Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации детских учреждений



ДОУ организуются для детей в возрасте от 1 года до 7 лет и находят­ся в структуре органов образования. Проектирование и строительство ДОУ осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов: J) групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболе­ваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;

2) обеспечение условий для двигательной активности позволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;

3) создание благоприятного воздушно-теплового режима необхо­димо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновре­менном несовершенстве процессов терморегуляции; обеспечение достаточного естественного освещения и инсоля­ции необходимо в целях профилактики нарушений рефракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зри­тельного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика. Воздействие лучистой энергии солнца, особенно ультрафи­олетовой радиации, способствует полноценному росту и развитию

организма;

5) создание условий для организации рационального питания.

Гигиенические основы проектирования дошкольных образователь­ных учреждений. В ДОУ дети получают физическое, интеллектуаль­ное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание в соответс­твии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также необходимые для их возраста знания и умения.

Количество и соотношение разных возрастных групп в здании сле­дует определять по демографическим данным региона. Наиболее мас­совыми типами ДОУ являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость — не более 14 групп, или 350 мест. Для выбора объектов массового строительства рекомендуется пользоваться табл. 7.23.

Земельный участок — неотъемлемая часть ДОУ. Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию. Участки ДОУ общего типа

размешаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Радиусы обслуживания ДОУ в городах составляют 300 м.

Выбор участка для ДОУ должен проводиться с учетом обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории. ДОУ размешаются в местах, где уровень шума не превышает 45 дБА. Оптимальным для ДОУ является размещение их внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданиям со сто­роны прилегающих транспортных коммуникаций. Если конкретные градостроительные условия не позволяют осуществить это требование, защита ДОУ от транспортных и иных уличных шумов обеспечивается различными градостроительными средствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озелене­ния из густолистных древонасаждений, елей и иных пород деревьев с плотной кроной. При надлежащей плотности посадок ширина защит­ной полосы должна быть не менее 20 м, а расстояние между полосой озеленения и стенами здания должно быть не менее 10 м.

По условиям аэрации, участки ДОУ во всех климатических райо­нах, кроме IV, должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образующейся за ветрозащитным зданием. Зоной аэродина­мической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии 5 высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в 2 раза.

Размеры земельных участков ДОУ общего типа, размещаемых в жилой застройке, должны составлять на одно место при вместимости: до 100 мест — 40 м:; свыше 100 мест - 35 м2; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест — 30 м2. Размеры земельных участков могут быть уменьшены на 30—40% в климатических подрайонах IA — 1Д и IIA; на 25% — в условиях реконструкции; на 15% — при размещении на релье­фе с уклоном более 20%; на 10% — в поселениях-новостройках (за счет сокращения площади озеленения).

На земельных участках ДОУ размешаются площадки — групповые, для занятий физкультурой, для выращивания овощных и ягодных культур, хозяйственная. Участок ДОУ имеет четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше максимально приближать к выходам из помещений этих групп: пути следования детей не должны проходить через хозяйственную площадку.

Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условийна участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воз­духа, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. Озеленение должно составлять не менее 50% территории участка ДОУ. При строи­тельстве новых зданий максимально сохраняются уже существующие зеленые насаждения. В площадь озеленения участка включаются пло­щадь зеленых насаждений, газонов, цветников, огорода-ягодника и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Площадь озеленения участков ДОУ должна составлять не менее 16 м2 на одно место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников не менее 7 м2, в комплексах детских яслей-садов - не менее 14 м2. Допускается уменьшать площадь озеленения на 50% в условиях реконструкции, примыкания земельных участков непосредственно к лесным или пар­ковым территориям. По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м. Во избежание излиш­него затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья — не ближе 10 м. При озеленении допус­кается посадка фруктового сада.

Основными элементами участка являются групповые площадки, пред­назначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. При оборудовании должны учитываться возрастные особенности деятель­ности детей. При размещении групповых площадок должна обеспечи­ваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп. Групповые площади в расчете на одно место в ДОУ общего типа рекомендуется принимать не менее 7,2—7,5 м2. Допускается игровые площадки для детей дошколь­ного возраста размещать за пределами участка. Планировка групповых площадок предусматривает четкое зони­рование территории с выделением зон для тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или коллективных игр. Зоны должны иметь соответствующее оборудование и покрытие тер­ритории. Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятельности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение обо­рудованием, располагаемым в основном по границе с 1 или 2 сторон. Покрытие площади в зоне должно быть из утрамбованного грунта. Зона свободных индивидуальных или коллективных игр должна располагаться в центре плошалн и иметь соответствующее обору­дование для сюжетно-ролевых игр детей: «строители», «моряки», «шоферы» и т.д.

