Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гигиена трудового воспитания, обучения... 209



торяемостью движений. Им разрешаются дополнительные паузы для отдыха. Рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся должны своевременно отражаться в листке здоровья классного журнала и учитываться преподавателем труда

Рациональный режим трудового воспитания и обучения школьни­ков определяется длительностью труда, местом труда в режиме дня и недели, а также построением трудовой деятельности.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами На трудо­вое обучение выделяется в 1-7-х классах 2 ч в неделю, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах — 4 ч. Предусматривается также общественно полез­ный труд: во 2-4-х классах - 1 ч, в 5-7-х - 2 ч, в 8-9-х - 3 ч, в 10-11-х классах - 4 ч в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учашихся З-7-ro классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, в 8-9-х классах - 16 дней по 4 ч в день, в 10-х — 20 дней по 6 ч.

Длительность труда в период летних каникул также регламентиру­ется и не должна для школьников 5-7-х классов превышать 3 ч, 8-9-х - 4 ч и 10-х классов — 6 ч в день. Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3-4 недель, а для учеников 5-7-х классов, работающих в самостоятельных звеньях ученических производственных бригад, 2 недель.

Место урока труда в режиме учебных занятий 1-7-х классов определяется особенностью его влияния на организм. Обеспечивая смену характера деятельности и повышая функциональное состояние организма, урок труда предупреждает снижение работоспособности учащихся в течение учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он проводится в начальный период развиваю­щегося утомления, т.е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1-2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели - в среду и четверг. Естественно, эта рекомендация не может быть выполнена в отношении учашихся всех классов из-за ограниченной пропускной способности мастерс­ких. И в этом вопросе оптимальный режим создается для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей шкального воз­раста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительногоГлава б

процесса нал юрмоишм, что обусловливает стремление работать и ускоренном темпе и приводит к относительно более быстрому раз питию утомления. Известна относительно небольшая мышечная выносливость, которая не по звол нет летим долго выдерживать нагруз­ки в однообразной или вынужденной рабочей nose, с выполнением однообразных операции или трудовых процессов при ныраженном статическом компоненте Это является основанием дли определения оптимальной длительности непрерывного выполнения отдельных операций, которая не вызывает утомления школьником.

Общая длительность практической работы не должна превышать для учашихся 2-х классов 20-25 мин; 3-4-х классов — 30—35 мин. В ia вис и мости от трудоемкости длительность операций может состав­лять от 6 до Ю мин Установлено, что непрерывное выполнение любых столярных и слесарных операций учащимися 10 лет более 10 мин и учашимиси 11 лет более 13 мин приводит к выраженному утомлению, поэтому укатанные величины для этого возраста детей принимаются к* предельно допустимые Непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью должна занимать для учашихся 1-х классов не более 5 мин,

2- 3-х классов - 5—7 мин; 4-х — 10 мин; 6-х - 12 мин; 7-х — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операци­ям должна составлять для учашихся 5-х классов не более 10 мин; 6-х — 12 мим; 7-х - 16 мин.

Учащиеся не могут без утомления выполнять на протяжении всего урока только одну операцию, поэтому в структуре урока должны пре­дусматриваться их смена и оптимальное количество. Анализ результа­тов хронометража уроков и реакний поведения детей (по отвлечению от работы) показал, что увеличение числа операций с 1—2 до 3—5 я 2 раза снижает время отвлечений учащихся. По лому выполнение

3- 5 операций принимается за оптимальную величину (рис. 5.1).

Даииьке по оптимальной продолжительности отдельных операций

и их количеству и свою очередь позволяют определить плотность урока.

Плотность урока ~ ъто время, затрачиваешь на выполнение всех тру­довых операций, включая легки*' (измерение, разметка и др.). Она должна составлять 60-85%.

При плотности урока менее 60% учащиеся теряют интерес к рабо­те, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип. Объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10-12 мин), Время на организацию рабочего места, уборку.

Не менее важно и построение урока в плане рационального режи- ма труда и отдыха. Это особенно актуально для сдвоенных уроков В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы Так как работа детей в этих классах связана с относительной непод­вижностью (положение сидя), на 15-20-й минуте урока необходима физкультминутка. Физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или начале 2-го урока, что позволит не нарушать рабочий динамичес­кий стереотип. При сдвоенных уроках обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения.

В построении урока предусматриваются небольшие (l-3-мииут- ные) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что также является отдыхом во время работы.Построение уроков труда для девочек имеет свои особенности. В целом обработка ткани и кулинарные работы (в условиях школы) относятся к разряду легкого труда, но все же могут вызвать утомление школьниц. Причиной последнего является прежде всего выполнение однообразных трудовых операций, при которых нагрузка падает на относительно небольшую группу мышц плечевого пояса. Рабочая поза при этом остается такой же, какой она была и на занятиях в клас­се, поэтому статическое мышечное напряжение не только не снима­ется. а может даже усилиться. Кроме того, машинная обработка ткани требует большой точности и высокой координированности движений. Поэтому на занятиях кройки и шитья, особенно в начальном периоде, нельзя посвяшать целиком урок освоению какой-либо одной опера­ции, а следует предусматривать их смену и чередование. Для профи­лактики утомления от статических нагрузок необходимо обязательно проводить короткие физкультминутки (2—3 мин) с выполнением 4—6 упражнении. Характер упражнений должен обеспечивать активиза­цию функций дыхания и кровообращения, а также давать нагрузку на мышны-антагонисты (живота и ног). Рекомендуется выполнять упражнения стоя.

Кулинарные работы отличаются по характеру и в целом лишены вышеу казанных недостатков. На уроках кулинарии учащиеся свобод­но перемешаются по помещению, могут произвольно менять рабочую позу, чередовать операции, что является своеобразным отдыхом от утомительных занятий в классе.

Особенности построения трудового обучения в 8—11-х классах касаются структуры учебной недели. В ней для трудового обучения выделяется I день: 6—7 учебных часов, из них 3—4 ч, предусмотрен­ных учебным планом, а 2—3 ч — за счет общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учашихся от лишних переездов в УПК, на базовое предприятие и обратно в школу. Но нередко из-за непроду­манности расписания это приводит к увеличению продолжительнос­ти учебных занятий в остальные дни недели. Построение занятий в дни трудового обучения аналогично струк­туре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — перемена длитель­ностью не менее К) мин; в середине рабочего дня ■— большая пере­мена (30 мин) для приема пиши. В расписании предусматриваются 1—2 теоретических урока по специальным предметам и 3—5 уроков практической работ ы, в процессе которой учащиеся овладевают пер­воначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность К. числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относятся рационально организованное естественное и искус­ственное освещение, правильная расстановка оборудования, органи­зация рабочего места, а также рациональный воздушный и темпера­турный режим.

Гигиенические требования к условиям труда должны соответс­твовать функциональному состоянию организма детей. Поскольку обработка дерева и металла связана с повышенными энерготратами и теплообразованием, температура воздуха в этих мастерских должна быть ниже, чем в классе: в столярной мастерской оптимальной тем­пературой считается 14—16 °С, в слесарной 16-17 9С, в кабинете труда начальных классов и кабинете по обработке ткани 18 *С.

