Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Не вредная для здоровья и развития ребенка, не препятствующая посещению им школы, участию в профессиональной ориентации и программах подготовки, одобренных компетентными органами



 

Среди профессий добывающих и перерабатывающих отраслей (угольная, горнорудная, нефтяная, химическая, металлургическая) около 90% составляют профессии с тяжелыми и вредными условия- мги труда, запрещенные для использования труда подростков, среди оставшихся 5% профессий по реальным условиям труда тоже могут быть отнесены к их числу.

Среди профессий, относящихся к транспорту и связи, 86% запре­щены для использования труда подростков из-за высокой степени ответственности, особенно для профессии водителя.

В энергетике, электрическом и электронном производствах, строи­тельстве, деревообработке, целлюлозно-бумажной промышленности, металлообработке 54—60% основных профессий, по которым ведется профессиональная подготовка в ПУ, относятся к профессиям с тяже­лыми и вредными условиями труда. По санитарным характеристикам еще около 20% профессий строительной индустрии и деревообраба­тывающей промышленности могут быть отнесены по условиям труда к числу тех, где применение труда подростков нежелательно, а про­фессиональное обучение требует строгой регламентации. В области энергетики, электротехнического и электронного производства число таких профессий составляет около 10%.

В легкой промышленности и полиграфии 25% профессий входят в список профессий, запрещенных для применения труда несовершен­нолетних; еще в 6% профессий имеются ограничения для последних в отдельных видах работ.

В жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях культурно- бытового обслуживания около 18% профессий с тяжелыми и вредны­ми условиями труда, по остальным профессиям возможно использо­вание труда подростков, в том числе и с отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время разрабатываются регламенты, запрещающие не только труд, но и профессиональное обучение подростков. К таким работам относятся те, при которых возможен контакт с химическими веществами 1-го и 2-го классов опасности, лазерами, виброинстру­ментом, ионизирующим излучением; работы на высоте, со взрыво­опасными и легковоспламеняющимися веществами, в барокамерах; тяжелые работы с перемещением грузов выше норм, установленных для подростков, работы в условиях риска, дефицита времени, работы, способные оказывать отрицательное влияние на моральное состоя­ние (работы на бойнях, в моргах, крематориях).

В настоящее время в нашей стране, в отличие от других стран мира, отсутствуют современные нормативно-правовые документы по труду несовершеннолетних. Как правило, подобные документы пре­дусматривают также механизм контроля за соблюдением безопасных условий труда, ответственность работодателя за создание нормальных условий труда.

Проблемы трудоустройства и охраны здоровья подростков, как рабо­тающих, так и получающих профессиональное образование, ослож­няются. В производстве растет доля устаревшего технологического оборудования, снижаются затраты на охрану труда, что закономерно ухудшает его условия. Повышаются аварийность и травматизм, осо­бенно в коммерческом секторе. Все это в еще большей степени акту­ализирует проведение профессиональной консультационной работы среди детей и подростков.

Первичная врачебная профессиональная консультация прово­дится в 5-м классе для детей, имеющих необратимые дефекты развития и отклонения в состоянии здоровья (эпилепсия, последс­твия полиомиелита, одноглазие и др.). О результатах осмотра, как правило, сообщают родителям и дают рекомендации. Тем самым предупреждается нанесение детям психической травмы, а в более позднем возрасте облегчается выбор профессии, соответствующей состоянию здоровья.

Для всех учашихся врачебная профессиональная консультация проводится в 7-10-х классах и предваряет выбор ими профиля трудо­вого обучения в межшкольном УПК, а также окончательный выбор будущей профессии или специальности перед окончанием школы. Врачебная профессиональная консультация школьникам дается не только по состоянию здоровья, но и психофизиологическим свойс­твам их организма.

В 12 лет проводится индивидуальная диагностика развития про­фессионально значимых функций и качеств школьников. На основе ее результатов для каждого школьника определяются функции, тре­бующие тренировки, и подбираются методы их активного форми­рования в процессе трудового и физического воспитания, а также разрабатываются индивидуальные методы тренировки. Более пред­почтительны для улучшения многих функциональных возможностей детей игровые виды спорта.