Для организации полноценного воспитательно-оздоровитель­ного режима на участках ДОУ необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физическому развитию детей и соот­ветствующее их возрастным особенностям. На участках должны быть оборудование для спокойных игр, подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы. Оборудование на групповых площадках компонуется в игровые комплексы, что позволяет более рационально использовать всю территорию площадки, высвободив площадь для подвижной деятельности.

Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцеза- шиты на групповых площадках создаются 2 контрастные по режиму радиационные зоны — открытая и затененная. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в 1 полосу шириной 0,75—1,0 м. Рекомендуемая высота зеленой изгороди группо­вой площадки 0,8 м.

Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию. На кольцевой дорожке, соединяющей групповые площадки, наносится разметка и устанавливаются дорожные знаки для обучения детей правилам пове­дения пешеходов на улице — создается предметно-пространственная среда, имитирующая городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.

На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей груп­пы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и ска­мьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, которые заполняются дождевой водой. Вокруг песочных двориков укладывают плиты шириной 1,0—1,5 м. На групповых площадках по местным климатическим условиям могут устраиваться навесы плошадью 40 м2 для укрытия детей от атмосферных осадков или излишней солнечной радиации. Навесы не должны мешать детям бегать, играть и проводить занятия, поэ­тому их следует ставить на границе групповой площадки в окруже­нии зелени. Рекомендуется применять блокировку навесов, а такжерасполагать их по периметру участка, используя как ограждение. Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию, используя их как веранды.

Конструкции навесов должны обеспечивать легкость и простоту монтажа, надежность эксплуатации. Вместо навесов рекомендуется шире использовать перголы, тентовые покрытия. Внутри навесов могут находиться встроенная мебель и оборудование. Обязательным элементом является встроенный шкаф для игрушек. Полы теневых навесов рекомендуется поднимать на высоту 10 см по отношению к уровню земли, чтобы его не заливало в сырую погоду.

физкультурная площадка на участке ДОУ предназначена для прове­дения утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных заня­тий и праздников. Эту площадку рекомендуется размешать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. В ДОУ вместимостью 280, 330 мест она может размещаться в комплексе с кольцевой дорож­кой, используемой для обучения правилам поведения пешеходов на улице. На земельных участках ДОУ вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м2, а вместимостью свыше 150 мест — две, площадью 250 и 150 м2. Одна площадка площа­дью 250 м2 может оборудоваться как мини-стадион, другая, площадью 150 м2, — как спортивный комплекс. На физкультурной плошалке предусматриваются зеленая лужайка с элементами оборудования для подвижных игр; спортивная площадка для игр в волейбол, бадмин­тон, баскетбол, городки; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговые дорожки; ямы для прыжков: поло­сы препятствий. Беговая дорожка должна быть длиной не менее 25 м, шириной не менее 1,5 м. Покрытие дорожки грунтовое.

Спортивная площадка для игры в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки должна быть размером не менее 10x7 м. Покрытие площад­ки грунтовое. Зеленая лужайка для подвижных игр в футбол, хоккей должна быть площадью не менее 60 м2, размером 10x6 м с травяным покрытием.

Зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами (игровой гимнастический комплекс) должна быть площадью не менее 60 м2. Покрытие площадки травяное. Яма для прыжков должна быть длиной не менее 3 м, шириной 1,5—2 м, глубиной 30—40 см. Полосу препятствий рекомендуется устраивать на дорожке длиной 50 м и шириной 2,0—2,5 м. Оборудование физкультурной площадки рекомендуется применять в комплексе: стенки гимнастические — 6, устройство для подвески спортивных снарядов - 1, лестницы вере­вочные - 2, канаты для лазания - 2, башня для влезания - 1, стенка сплошная - 1, стенки с перекладинами - 2, заборчики с вертикаль­ными перекладинами - 2, рукоход - 1, рукоход кольцевой - 1, ворота для пролезания — 2, препятствия для пролезания — 8, бумы разно­высокие — 2, бумы параллельные — 2; качающиеся балансиры — 2, грибки для чехарды — 16, стойки (съемные) для упражнений с пре­пятствиями — 10, столы для настольного тенниса — 2, щиты баскет­больные — 2, ворота футбольные — 2.