Характер труда школьников не исключает возможности контакта учащихся с неблагоприятными производственными факторами. В процессе обработки дерева, металла и ткани может выделяться дре­весная, металлическая и бытовая пыль, концентрации которой неве­лики, и при выполнении общегигиенических требований ее накопле­ние предотвращается. В слесарных мастерских возможны достаточно высокие уровни шума.

В УПК набор мастерских значительно расширяется, увеличивается обьем выполняемых работ, которые по своему характеру приближа­ются к производственным процессам. Появляется реальная возмож­ность контакта учащихся с неблагоприятными факторами.

В мастерских по механической обработке металла в воздух поме­щений могут выделяться мелкодисперсная минерально-металличес- кая пыль, аэрозоли масел и многочисленных примесей (сульфатов, щелочей).

При шлифовке и заточке изделий образуется пыль, содержащая двуокись кремния. В воздух газосварочных мастерских выделяет­ся сварочный аэрозоль, содержащий соединения марганца, фтора, окиси углерода, озона. Все это требует наряду с выполнением обще­гигиенических мероприятий проведения специальных профилакти­ческих мер с учетом профиля мастерских. Прежде всего необходимы эффективная система вентиляции с различными видами местной вытяжной вентиляции, размещение части оборудования в отдельных

специальных помещениях, оснащение станков экранами, щитками предупреждающими разбрызгивание смазочно-охлаждающей жид­кости. разбрасывание стружки. Необходим контроль за качеством смазочно-охлаждающей жидкости, концентрацией минерального масла в воздухе помещений, эффективностью работы вентиляции.

В некоторых учебно-производственных мастерских работы связа­ны с воздействием шума. В токарных, фрезерных и монтажных мас­терских уровень шума может достигать 80—95 дБА и выше, поэтому требуется проведение комплекса мероприятий по борьбе с шумом.

Положительное влияние процесса труда на растущий организм и успешность освоения школьниками трудовых навыков во многом определяются рациональным оборудованием помещений для трудо­вого обучения. При этом оборудование должно отвечать ряду гиги­енических и педагогических требований, касающихся его набора, размещения, организации рабочего места, инструментария, техники безопасности. Набор оборудования должен обеспечивать реализацию программ трудового обучения. Основное оборудование — верста­ки, станки, швейные машины, инструментарий; вспомогательное — шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь.

При размещении оборудования предусматривается создание бла­гоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. При обработке дерева и ткани затенение не возникает, если свет падает слева, поэтому верс­таки и швейные машины необходимо расставлять перпендикулярно к окнам с левосторонним освещением. Верстаки можно расставлять под углом 45*.

При обработке металла характер работы позволяет иметь как лево­стороннее, так и правостороннее освещение при перпендикулярном к окнам размещении верстаков. Любая другая расстановка имеет недостатки. Особенно резко освещенность падает при наличии так называемых спаренных верстаков, за которыми ученики стоят лицом друг к другу, одни спиной к окнам, другие - лицом, а между ними устанавливается защитная сетка.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными преподавателями на доске. Если расстояние от доски до последних рабочих мест окажется более 10-11 м, то ученики даже с нормальной остротой зрения смогут различать написанное на доске с большим трудом, поскольку угол зрения в этом случае окажется мень­ше физиологической нормы (менее Г) В неблагоприятных условиях

окажутсятакже ученики, сидящие за первыми в крайних боковыхрядахрабочими местами, если расстояние между ними и доской оченьмало. В этомслучае угол рассматривания окажется слишком острым,ддяобеспечения нормируемого угла рассматривания (35") 1-е рядырабочих местдолжны быть удалены от доски на расстояние 1,6-2,5м.

Для сохранения правильной рабочей позы и безопасности труданеобходимособлюдать определенные расстояния между рабочимиместами.Их величина зависит от характера рабочей позы, амплитудырабочих движений,необходимости передвижения в процессе работы,размеровинструмента и материала.

Размеры рабочих мест определяются характером технологического процесса и составляют в столярной мастерской 125x45см, в слесар­ной- 100X50 см.

В столярной мастерской верстаки чаще всего размещаются в 3 ряда, по 6—7 в каждом ряду, и расставляются перпендикулярно светонесу- щей стене или под углом 45° так, чтобы свет падал слева (рис. 5.2).

Вслесарной мастерской верстаки устанавливают так, чтобы обес­печить левостороннее освещение (рис. 5.3).

Если суммировать размеры всех рабочих мест, расстояний и прохо­дов, а такжеместо преподавателя, то окажется, что необходимо иметьмастерскуюдлиной 11 м и шириной 6 м, т.е. общей площадью 66 м?„

Приоборудовании мастерских УПКследует использовать гиги­еническиерекомендации для учебных мастерских школ и ПУ,учи­тыватьнаполняемость групп и существующие нормы площадей наодного учащегосяв зависимости от профиля обучения (табл. 5.1).

Все помещения для трудового обучения оборудуются встроенными или пристенными шкафами, стеллажами закрытого типа, емкостями для сбора стружек, вешалками для спецодежды, раковиной, элек­трополотенцем. В комплект оборудования входят также носилки я аптечки с медикаментами и перевязочным материалом, необходимые для оказания первой помощи.

При организации рабочего места необходимо предусматривать пра­вильную рабочую позу, экономную трату энергии, четкую организацию труда, безопасность работы. Выбор позы учащегося определяется харак­тером труда, в частности величиной мышечных усилий и амплитудой движений. Рабочая поза считается правильной, если при ней сохраня­ются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем, зрительного и слухового анализаторов, отсутствует дополнительное статическое напряжение мыши (ряс. 5.4).

 

равильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соот­ветствием размеров оборудования и инструментов размерам частей тела работающего, в частности, соответствием высоты рабочего места росту учеников (рис. 5.5).

Для определен и я соответствия высоты рабочего места росту ученик Должен встать боком к торцевой части верстака и свободно положить руку на его поверхность. Если высота рабочего места соответствует росту учащегося, его плечо и предплечье образуют прямую линию, а между предплечьем и кистью образуется прямой угол.

(13-14 лет) должны предусматриваться подставки для ног 3 размеров - высотой 5, 10 и 15 см.

 

В мастерских, где проводятся работы, связанные с длительной неподвижной рабочей позой (радиомонтажные, сборка часов, полу­проводниковых и интегральных схем), особое внимание уделяется правильной организации рабочего места. Конструкция стола должна быть такой, чтобы можно было положить предплечья на его поверх­ности. Для этого в крышке стола делается полукруглый вырез. Высота сиденья стула должна регулироваться в пределах 40-60 см. Стул обязательно должен иметь спинку для опоры поясничной области. Обязательна также подставка для ног.

Важную роль в процессе трудового обучения играет инструмента­рий. По размерам и массе он также должен соответствовать возраст­ным антропометрическим особенностям и физическим возможнос­тямучашихся. Гигиенистами установлены оптимальные размеры, масса и соотношение отдельных частей наиболее часто употребля­емыхстолярных и слесарных инструментов для учашихся 11-14 лет (табл. 5.2).