Физическая культура и спорт оказывают всестороннее влияние на организм подростков, в том числе и на трудовые, профессиональ­но значимые функции и качества. Более активное развитие вышеуказанных функций и качеств наблюдается у учашихся, занимающихся физическими упражне­ниями профессионально-прикладной направленности и учащихся- спортсменов. Целенаправленная тренировка отстающих в развитии профессионально значимых функций и качеств способствует их активному развитию и совершенствованию, а, следовательно, фор­мированию профессиональной пригодности. На первых этапах тру­дового обучения она расширяет двигательные и функциональные возможности организма школьников, на базе которых в дальнейшем успешно осваиваются трудовые, а затем и профессиональные навыки. У подростков ПУ, занимающихся физическими упражнениями про­фессионально-прикладной направленности, отмечается более актив­ное развитие профессионально значимых функций и качеств, чем у школьников этого же возраста.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — специализированный педагогический процесс, обеспечивающий развитие и совершенствование двигательных навыков и функций в соответствии с требованиями той или иной профессии.

Как правило, ППФП оказывает выраженное благоприятное вли­яние на состояние здоровья, повышает неспецифическую резис­тентность и адаптационные ресурсы подростков. Эффективность ППФП увеличивается на фоне высокого уровня суточной двигатель­ной активности, применения тренажеров и нетрадиционных форм физического воспитания (психофизическая тренировка, трениров­ка зрительного анализатора). Выделяют предшествующую ППФП, которая осуществляется в 8—9-х классах, и сопутствующую — в 10—11-х классах. Преимущество остается за сочетанным вариантом использования ППФП.

При сочетанном использовании ППФП наиболее быстро разви­ваются мышечно-суставная чувствительность, реакция на движу­щийся объект. В связи с этим на первых этапах необходимо уделять внимание КПЗФ, обладающим наибольшей устойчивостью к воз­действию ППФП, — координации движений и скорости зрительно- моторной реакции, а в последующем — более податливым функциям. В более старшем возрасте основным средством активного формиро­вания профессионально значимых функций являются специальные физические упражнения, которые по форме и характеру наиболее адекватны движениям при профессиональной деятельности квали­фицированных рабочих.

У учащихся-спорстменов также отмечается совершенствование профессионально значимых функций и качеств. При совпадении

функциональной направленности вида спорта с требованиями трудо­вой и профессиональной подготовки наблюдается более активное раз­витие профессионально значимых функций и качеств. Установлено, что уровень физиологических функций, обеспечивающих прочное овладение профессией сборщицы мелких деталей, у спортсменок значительно выше, чем у девушек, имеющих общую физическую подготовку. Особенно высоким он оказывается у спортсменок, зани­мающихся спортивными играми. Доказано, что гимнастика является главным видом спорта для монтажников-высотников, профессия которых требует большой ловкости, силы, бесстрашия. Регулярные занятия спортивной гимнастикой, акробатикой, батутом позволяют быстрее привыкнуть к работе на высоте. У юношей, которые 3,5 мес занимались этими видами спорта, а потом поднялись на высоту, ЧСС увеличилась всего на 2—3 удара.

После использования всего комплекса воспитания, направленного на развитие профессионально значимых функций, в 15 лет проводит­ся уточняющая профконсультация: уточняющая психодиагностика и профессионально-консультационная беседа по выбору профиля профессионального обучения, типов деятельности и профессий с учетом психофизиологических особенностей и профессиональных склонностей.

Целевой медицинский осмотр проводит педиатр с участием специалистов. Они определяют профессиональную пригодность подростка по медицинским показаниям к профессии, т.е. соот­ветствие состояния здоровья и анатомо-физиологических осо­бенностей организма требованиям, которые будут предъявляться к нему во время обучения профессии и работе. Большая распро­страненность хронических соматических заболеваний и нервно- психических расстройств у школьников в значительной степени повышает требования к врачебно-профессиональной консульта­ции. Повышение эффективности массовых профилактических осмотров возможно с помощью современных диагностических технологий, в том числе и экспресс-диагностики с использова­нием автоматизированного сбора и анализа анамнестических данных. Современные компьютерные системы позволяют выявить широкий круг нозологических и донозологических состояний. Эти результаты в значительной степени определяют дальнейшую послескрининговую методику обследования, «нацеливают» врачей различного профиля на углубленное обследование. Обязательным условием проведения непрерывной профессио­нальной ориентационной работы является согласованность действий семьи, ДОУ, школы, ПУ, предприятий. Возрастает роль профессио­нальной ориентации в школе. В начальной школе она должна быть направлена на ознакомление с миром профессий, в средней школе — начало реализации профессиональных планов, связанных с конк­ретной сферой трудовой деятельности, формированием трудовых знаний, умений и навыков в этой сфере, формирование профессио­нально важных качеств личности.

Право выбора жизненного пути остается за школьником с учетом результатов медицинской профессиональной консультации. Глава б




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.