухопрони- юемости, паропронииаемости, гигроскопичности и влагоемкости, что препятствует проникновению холодного атмосферного воздуха в подоле жное пространство и намоканию одежды от снега и дождя, повышая тем самым ее теплозащитные свойства. Для верхнего слоя зимней детской одежды могут быть использованы тканые материа­лы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани 2-й теплозащитный слой - должен состоять из материалов, имеющих структуру с большим количеством пор, содержащих воздух (пата, ватин, ватилин, синлипон и др.), изготов­ленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Применение синтетических волокон допустимо, так как эти матери­алы не имеют непосредственного соприкосновения с кожными лок- ровами и должны обеспечивать только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды. Внутренний слой — подкладка — изго­тавливается из тканей, имеющих высокие показатели воздухопрони­цаемости, паропроницаемости, влагоемкости и гигроскопичности, так как должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододежном пространстве.

Конструкция детской зимней одежды должна обеспечивать минималь­ную циркуляцию воздуха в пододежном пространстве и минимальный возду­хообмен с окружающей средой. Это обеспечивается созданием большого количества замкнутых пространств в пододежном пространстве — наличием капюшона, манжет, поясов. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртки с капюшоном и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребенка.

Теплозащитные свойства одежды можно оценить с физиолого-гигиени­ческих позиций. Наиболее полное представление о теплоизоляционных свойствах одежды дает определение энерготрат, изменения величин кожных температур и определения плотности теплового потока — количества тепла, теряемого путем радиации и конвекции в единицу времени с единицы поверхности тела. Теплозащитная способность одежды — это ее способность к снижению плотности теплового пото­ка. Тепловой поток реагирует на изменения температуры окружающей среды и теплозащитных свойств одежды. По величине теплоотда­чи, средневзвешенной температуре кожи, метеорологическим (мик­роклиматическим) условиям можно рассчитать «сопротивление», которое оказывает одежда теплоотдаче организма, т.е. дать количес­твенную оценку тепловых свойств одежды. Тепловое сопротивление одежды определяется с использованием расчетного метода по форму­ле A. Barton — Г.М. Кондратьева:

_ tcp.es.mesa — и

/о ------------

#-/„

где 10 — тепловое сопротивление одежды (°С • м2/Вт); I, — тепловое сопротивление воздуха пододеж ного пространства (°См2/Вт); <вмМвш"~ средневзвешенный показатель температуры кожи (°С); Н — средне­взвешенный показатель плотности теплового потока (Вт/м2); t„ — тем­пература воздуха внешней среды (°С). Тепловой комфорт человеку в условиях относительного покоя или занятому легкой работой обеспечивает одежда с теплоизоляцией, равной 0Л5 'Ом-./Вт. Эту величину принимают за единицу теплоизо­ляции и в литературе обозначают символом «с!о». Для гигиенической оценки теплового сопротивления одежды можно руководствоваться данными табл. 7.7.

 

Обузь является составной частью комплекта одежды, Она защи­щает организм or охлаждения и перегревания, предохраняет стопу от механических повреждений, содействует мышцам и связкам в удержании свода стопы в нормальном положении, тем самым спо­собствуя сохранению рессорной, амортизационной функции. Обувь определяет удобство передвижения, влияет на двигательную актив­ность летей, является причиной большого количества деформаций и заболеваний стоп.

Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя и весенне-осенняя; наряду с этим — повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и др. С гигиенических позиций обувь должна:

* охранять организм ребенка от неблагоприятных метеорологичес­ких воздействий и механических повреждений;

# аэшветс'твовапгь аиэтомо-фигиологическим особенностям орга­низмаребенка, в первую очередь его стопы;

♦ обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, спо­собствовать поддержанию необходимого температурно-нлажпос­тного режима при любых микроклиматических условиях вне­шней среды. Гигиенические требования к обуви для детей и подростков скла­дываются из требований к конструкции обуви, которые определяются особенностями строения стопы в период роста, а также требований и к материалам, из которых изготавливается обувь.

Детская стопа характеризуется радиальной формой с наиболь­шей шириной на концах пальцев веерообразной формы. У взрослых наибольшая ширина отмечается в области 1—V плюсневых суставов. Для детской стопы характерны иное, чем у взрослых, соотношение пяточной и передней частей стопы, относительно более длинная ее задняя часть, что должно учитываться при конструировании обуви (особенно колодки). Скелет стопы в детском возрасте образован хря­щами. Окостенение завершается лишь с окончанием роста, поэтому под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. В связи с этим такие качества, как гибкость, тол- шина, масса обуви, а также теплозащитные свойства подлежат гигие­ническому нормированию.