С 15 летучащиеся могут применять инструменты для взрослых,так как кэтому возрасту заканчиваются рост костей верхних конеч­ностейи формирование кисти. Глава 5

 

Важным элементом охраны здоровья детей в процессе трудового обучения является контроль за его содержанием, осуществляемый санитарным врачом. При этом врач должен:

• своевременно согласовать характер трудовой деятельности уча­щихся (профили подготовки, конкретные профессии, виды обще­ственно полезного, производительного труда);

• согласовать рабочие места для прохождения производственной практики учащимися старших классов, а также трудовых объеди­нений школьников; • ознакомиться с документами, отражающими соответствие харак­тера труда состоянию здоровья; оценка этих документов с уче­том полноты охвата углубленными медицинскими осмотрами, результатов врачебно-профессиональных консультаций и заклю­чений о профпригодности к избранному профилю обучения или профессии, наличие рекомендаций в отношении детей с отклоне­ниями в состоянии здоровья в листках здоровья; • контролировать фактическое содержание трудового обучения и воспитания в плане их соответствия утвержденным учебным программам.

Врачебный контроль включает детальное изучение документов, отражающих организацию и режим трудового обучения и воспитания учашихся обследуемых школ. К ним относятся расписание уроков, годовой график учебных занятий и практики учащихся 5—10-х клас­сов. график работы по самообслуживанию и другим видам обще­ственно полезного производительного труда, утвержденный режим дня трудовых объединений школьников в период летних каникул, трудовой договор между дирекцией школы (УПК) и базовым пред­приятием. Контроль за условиями труда планируется с учетом про­филя мастерских, кабинетов, лабораторий не реже 2 раз в год. Первое обследование проводится до начала учебного года с целью проверки готовности этих помещений и оформляется актом-разрешением на проведение занятий. Второе обследование проводится в середине или конце года с целью выявления недостатков, которые должны быть устранены в дальнейшем, и оформляется планом-заданием. В течение года медицинский персонал контролирует работу или заня­тия в мастерских по всем параметрам, отвечающим гигиеническим требованиям и исключающим возможность контакта учащихся с неблагоприятными факторами, правильность эксплуатации освети­тельных установок, санитарное состояние помещений, соблюдение правил техники безопасности. В помещениях, где возможен кон­такт с неблагоприятными факторами, планируются лабораторные и инструментальные исследования освещенности, микроклиматичес­ких параметров, шума, концентрации пыли и химических веществ, эффективности вентиляции. 5.3. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ

Профессионально-техническое образование является важным зве­ном хозяйственного комплекса страны. Переход подростка из обще­образовательной школы в ПУ ведет к резкой смене его социальной позиции: происходит ломка сложившегося «школьного» стереотипа. Одновременно вследствие сочетания учебной и трудовой деятельнос­ти увеличивается суммарная нагрузка, происходит первый контакт подростков с факторами производственной среды. Все это, особенно на начальном этапе обучения, создает определенные трудности для роста, развития и сохранения здоровья подростков. К этому добав­ляются кардинальные проблемы подросткового возраста. Сам по себе подростковый возраст в онтогенезе считается фактором риска, что обусловливает необходимость пристального внимания к профессио­нальному обучению подростков.

В процессе обучения подростки могут контактировать с подав­ляющим большинством неблагоприятных физических факторов и со многими химическими агентами, поэтому необходимо знать спе­цифику реакции организма подростка на профессионально-произ­водственные факторы: неблагоприятные метеорологические условия, производственный шум, промышленную пыль, химические вещест­ва, физические нагрузки.

Метеорологические условия производственной среды могут характери­зоваться как повышенной, так и пониженной температурой воздуха. С повышенной температурой воздуха подростки могут контактировать в «горячих» цехах металлургического производства, металлообраба­тывающей промышленности, в текстильном, кондитерском, кули­нарном производствах, фарфоро-фаянсовой промышленности.

Терморегуляция подростков имеет специфические особеннос­ти реакции их сердечно-сосудистой системы при работе в горячих цехах:

• гипер- и неадекватная реакции, указывающие на нарушение про­цессов терморегуляции и гемодинамики;

• затягивание процессов восстановления функционального состо­яния организма подростков.

ЧСС у обучающихся профессии сталевара у мартеновской печи достигает 120—140 ударов в минуту, а с увеличением тяжести про­изводственной операции и интенсивности обучения может дости­гать в отдельных случаях 170—200 ударов в минуту. Систолическое артериальное давление тотчас после выполнения производственных операций у печи повышается, затем довольно быстро опускается ниже исходного уровня; падает и диастол и ческое давление (иногда до 20-30- мм рт.ст.). Восстановление частоты пульса, артериального давления у подростков после производственных операций затягива­ется до 1 ч и более. Температура тела во время и после работы у печи значительно повышается: до 37,6—38,3 °С, а иногда до 39,4 °С, что свидетельствует о выраженных нарушениях у юношей процессов тер­морегуляции во время работы в «горячих» цехах. Все эти нарушения держатся довольно длительное время и после прекращения работы. К концу рабочего дня пульс, температура тела и частота дыхания пре­вышают исходные (дорабочие) величины, а уровень давления ниже. Эти показатели, как правило, не восстанавливаются в течение 0,5— 1-часового отдыха после работы.

У подростков, работающих в одних и тех же цехах со взрослыми рабочими и выполняющих даже меньший объем физических нагру­зок, чем взрослые, температура кожи и тела повышается быстрее и в большей степени, сдвиги гемодинамики более выражены, восста­новление более медленное. Регуляторные механизмы у подростков менее совершенны, у них меньшие функциональные возможности. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, с которыми «справляется» терморегуляция подростка, меньший, вследствие чего напряжение и нарушение процессов терморегуляции появляются в юношеском возрасте при менее высокой температуре воздуха.

Хроническое действие нагревающего микроклимата, несмотря на менее длительный по сравнению со взрослыми контакт, вызывает ряд изме­нений в состоянии здоровья подростков. У них чаще развиваются неврологические расстройства в виде вегетативной дисфункции, астеновегетапгивного синдрома, изменения функционального состо­яния сердечно-сосудистой системы с тенденцией к артериальной гипотензии, нарушению ритма и процессов метаболизма в миокарде. Чаше развиваются нарушения желудочно-кишечного тракта, явления гиповитаминоза.

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности у подростков «горячих» цехов выше, чем у их сверстников других про­фессий: чаше возникают производственный травматизм, простудные заболевания, желудочно-кишечные и гнойничковые болезни кожи.

С пониженной температурой воздуха подростки могут контактиро­вать при обучении профессиям строительного профиля, судострои­тельным работам, на лесозаготовках, рыбных промыслах, в сырье­вых цехах мясоперерабатывающей промышленности. При действии холода хорошее самочувствие сохраняется у подростков при темпе- I ратуре тела на 3—5 "С выше, чем у взрослых. Следовательно, при воз- I действии одних и тех же температур окружающей среды состояние дискомфорта наступает у подростков раньше. Все физиологические сдвиги при воздействии холода у них более выражены: значительно повышаются температура кожи, порог тактильной чувствительнос­ти, снижается мышечная выносливость. Увеличение теплопродук­ции при работе в условиях низких температур наступает у подрос­тков по сравнению со взрослыми при менее низких показателях температуры и меньшей скорости движения воздуха. Таким образом, охлаждение у подростков наступает быстрее и при менее низких тем­пературах окружающей среды.