Открытые плавательные бассейны для ДОУ свыше 250 мест устраи­ваются в III и IV климатических районах и используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории учас­тка рядом с физкультурной площадкой. Открытые ванны рекомен­дуется проектировать размерами 4-6x8x10 (12,5) м, с переменной глубиной 0,6—0,8 м. При бассейне необходимо устройство ножной ванны шириной 1 м. При меньшей вместимости ДОУ на территории участка следует устраивать плескательные ванны для игр на воде и с целью обучить детей плаванию. Плескательные бассейны должны иметь свободную форму площадью 20—25 м2 и переменную глубину 0,1—0,5 м. Бассейны небольших размеров желательно изготавливать из легких материалов — пластмассы, алюминиевых гофрированных листов. В этих бассейнах используется подогретая до 27—28 °С вода. При бассейне должна быть ножная ванна шириной не менее 1 м.

Для закаливания детей и игр с водой на участке могут устраиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.

Площадку для выращивания овощных и ягодных культур рекомендуется предусматривать обшей на учреждение из расчета 0,6 м2 на ребенка дошкольного возраста и располагать ближе к хозяйственной площад­ке. Площадка для выращивания овощных и ягодных культур должна быть с расчетом ширины грядок 60-70 см, а ширины рабочих прохо­дов-дорожек — не менее 40 см.

На земельных участках ДОУ всех типов следует размещать хозяйс­твенную площадку. Площадь последней должна быть: вместимостью до 50 мест - 70 м2; более 50 (до 150 мест) - 100 м2; более 150 мест - 150 м2. Площадку рекомендуется размещать у границы участка со стороны входа в кухню и постирочную. Она не должна примы­кать к групповым и физкультурным площадкам. В учреждениях, имеющих более 150 мест, на хозяйственную площадку необходим самостоятельный въезд, изолированный от входа на участок. На этой площадке размещаются мусоросборники, ларь для хранения садового инвентаря. Площадка под мусоросборники должна иметь кирпичную ограду высотой не менее 1,5 м. Площадь указанной пло­щадки должна быть не менее 6 м*. Хозяйственная площадка должна иметь асфальтовое покрытие. При смежном расположении участков нескольких ДОУ рекомендуется объединять хозяйственные пло­щадки и устраивать 1 общий подъезд с продольной стороны здания шириной не менее 3,5 м.

Участок ДОУ должен иметь ограждение высотой от 750 до 1600 мм. Рекомендуется декорировать ограждение участка вьющейся зеленью. В качестве живой изгороди может применяться кустарник, высажива­емый в 1 полосу шириной 0,75—1,00 м. Расстояние между посадками в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди 1,00-1,25 м, при необхо­димости изоляции хозяйственного двора она может быть увеличена до 2,5 м.

Гигиенические основы проектирования школ. В проектировании и строительстве школ в недавнем прошлом было стремление увели­чить их вместимость. Это привело к росту заболеваемости, высокому уровню шума, к трудностям обеспечения возрастной изоляции и др. В школах большой вместимостью (1800 и более учащихся) более высокая острая заболеваемость (в 2 раза), чаще встречаются вегетососудистые дистонии, жалобы на головную боль (в 2—3 раза) и др. При превыше­нии проектной нормы, переуплотненности классов, снижении высо­ты классных помещений, нерациональной организации вентиляции в воздухе помещений накапливаются токсичные продукты обмена, в несколько раз превышающие ПДК.

Следует обращать особое внимание на использование в строитель­стве и оборудовании образовательных учреждений новых стеновых ограждающих конструкций, теплоизоляционных, отделочных поли­мерных материалов, обладающих низкими теплоизоляционными свойствами и выделяющих во внешнюю среду химические вещества.

В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобра­зовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ 1,11, III ступеней — 500 учащихся.

Гигиенические принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений:

• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливает­ся в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;

• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химически­ми веществами или являющихся источниками шума, от шоссей­ных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;

• земельный участок должен быть достаточным по размеру, соот­ветствовать обшесанитарным требованиям и позволять размес­тить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в соответствии с типом образова­тельного учреждения, числом учащихся.