Обувь для детей подбирается в соответствии с размерами, опреде­ляемыми по длине стопы: расстояние между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. За единицу изме­рения принят миллиметр, разница между номерами составляет 5 мм (табл. 7.8).

Основными элементами обуви являются верх (носочная часть, задних, союзка, берца и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

Носочная часть обуви должна быть шире пучковой (часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов).

Низ обуви (стелька, подошва, каблук) должен иметь оптимальные показатели жесткости — сопротивление (выраженное в килограм­мах) изгибу по линии, соединяющей головки I и V плюсневых кос­тей, до угла 25е.

Сте.1ька — внутренняя деталь обуви, имеющая тесный контакт с кожей стопы и способствующая созданию комфортного температур- но-влажностного режима во внутриобувном пространстве. Она долж­на обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изго­тавливаться только из натуральной кожи.

Подошва — основной элемент низа обуви. Подошва должна иметь оптимальные гибкость, толшину, массу и теплозащитные свойства. Гибкость обуви регламентируется и должна составлять для гусарико- вой обуви — 7 Н/см, для дошкольной обуви — 10 Н/см, для мальчи­ковой школьной обуви - 9-13 Н/см, для девичьей школьной обуви - 8-10 Н/см.

Толщина подошвы нормируется в зависимости от использованных материалов и типа обуви (табл. 7.9).

 

Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления, обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилиру- емости внутриобувного пространства. При применении пористой резины, полиуретана и других материалов возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонеп­роницаемость обуви. Теплозащитные свойства подошвенных материалов зависят от их теплопроводности. Чем ниже теплопроводность материалов, тем выше их теплозащитные свойства. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти (валенок) увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются. Это создает преимущество применения в детской обуви пористых резин для подошв, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви.

Каблук искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессор- ность, защищает пятку от ушибов о почву, а также повы шает износоус­тойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Высота каблука: для дошкольников - 5-Ю мм, для школьников 8—10 лет — не более 20 мм, для мальчиков 13-17 лет — 30 мм, для девочек 13—17 лет — до 40 мм. Повседневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочкам-подросткам вредно, так как затрудняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. При этом формируется большой поясничный изгиб, меняется положение таза, что может привести к уменьшению его продольного размера. При ходьбе на высоком каблуке нет достаточной устойчивости, стопа скатывается вперед, пальцы сжимаются в узком носке, нагрузка на передний отдел стопы увеличивается, в результате чего развиваются уплощение свода стопы и деформация пальцев.

На рис. 7.3 показано распределение нагрузки на различные отделы стопы в зависимости от высоты каблука.

 

Обувь не должна сжимать стопу, нарушать крово- и лимфообраще­ние, препятствовать естественному развитию ноги.

Высота обуви нормируется в зависимости от ее вида и рода (табл. 7.10).

 

Задник — деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охранять пятку, предуп­реждать ее деформацию, не допускать скольжения стопы кзади. Для изготовления задника используется более толстая натураль­ная кожа. Производство обуви без задника допускается для детей старше 11 лет.

Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев столы до уровня плюснефаланговых суставов.

Подносок — деталь верха, расположенная между подкладкой и верхом в носочной части для сохранения ее формы. Он предохраняет палыды столы от травм, и его длина не должна превышать области плюснефаланговых суставов.

Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются раз­личные виды крепления: шнуровка, ремни, застежка типа «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недо­пустимы в дошкольной обуви.

Масса обуви зависит от вила крепления, конструкции и используе­мых материалов (табл. 7.11). Долина 7.11. Нормы массы обуви

 

Нормы массы ботинок увеличиваются по сравнению с массой полуботинок на 10 г — для гусариковой; на 15 г — для младшей детской; на 20 г — для детской; на 25 г - для школьной; на 30 г — для мальчиковой.

Для верха детской обуви всесезонного назначения рекомендо­вана натуральная кожа. Для летней обуви наряду с кожей исполь­зуются различные текстильные материалы целиком или в комби­нации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и др.). В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драл, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др. Для подкладки рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы.

Для изготовления детской обуви могут использоваться полимерные материалы шш натура.1ьные материалы с вложением химических волокон. Последние регламентируются санитарными нормами и правилами.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.