Местное переохлаждение кистей рук вызывает у подростков, обуча­ющихся в сырьевых цехах мясоперерабатывающей промышленности, довольно быстрое (через 1—2 года) развитие заболеваний перифери­ческой нервной системы конечностей в виде начальных форм холодо- вых вегетативных полиневритов верхних конечностей, вегетативных невралгий. Эти заболевания развиваются у подростков чаще и быс­трее, чем у взрослых рабочих, занятых в аналогичных профессиях. Организм девушек значительно более чувствителен к переохлажде­нию, чем юношей.

Подростки подвергаются воздействию производственного шума при освоении профессий в судостроении, ткацком и кузнечно-прес- совом производстве, многих станочных профессий.

Установлена повышенная чувствительность организма подростков к воздействию шума всех параметров. Слуховой анализатор в юношеском и подростковом возрасте более чувствителен к шуму, чем в зрелом. Величина смещения порогов и время их восстановления находятся в прямой зависимости от интенсивности шума. Восстановление слухо­вой чувствительности после действия шума у подростков идет более длительное время, чем у взрослых.

Данные биоэлектрической активности мозга подростков и функ­циональное состояние их слухового анализатора указывают на выра­женные неблагоприятные изменения: замедляются темпы возрас­тного развития ЦНС и снижается уровень ее функциональногосостояния (в корковом представительстве слухового анализатора), снижается слуховая чувствительность. Воздействие на организм под­ростков 15—17 лет шума с уровнем 96—105 дБ повышает чувствитель­ность особенно после 3 ч работы (наибольшее повышение порога слуховой чувствительности на частотах 4000 и 7000 Гц). При действии шума ПС-75, 80. 85, 90 у 16-летних подростков по сравнению с 17-лет­ними наблюдаются более выраженные изменения функционального состояния организма подростков — слухового анализатора, ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

При ежедневном воздействии интенсивного шума в течение рабо­чего дня у подростков могут произойти необратимые процессы в кохлеарном органе уже через 1—2 года. Таким образом, уровни шума, являющиеся нормативными для взрослых, вредны для подростков. Подростки менее устойчивы к действию шума, чем взрослые.

Многие производства характеризуются значительным содержани­ем пыли в воздушной среде. Работа подростков в «пылевых» цехах долж­на быть ограничена. а в силикозоопасн ых профессиях — лицам моложе 20 лет запрещена. Установлена прямая зависимость между частотой «пылевой» патологии и возрастом начала работы с пылью. При оди­наковых концентрациях пыли в воздухе рабочих помещений пнев- мокониоз в молодом возрасте развивается быстрее и протекает более неблагоприятно, чем у лиц зрелого возраста. Наиболее устойчивы к воздействию пыли липа 21—25 лет. Экспериментальные данные также свидетельствуют. что склеротические реакции в легочной ткани у молодых животных появляются быстрее, чем у взрослых.

Оценка внешнего дыхания у девушек-прядильщиц 15—17 лет пока­зала, что уже через 3 ч после начала работы в цехе у них заметно снижа­ются ЖЕЛ, мощность воздушной струи на вдохе и, особенно, на выдохе, время произвольной задержки дыхания — проба Штанге. К концу рабо­чего дня снижение показателей становится еше более выраженным. Эти преходя!ш#е функциональные сдвиги, кумулируясь, способствуют развитию более стой к их изменений органов дыхания. У девушек-пря- дильшип за сравнительно короткий срок работы (до 3 лет) развиваются изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей субатро- фического. реже атрофического характера. Частота заболеваний вер­хних дыхательных путей у них выше, чем у сверстниц, обучающихся станочным, радиотехническим и даже строительным специальностям. Значительно чаше у подростков-прядильщиц отмечаются бронхиты, иногда сопровождающиеся астмоиднм м компонентом.

Гигиена трудового воспитания, обучения.

Подростки обладают повышенной чувствительностью, в частности меньшей устойчивостью слизистой оболочки верхних дыхательных путей к воздействию пыли.

Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, работа в химической про­мышленности законодательством запрещена. Однако обучение в ПУ некоторым профессиям химического производства разрешено при условии, чтобы к началу производственной практики в основных цехах учащимся было не менее 18 лет. К таким относятся ряд катего­рий работ в нефтехимической промышленности, производстве поли­меров, минеральных удобрений, различных химических веществ.

Со многими химическими вредными веществами подростки могут контактировать при обучении и работе в других отраслях промышлен­ности: строительстве (возможен контакте органическими растворите­лями, нитросоединениями), судостроении (окислы азота, соединения марганца, фтора, свинец), машиностроении (пары цветных металлов, смазочно-охлаждающая жидкость), радиотехнической промышлен­ности (пайка свинецсодержащими сплавами), текстильной промыш­ленности, резино-техническом производстве, полиграфии и др.

Многочисленными исследованиями установлено, что работа под­ростков в условиях воздействия химических агентов, даже в допусти­мых концентрациях, небезразлична для их организма и может приво­дить к возникновению отклонений в состоянии здоровья, которые у взрослых, работающих в тех же условиях, отсутствуют.

Наблюдения показали, что у подростков, работающих в контакте с небольшими концентрациями свинца, отмечается повышенная чувс­твительность к этому яду. При сравнительно недлительном контакте (через 1—2 года) у многих развиваются характерные изменения крови (анемия, ретикулоцитоз, базофильная зернистость), выделение гема- топорфирина с мочой. Выявлено депонирование свинца в организме.

У подростков, обучающихся на производствах по выработке мине­ральных удобрений, контактирующих с аммиаком и окислами азота, довольно быстро развиваются субатрофические катары верхних дыха­тельных путей, и их частота нарастает по мере увеличения времени работы в цехах. Частота патологии ЛОР-органов среди подростков этого производства крайне велика (59%), что связано со специфичес­ким раздражающим действием аммиака и окислов азота на органы дыхания.

Установлена повышенная чувствительность (более чем в 3 раза) молодого организма к сероуглероду. У подростков, работающих в цехах искусственного и синтетического волокна, в которых концент­рации сероуглерода в 6 раз ниже ПДК, в период 2-летнего наблюдения отсутствовали неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья. Это свидетельствует о допустимости работы подростков только в таких условиях — при низких концентрациях сероуглерода в цехах.

На нефтеперерабатывающих заводах доминирующим фактором является воздействие на подростков предельных, непредельных и ароматических углеводородов в сочетании с сернистыми соединени­ями в концентрациях, как правило, не превышающих ПДК. Однако при этом были выявлены изменение реактивности организма, замед­ление физического развития, повышение показателей патологичес­кой поражен ности и заболеваемости с временной утратой трудоспо­собности.