При выборе проекта школы необходимо учитывать основные гиги­енические принципы экспертизы проекта.

1. Обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основ­ных помещений (классные комнаты, кабинеты, мастерские), стро­го отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его размещению. В школе должны быть созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей 6-летнего возраста. Помещения для детей 6-летнего возраста должны распола­гаться в отдельном блоке (секции), иметь полный набор и достаточные размеры, соответствующее возрасту и назначению оборудование. Наилучшие условия с точки зрения гигиенических и педагогических требований обеспечиваются при блочной или секционной компози­циях, которые позволяют выделить блоки для детей разных возрастов, общешкольные помещения, мастерские и т.д.

2. Обеспечение условий для всестороннего физического воспита­ния. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответствующим оснащением, позволяю­щий осуществлять физическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы.

3. Соблюдение условий для организации питания учащихся. Наличие достаточного набора помещений, соответствие их размеров н оборудования нормативным требованиям.

4. Создание благоприятных условий для отдыха детей. Наличие плошадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреаци­онныхпомещений в здании, специальных помещений для групп про­дленногодня. Для проведения культурно-массовой работы должны предусматриваться актовый зал-киноаудитория и другие помещения достаточной площади.

5. Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения. Оно достигается правильной ориентацией здания по сторонам света, расположением здания с учетом возможного затем­нения другими зданиями, достаточной высотой светового проема и его размерами, правильным выбором вида освещения, размещением световых точек в помещении, мощностью и количеством ламп.

6. Создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопления с учетом кли­матических условий и характера деятельности в помещении.

7.Обеспечение достаточным количеством доброкачественной воды для приготовления пищи, питья, поддержания должного санитарного состояния помещений и привития учащимся гигиенических навыков, а также организация эффективной системы удаления нечистот.

Расположение зданий общеобразовательных учреждений на тер­ритории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразова­тельных учреждений составляет 0,3—0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного воз­раста (I, II, III ступени обучения). Допускается размещение общеобра­зовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин.

В сельской местности размещение общеобразовательных учрежде­ний должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступ­ности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспор­тном обслуживании — не более 30 мин. Предельный радиус обслужи­вания учащихся II—III ступени не должен превышать 15 км.

Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внут- риквартальных территориях микрорайона в удалении от межквар­тальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием отздания школы до «красной линии» не менее 25 м. На земельном учас­тке выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная юны.

Приемку площадей основных зон земельных участков школ осу­ществляют по табл. 7.24.

 

Примечание: * — для школ на 3 параллели в сельском населенном пункте состав и площади элементов учебно-опытной зоны — верхнее число, а на 2 параллели классов в городской местности — нижнее.

Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органи­чески связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

Физкультурно-спортивная юна школы должна размешаться на рас­стоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и 2 секторами для прыжков в высо­ту и длину общей площадью 4200 м2 (начиная с 3 параллелей - 5260 м2). В состав зоны входят площадки для спортивных игр (волейболь­ная 162 м2, баскетбольная 364 м2), гимнастики для 1-4-х и 5-11-х клас­сов 1Ю 200 м2 каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину.

 

Гигиена среды развития, воспитания и обучния детей________________ 355

Не допускается располагать зоны физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов сле­дует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, I ( при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом — на расстоянии не менее 10 м.

Спортивно-игровыр площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. I j Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в от­

далении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр (для 1-х классов 100 м2 каждая в зависи­мости от числа параллелей; для подвижных игр 2—4-х классов — пло­щадью 300 м2 каждая; для игр 5—9-х классов — 125 м2 каждая) и тихого отдыха (для 5—9-х классов 100 м2 каждая).

Хозяйственная зя/шдолжнапредусматриваться площадью 500—900 м2. Она должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 35 м, со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны и иметь подъезд. В хозяйственной зоне в зави­симости от местных условий допускается размещать сарай, овощехра­нилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.

Метеорологическая и географическая площадки должны нахо- диться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания.

Территория земельных участков должна иметь ограждение высо­той 1,5 м и вдоль него зеленые насаждения.

Участок общеобразовательных учреждений должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка не должны использоваться деревья и кустарники с ядовитыми плодами.