У девушек* контактирующих с бензином в цехах, где концентра­ции его не превышают предельно допустимые (клейщицы-сборщицы резиновой обувн)т уже к концу годичной работы в цехе развиваются отчетливые неблагоприятные изменения в состоянии здоровья: дис- менорея ("у наблюдаемых) и гипотензия, частота которой увели­чивается за год в 10 раз. Низкие показатели артериального давления выявляются к концу годичной работы в цехе у 20% подростков. Почти у Уз девушек, работающих в таком цехе, появляются функциональные изменения нервной системы (вегетативная дисфункция), носовые кровотечения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособно­сти у контактирующих с бензином выше, чем в других профессио­нальных группах девушек того же ПУ.

Экспериментальными исследованиями возрастной чувствитель­ности к химическим веществам установлена пониженная устойчи­вость молодого организма ко многим промышленным ядам: четырех- хлористому углероду бензину, дихлорэтану, сернистому газу, нитриту натрия. Причины и механизмы повышенной чувствительности под­ростков к химический агентам до конца не изучены. Однако несом­ненно, что физиологические особенности подросткового возраста: снижение порога возбудимости ЦНС, неустойчивость эндокринных регуляций, повышенная вегетативная реактивность, большая ско­рость кровотока и легочной вентиляции, являются одними из важных звеньев в цепи /тих причин. Большое значение имеют также пони­женная способность организма подростком к обезвреживанию этих веществ, большая чувствительность тканей организма к химическим агентам. Даже при непродолжительном контакте no/ipoctKo» с химическими агентами в концентрациях ниже предельно допустимых наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера:

• снижение иммунобиологической реактивности;

• анемия;

• функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой

систем;

• снижение темпов физического развития;

• аллергические реакции.

Таким образом, растущий организм не обладает достаточной спо­собностью адаптироваться к химическим веществам, поэтому целе­сообразно более «жесткое» гигиеническое нормирование содержания химических веществ в окружающей производственной среде. Однако в настоящее время регламентация влияния химических веществ на организм детей осуществляется не ПДК, а сокращением времени, более поздним контактом с химическими соединениями при освое­нии профессии.

Механизация и автоматизация производственных процессов не исключают ручного физического труда, а в ряде отраслей про­мышленности он по-прежнему занимает довольно большое место. Положительное влияние физического труда на организм является бесспорным фактом. Не представляет исключения в этом отноше­нии и организм подростка. Однако при одинаковой со взрослыми по тяжести и длительности физической нагрузке у подростков наблю­даются более высокие показатели ЧСС, снижения уровня диастоли- ческого АД, более длительный период восстановления гемодинами­ки. У подростков менее совершенны и реакции аппарата внешнего дыхания: усиление легочной вентиляции при физической нагрузке происходит у них чаще за счет увеличения частоты, а не глубины дыхания. При одинаковой с взрослыми нагрузке величина кисло­родного долга у подростков большая — следовательно, одна и та же работа достигается у них ценой больших усилий и энергозатрат, чем у взрослых.

У подростков отмечаются более раннее развитие утомления, сни­женная выносливость при статическом напряжении. Эти особенности влияют на характер кривой их работоспособности в течение рабочего дня: небольшой период высокой работоспособности, снижающейся после 2,5—3 ч работы, резкое падение производительности во 2-й половине дня и более продолжительный период ее восстановления (рис. 5.6).

В специфике реакции организма подростка на физическую нагруз­ку важную роль играют особенности нервной деятельности. Для ЦНС подростка характерны широкая генерализация возбудительного про­цесса и длительное его последствие.

Установлено, что напряжение одних и тех же групп мыши может приводить у подростков к довольно быстрому развитию хронических заболеваний в анде миалгии, миозита, гендомиозита, миофасцита. Динамические наблюдения за подростками-строителями, прядиль­щицами, ткачами, электросварщиками свидетельствуют, что уже в течение I—2 лет обучения у многих из них появляются характерные симптомы начальных явлений заболевания мышц работающей руки. У подростков-штукатуров миозиты, тендомиозиты, периартриты пле­чевого сустава могут диагностироваться через I—3 года после начала освоения профессии. Характерно и то, что частота заболеваний рук вследствие перенапряжения резко возрастает у подростков после окончания обучения и начала самостоятельной работы в цехах. Это совпадает и со значительным увеличением объема нагрузки в связи с требованиями, предъявляемыми к подросткам, как к взрослым рабочим, и свидетельствует о повышенной чувствительности подрос­ткового организма, в частности, их мышечной системы, к локальному перенапряжению.

Основные особенности реакций организма подростка на физичес­кую нагрузку:

• большая (чем у взрослых) выраженность физиологических сдви­гов, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, боль­шая мобилизация энергетических ресурсов, даже при сравни­тельно меньших энерготратах;

• часто неадекватные объему и длительности физической нагрузки физиологические реакции систем, особенно гемодинамики;

• меньшая физическая работоспособность, выражающаяся в более продолжительном периоде врабатываемости, коротком перио­де устойчивой работоспособности, более быстром наступлении утомления. Это отражает также неэкономное функционирование систем в условиях физического напряжения, способствующее более быстрому истощению резервных возможностей организма подростка;

•длительный период восстановления физиологических реакций после нагрузки;

• отчетливые возрастно-половые различия — менее совершенные реакции у подростков младшего возраста (14—15 лет), у девушек в сравнении с юношами и у подростков с отставанием физического развития;

• малая устойчивость мышечной системы верхних конечностей к систематическому мышечному напряжению. Это обусловливает быстрое перенапряжение ее и развитие профессиональных забо­леваний работающей руки. Адаптация подростков к профессионал ьно-производственным факторам в процессе обучения также имеет особенности. Динамика физиологичес­ких показателей основных систем организма подростков показывает что в целом обучение в ПУ соответствует их возрастным функци­ональным возможностям и не оказывает отрицательного влияния на их рост и развитие. Благоприятная динамика функционального состояния ЦНС, мышечной и сердечно-сосудистой систем наблюда­ется практически во многих профессиональных группах в течение 1-го года обучения. У большого числа подростков регистрируются укоро­чение латентных периодов хронорефлексометрии, увеличение объема перерабатываемой зрительной информации, увеличение показателей мышечной выносливости, снижение ЧСС, сохраняется возрастная тенденция к некоторому повышению артериального давления. Эти изменения в основном отражают характер организации учебно-про- изводственного процесса: на 1-м курсе большая часть времени отво­дится теоретическим дисциплинам, к освоению которых учащиеся подготовлены предшествующей учебой в школе, и овладение ими не вызывает значительного напряжения физиологических систем.

Обшая положительная направленность изменений функциональ­ного состояния подростков в процессе обучения не исключает небла­гоприятной динамики физиологических показателей у учащихся профессиональных групп. Так, у будущих химиков и металлургов уже на 1-м курсе отмечается менее благоприятная динамика ряда показа­телей: снижаются объем перерабатываемой зрительной информации и мышечная выносливость.

На 2-м году обучения неблагоприятная динамика физиологичес­ких показателей отмечается значительно чаще, что отражает увели­чение суммарной нагрузки и изменение ее характера в этот период. У всех учашихся в конце года (особенно в период летней практики) регистрируются сниженные показатели мышечной выносливости, объема перерабатываемой информации, отмечается тенденция к повышению ЧСС, Наиболее выраженные сдвиги функциональных систем на 2-м курсе обучения выявляются в группах учащихся-метал­лургов и химиков. На 3-м курсе динамика физиологических показате­лей более стабильная: изменения функционального состояния в дни практики менее выражены, что связано с взрослением подростков и определенной адаптацией их к условиям производства.

Итак, выраженные изменения физиологических систем, свиде­тельствующие о значительном напряжении функционального состо­яния, отмечаются у учашихся ПУ химического и металлургического профилей.

Адаптация к обучению сопровождается существенными сдвигами в физиологических системах. При этом они тем более существенны, чем активнее и сложнее комплекс профессионально-производственных факторов. В основе совершенствования функционирования физио­логических систем учащихся к концу обучения лежат как возрастные изменения, так и процессы адаптации к комплексу учебно-производс­твенных факторов.

Вопрос о том, какой из этих механизмов играет более важную роль, имеет принципиальное значение как для теории гигиены професси­онального обучения и труда подростков, так и для практики здра­воохранения и профтехобразования, прежде всего при определения минимального возраста начала обучения подростков в ПУ различного профиля и сроков обучения в них, а также при решении проблемы привлечения подростков разного возраста к производственному труду в народном хозяйстве.

Согласно концепции профессора И.А. Арнольди, в процессе разви­тия приспособительных реакций на неблагоприятные факторы у подростков различают 3 фазы: 1-я характеризуется напряжением всех систем, в первую очередь тех, на которые направлено основное действие агента, и отражает повышенную чувствительность организма подростков; для 2-й типично снижение чувствительности к воздействию фактора, вследствие чего реакции становятся более умеренными и отражают процесс становления приспособления организма; 3-я — характери­зуется стабилизацией процесса, отсутствием выраженной динамики сдвигов, что может рассматриваться как наступление адаптации.

Для объяснения физиологических и патологических изменений в организме при различных видах деятельности, осу шест вляемых в иерархии фу н кциональн ы хсистем орган изма человека, ш ироко исполь­зуется гипотеза бинарной регуляции деятельности человека (Рудный Н.М. и соавт., 1979; Давиденко Д.Н., 1984). Согласно этой гипотезе, помимо общесистемной регуляции, обеспечивающей формирование и рабо­ту единой функциональной системы выполнения определенного вида деятельности, существуют относительно независимые механизмы регуляции 2 подсистем: процесса деятельности и базовых физиоло­гических функций. Первый механизм осуществляет формирование способа выполнения действий, второй обеспечивает гомеостатичес- кие и адаптационные изменения физиологических систем.

Выделяют 4 типа взаимодействия этих механизмов и соответс­твенно — 4 фазы изменения работоспособности и функционального состояния организма.

1- я фаза — относительно независимого функционирования 2 под­систем.

2- я фаза — первично-компенсирующего взаимодействия, когда снижаются менее значимые показатели деятельности или, наоборот, ухудшается состояние отдельных физиологических систем в интере­сах достижения приоритетных задач либо обеспечения адекватного состояния наиболее важных для жизнедеятельности функций. Эта фаза характерна для функционального состояния организма многих подростков и позволяет объяснить тот индивидуальный разброс дан­ных о функциональном состоянии физиологических систем организ­ма подростков, который исследователи нередко регистрируют в про­цессе своих исследований: у одних детей снижается результативность учебной деятельности при нормальном уровне функционирования физиологических систем, у других на фоне положительных результа­тов освоения профессии рано регистрируются существенные сдвиги в основных органах и системах.

В 3-й фазе вторично-компенсирующего взаимодействия проис­ходят общее снижение работоспособности и перестройка приспо- собительно-компенсаторных механизмов регулирования на новый, резервный уровень. Именно переход в эту фазу чреват развитием переутомления, предпатологических состояний у подростков и фор­мированием повышенного уровня заболеваемости. 4-я фаза — декомпенсация, когда в «интересах» одной из подсистем происходит «отключение» или нарушение регуляции второй подсис­темы. Уход части подростков из ПУ обусловлен именно развитием этой фазы, так как им очень тяжело физически осваивать профессию, или формированием у них заболеваний, требующих длительного лечения и оформления академического отпуска. К сожалению, у подростков, осваивающих рабочие профессии, изменения, регист­рируемые в основных физиологических системах, нередко уклады­ваются во все указанные фазы. Это подтверждается и динамикой показателей состояния здоровья подростков. К концу 1 года обучения среди тех, кто осваивал профессии химического и металлургического профилей, число здоровых лиц (1 и 11 группы здоровья) уменьшается с 96 до 81%, среди учашихся ПУ машиностроительного профиля — с 79 до 72%. К. концу 11 года обучения в динамике распределения учашихся по группам здоровья по сравнению с концом I курса существенных изменений не происходит. Исключение составляют учашиеся ПУ химического профиля, среди которых число практи­чески здоровых продолжает уменьшаться. К концу III курса наиболее благоприятные показатели в распределении учащихся по группам здоровья отмечаются в ПУ сельскохозяйственного профиля. Не про­исходит существенных изменений этого распределения среди уча­щихся-машиностроителей. Неблагоприятная динамика выявляется в металлургических и горных ПУ. Среди этих учащихся число лиц, страдающих хроническими заболеваниями, увеличивается к концу 3-го курса более чем в 4 раза. В группе подростков, обучающихся про­фессиям химического профиля, число хронических больных к концу обучения увеличивается более чем в 2 раза.

Анализ данных о степени напряжения функционального состо­яния организма и работоспособности учащихся, состоянии их здо­ровья в ПУ различного профиля и с различными сроками обучения позволяет выделить основные группы биологических и учебно-производс­твенных факторов, влияющих на особенности приспособительных реак­ций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок. К ним относятся возрастно-половые особенности учащихся; индивидуальные особен­ности организма подростков, определяющие их функциональную готовность к профессиональному обучению; условия учебно-произ- водственной среды; организация режима учебно-производственной деятельности.

Менее адекватные реакции на внешние раздражители подростков по сравнению со взрослыми обусловлены различной степенью морфо- функциональной зрелости основных систем. У 15-летних подростков самый низкий уровень силы нервной системы, низкая подвижность нервных процессов и выраженное преобладание возбудительного процесса над тормозным. Девушки отличаются от юношей более низким уровнем силы нервной системы, преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Возрастные и половые различия чувствительности неодинаковы для разных анализаторов: быстрота зрительного различения у подростков обоего пола с возрастом улучшается; при этом у юношей она выше, чем у девушек; тактильная чувствительность одинакова у юношей и девушек разного возраста; проприоцептивная чувствительность у юношей характеризуется значительным ухудшением в 16-летнем воз-Выделяют 4 типа взаимодействия этих механизмов и соответс­твенно — 4 фазы изменения работоспособности и функционального состояния организма.

1- я фаза — относительно независимого функционирования 2 под­систем.

2- я фаза — первично-компенсирующего взаимодействия, когда снижаются менее значимые показатели деятельности или, наоборот, ухудшается состояние отдельных физиологических систем в интере­сах достижения приоритетных задач либо обеспечения адекватного состояния наиболее важных для жизнедеятельности функций. Эта фаза характерна для функционального состояния организма многих подростков и позволяет объяснить тот индивидуальный разброс дан­ных о функциональном состоянии физиологических систем организ­ма подростков, который исследователи нередко регистрируют в про­цессе своих исследований: у одних детей снижается результативность учебной деятельности при нормальном уровне функционирования физиологических систем, у других на фоне положительных результа­тов освоения профессии рано регистрируются существенные сдвиги в основных органах и системах.

В S-й фазе вторично-компенсирующего взаимодействия проис­ходят обшее снижение работоспособности и перестройка приспо­собительно-компенсаторных механизмов регулирования на новый, резервный уровень. Именно переход в эту фазу чреват развитием переутомления, предпатологических состояний у подростков и фор­мированием повышенного уровня заболеваемости.

4-я фаза — декомпенсация, когда в «интересах» одной из подсистем происходит «отключение» или нарушение регуляции второй подсис­темы. Уход части подростков из ПУ обусловлен именно развитием этой фазы, так как им очень тяжело физически осваивать профессию, или формированием у них заболеваний, требующих длительного лечения и оформления академического отпуска. К сожалению, у подростков, осваивающих рабочие профессии, изменения, регист­рируемые в основных физиологических системах, нередко уклады­ваются во все указанные фазы. Это подтверждается и динамикой показателей состояния здоровья подростков. К концу I года обучения среди тех, кто осваивал профессии химического и металлургического профилей, число здоровых лиц (1 и II группы здоровья) уменьшается с 96 до 81%, среди учашихся ПУ машиностроительного профиля - с 79 до 72%- К концу 11 года обучения в динамике распределения учашихся по группам здоровья по сравнению с концом I курса существенных изменений не происходит. Исключение составляют учащиеся ПУ химического профиля, среди которых число практи­чески здоровых продолжает уменьшаться. К концу III курса наиболее благоприятные показатели в распределении учащихся по группам здоровья отмечаются в ПУ сельскохозяйственного профиля. Не про­исходит существенных изменений этого распределения среди уча­щихся-машиностроителей. Неблагоприятная динамика выявляется в металлургических и горных ПУ. Среди этих учащихся число лиц, страдающих хроническими заболеваниями, увеличивается к концу 3-го курса более чем в 4 раза. В группе подростков, обучающихся про­фессиям химического профиля, число хронических больных к концу обучения увеличивается более чем в 2 раза.

Анализ данных о степени напряжения функционального состо­яния организма и работоспособности учащихся, состоянии их здо­ровья в ПУ различного профиля и с различными сроками обучения позволяет выделить основные группы биологических и учебно-производс­твенных факторов, влияющих на особенности приспособительных реак­ций подростков в ответ на комбинированное воздействие учебных и профессионально-производственных нагрузок. К ним относятся возрастно-половые особенности учащихся; индивидуальные особен­ности организма подростков, определяющие их функциональную готовность к профессиональному обучению; условия учебно-произ- водственной среды; организация режима учебно-производственной деятельности.

Менее адекватные реакции на внешние раздражители подростков по сравнению со взрослыми обусловлены различной степенью морфо- функциональной зрелости основных систем. У 15-летних подростков самый низкий уровень силы нервной системы, низкая подвижность нервных процессов и выраженное преобладание возбудительного процесса над тормозным. Девушки отличаются от юношей более низким уровнем силы нервной системы, преобладанием процессов торможения над возбуждением.

Возрастные и половые различия чувствительности неодинаковы для разных анализаторов: быстрота зрительного различения у подростков обоего пола с возрастом улучшается; при этом у юношей она выше, чем у девушек; тактильная чувствительность одинакова у юношей и девушек разного возраста; проприоцептивная чувствительность у юношей характеризуется значительным ухудшением в 16-летнем воз*расте, у девушек же она снижается в возрасте 17—18 лет и старше. Все это свидетельствует о незавершенности созревания мозговых струк­тур подростков.

Чем мшдше подросток, тем менее совершенны механизмы центральной регуляции, направленные на поддержание гомеостатического равновесия. Поэтому ответные реакции младших подростков на воздействие среды носят более генерализованный характер, включают выражен­ный вегетативный компонент, и «физиологическая стоимость» этих реакций для организма значительно больше.

При обучении в условиях учебно-производственной среды, соот­ветствующей нормативным, динамика всего комплекса психофизи­ологических показателей подростков не имеет существенных воз­растных различий. В условиях превышения ПДК, ПДУ для одного или нескольких факторов выявляются четкие возрастные различия. Половые различия имеют обратную зависимость. В благоприятных условиях обучения отмечаются различия в реакциях юношей и деву­шек. У девушек выявляется достоверное и более выраженное ухудше­ние физиологических показателей. При обучении в неблагоприятных условиях среды выраженность половых различий становится меньшей. Однако это происходит не за счет улучшения функционального состо­яния девушек, а за счет большей выраженности сдвигов у юношей.

Важную роль играют индивидуальные особенности подростков в системе их взаимоотношений с учебной и производственной средой. Установлено различное влияние профессионально-производственных факторов на организм подростка в зависимости от исходного состоя­ния здоровья. Олни и те же производственные факторы у подростков I группы здоровья в сочетании с высоким уровнем развития их адапта­ционных механизмов приводят к еше большему укреплению их здоро­вья и оптимизации функционального состояния. Иначе эти же факторы действуют на учашихся III, а иногда и II групп здоровья. У них в дина­мике обучения нарастает частота неблагоприятных изменений нервной и сердечно-сосудистой систем, снижается слуховая чувствительность (среди учашихся ПУ ткацкого профиля), растет заболеваемость с вре­менной утратой трудоспособности. Установлено, что динамика рабо­тоспособности и функционального состояния молодых работниц в течение 1-го года самостоятельной работы также во многом определяет­ся исходным (при поступлении в ПУ) состоянием их здоровья.

Существенную роль играет биологическая зрелость подростка в адап­тации ко всему комплексу учебно-производственных факторов.

Биологически «незрелые» подростки отличаются от своих сверст­ников более низкими показателями спирометрии, динамометрии, длины и массы тела, более высоким уровнем острой и хронической заболеваемости.

Отставание от сроков возрастного развития является важным факто­ром риска для учащихся ПУ.

При оценке адаптации подростков к профессиональному обучению должны также учитываться индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Изменения нервной и сердечно-сосудистой систем при монотонно-конвейерном производстве более выражены у низковозбудимых лиц. Изменения картины крови, функциональ­ного состояния слухового анализатора, динамика заболеваемости в процессе обучения, напротив, чаще отмечались у девушек с высоким уровнем возбудимости. Все это свидетельствует о сложности влия­ния комплекса факторов производственного обучения: учащиеся с повышенным исходным уровнем возбудимости более устойчивы к монотонии, с пониженным — к факторам производственной среды. Оптимальный характер реагирования наблюдается у учашихся, отне­сенных по уровню возбудимости ЦНС к средней группе.

Уровень индивидуальных профессионально важных качеств кор­релирует с успешностью овладения профессией, а также имеет боль­шое значение в физиологической адаптации к факторам учебно- производственной среды. Степень профессиональной пригодности влияет на динамику функционального состояния не только в процес­се обучения в ПУ, но и в течение 1-го года самостоятельной работы на производстве. У ткачих с более высоким исходным уровнем развития профессионально важных качеств сменная нагрузка на 1-м году рабо­ты вызывает менее выраженные сдвиги хронорефлексометрии, арте­риального давления, умственной и физической работоспособности.

Важной группой факторов, влияющих на особенности адаптации подростков к профессиональному обучению, я&гяются условия учебно- производственной среды. Место проведения производственного обуче­ния оказывает выраженное влияние на реакции организма подрос­тков. При проведении производственного обучения в цехах базовых предприятий неблагоприятные реакции основных физиологических систем выявляются в 1,5— 2 раза чаще, чем при обучении в учебных мастерских. Степень распространенности этих неблагоприятных реакций тем выше, чем в более раннем возрасте начинается произ­водственное обучение на предприятиях. Производственное обучение.

проводимое на промышленных предприятиях химического, метал­лургического и ткацкого профилей с выраженными неблагоприят­ными условиями труда, способствует появлению неблагоприятных реакций организма учашихся в 3—5 раз чаше, чем на предприятиях машиностроительного профиля (в цехах холодной обработки металла). Это проявляется в существенных и достоверных различиях рас­пространенности снижения мышечной выносливости, увеличении показателей хронорефлексометрии, нарушении дифференцировоч- ных реакций среди учащихся-химиков по сравнению с подростками, обучающимися в ПУ машиностроительного профиля (рис. 5.7).

Различия в реакциях учашихся ПУ разного профиля выявляются уже на 1 курсе, но наиболее четкая разница в распространенности неблагоприятных сдвигов наблюдается на II и особенно на III курсах.

Углубленный анализ реакций физиологических систем у учащихся позволяет выявить наиболее «загруженные» системы, что отражает воздействие профессионально-производственных нагрузок, свойствен­ных профилю ПУ. Так, у ткачих отмечается наибольшая распростра­ненность тахикардии и гипертензивных реакций в динамике рабочего дня, что отражает интенсивный характер трудовой нагрузки и высокую степень напряженности труда. У учащихся ПУ радиоэлектронного профиля к концу обучения наблюдаются достоверное снижение ЧСС и тенденция к снижению артериального давления. Это отражает вли­яние монотонности и гипокинезии, характерных для труда радиомон­тажников. В группе металлургов к концу обучения отмечаются изме­нения в сердечно-сосудистой системе, проявляющиеся достоверным увеличением ЧСС и склонностью к гипотензии. Рост числа подростков с гипотензией в ПУ химического профиля является одним из ведущих симптомов воздействия ряда химических веществ на организм.

Ранжирование профессиональных групп учащихся по степени неблаго­приятного влияния комплекса профессионально-производственных факторов на работоспособность и состояние физиологических систем в динамике обучения позволяет следующим образом распределить груп­пы ПУ: химического, металлургического и горного, ткацкого, радио­электронного, машиностроительного профилей и сельского хозяйства.

Особенности адаптации подростков к воздействию профессио­нально-производственных факторов являются основой дифферен­цированного подхода при разработке гигиенических рекомендаций для различных профессиональных групп. Основные закономерности и тенденции влияния профессионально-производственных факторов на организм подростков позволяют научно обоснованно рекомендо­вать пути оптимизации условий их профессионального обучения.

Реализация системного подхода в решении гигиенических про­блем профессионально-технического образования требует соблюде­ния ряда гигиенических принципов, которые должны быть положены в основу профессионального обучения подростков и разработки практических рекомендаций для ПУ различного профиля: гигиени­ческое нормирование учебно-производственных факторов, физио- лого-гигиеническое обоснование учебно-производственного режима профессионального обучения подростков, санитарно-гигиеническийконтроль за профессиональным обучением подростков, проведение лечебно-оздоровительиых мероприятий.

Специальное гигиеническое нормирование для подростков в настоящее время имеется лишь относительно отдельных, разрознен­ных профессионально-производственных факторов. Так, возрастные различия реакций организма на физическую нагрузку диктуют необ­ходимость научного обоснования норм подъема тяжестей подрос­тками, что и было сделано специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (табл. 5.3).

 

Примечания: подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой; в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки; при перемещении грузов на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет — 24 кг; для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

Гигиенатрудового воспитания, обучения... 241

в условиях воздействия низких температур реакции терморегу­ляции у подростков менее совершенны, чем у взрослых. Это обус­ловливает необходимость создания физиологически обоснованных нормативов метеорологических условий, в частности, допустимых нижих температур для работы подростков (табл. 5.4).

 

В связи с меньшей устойчивостью подростков к шуму требуется установление в качестве безвредных уровней шума в 60 и 65 дБ при частоте 1000-2000 Гц. При соблюдении этих гигиенических норма­тивов состояние здоровья подростков не ухудшается. Разница норм шума для подростков и взрослых на различных частотах составляет 12-15 дБ (табл. 5.5).

 

Однако соблюдение этих норм для подростков при современ­ном оснащении производства и технике шумопоглощения очень затруднено, а в ряде производств невозможно. В этих случаях пре­дусмотрена различная длительность работы подростков в шумных цехах в зависимости от интенсивности шума и возраста подростков (табл. 5.6).

 

Примечание: при 5-дневной рабочей неделе работа подростков в условиях шума лимитируется временем, указанным в таблице.

С повышением интенсивности шума сокращается время контакта подростков с этим неблагоприятным фактором, вплоть до 30 мин в день. Остальное время подростки могут выполнять другую работу в нешумных цехах. В производстве с уровнем шума 95 дБ и более под­ростки работать не должны.

При гигиеническом нормировании нагрузки руководствуются сле­дующими основными положениями:

• соответствие суммарной учебно-производственной нагрузки воз- растно-половым и функциональным возможностям организма;

* дифференцированный подход к возрасту приема в ПУ и возрасту первого контакта с производственными условиями в зависимости от действующего комплекса учебно-производственных факторов.

Переход подростков из общеобразовательной школы в учебные заведения профессиональной подготовки сопровождается изменени­ем привычного для них режима дня, в первую очередь режима учеб­ных занятий. В учебном году исключаются весенние и сокращаются летние каникулы, увеличиваются доля физического труда и вероят­ность контакта с неблагоприятными факторами производственной среды. Для части подростков поступление в учебное заведение связа­но с изменением места жительства, пребыванием в общежитии, нару­шением всего уклада жизни. При этом особое значение приобретают рациональный режим обучения подростков и режим дня в целом. Суммарная учебно-производственная нагрузка нередко превышает функциональные возможности учашихся ПУ и ведет к значительному снижению работоспособности от начала к концу недели. Недельная нагрузка должна составлять 36 учебных часов. На 1-11 курсах больше времени отводится теоретическим занятиям - 28 и 24 ч в неделю, включая 2 урока физической культуры. На практические занятия отводится соответственно 6 и 12 ч. На III курсе это соотношение уравнивается и составляет 18 ч теории и 18 ч практики. В конце I и II курсов предусмотрена 3-недельная учебно-производственная практи­ка по 6 ч вдень. В конце обучения на III (IV) курсе учащие




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.