7.2.2. Гигиенические принципы планировки различных образовательных учреждений

Здание ДОУ общего типа имеет не более трех этажей. Этажность здан ия ДОУ выбирается в зависимости от вместимости, природно-кли- матических градостроительных условий применения. Рекомендуются одноэтажные здания ДОУ, как правило, небольшой вместимостью — до 150 мест для сельской местности. Двухэтажные здания для ДОУ вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необ­ходимым функциональным требованиям, являются наиболее типич­ными и распространенными (рис. 7.12). второй этаж

 

 

Наиболее оптимальным является размещение ДОУ в отдельно стоящем здании, При этомпо композиционному приему структура доинй может быть разделена на:

* централизованную (компактную),, позволяющую создать наибо­лее короткие внутренние связи между помещениями отдельных Щш групповых ячеек н общего назначения;

• блочную, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примы­кающих друг к другу или с переходами.

Высота помещений ДОУ должна быть не менее 3 м (от пола до потолка).

В зданиях ДОУ выделяются помещения групповые, для физкуль­турных и музыкальных занятий, медицинские и служебно-бытовые. пищеблок.

Поэтажное расположение помещений внутри здания должно обес­печивать удобную вертикальную связь помещений, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Все помещения для детей должны размещаться только в назем­ных этажах. В трехэтажных зданиях на 3-м этаже рекомендуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.

Все помещения, предназначенные для длительного пребывания детей, должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения могут быть буферные, приемная изолятора, комната пер­сонала, кладовая чистого белья (при наличии в здании комнаты кас­телянши).

Системы верхнего света, в том числе зенитные фонари с куполами из органического стекла, допускается применять в сочетании с боко­выми светопроемами в залах для музыкальных занятий, гимнасти­ческих занятий, а также в раздевальных, игротеках, бассейнах и на лестничных клетках. Обшая площадь зенитных фонарей с куполами из органического стекла не должна превышать 15% общей площади покрытия, расстояние между ними должно быть не менее 1,5 м, а от противоположных стен — 5 м.

Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта в зданиях ДОУ рекомендуется проводить в соответствии с табл. 7.25.

В групповых рекомендуется предусматривать угловое или двусто­роннее освещение, что обеспечивает практически любое положение здания по отношению к сторонам горизонта.

Для детей поручни в зданиях ДОУ должны располагаться у стен или на ограждении лестниц на высоте 0,5 м; для взрослых — на высо­те 0,85 м.

У наружных входов в здания ДОУ должны быть тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

Следует избегать размещения наружных входов непосредственно против входов в раздевальные групповых ячеек из-за возможнос­ти сквозного их продувания. Также не рекомендуется устраивать проход в залы и плавательные бассейны мимо наружных входов в здания.

Для зданий ДОУ необходимо предусматривать встроенную мебель в следующих помещениях: в групповых — ленточные столы под окна­ми и шкафы для пособий, художественной и методической литера­туры; в спальнях — встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья; в раздевальных — шкафы для одежды детей и персонала групп; в туалетных - хозяйственные шкафы; в залах — шкаф и стеллажи для хранения пособий.

Каждую возрастную группу детей следует размещать в помещени­ях групповой ячейки, изолированных от помещений других группо­вых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специ­ализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком.

В групповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды.

В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

• групповая — для игр, занятий, принятия пищи;

• спальня — для дневного (и ночного) сна детей;

• раздевальная — для переодевания детей и хранения верхней

одежды;

• туалетная;

• буфетная — для мытья и хранения посуды.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздеваль­ной, спальней, туалетной и буфетной комнатами.

Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже. Допускается располагать раздевальные дошкольных групповых ячеек на 1-м этаже здания.

В помещениях групповых ДОУ, проектируемых для строительства во всех климатических районах, кроме I А, IБ и IГ климатических под­районов, следует предусматривать сквозное или угловое проветрива-ние. В IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах сквозное проветривание не допускается.

Помещение раздевальной предназначено для приема, осмотра детей, переодевания и хранения верхней одежды. При приемке пло­щади раздевальных должны быть не менее 18 мЛ а в IA, 1Б и 1Г кли­матических подрайонах — 20 м2.

При планировке раздевальных необходимо предусматривать воз­можность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми. При размещении шкафов для одежды вдоль стен необходимо иметь минимум 4,53 м (для 15 детей), 6,04 м (для 20 детей) и 7,55 м (для 25 детей) фронта стен, свободных от оконных и дверных проемов.

Ширина помещений раздевальных должна составлять не менее 3,4м при размещении шкафов вдоль противоположных стен и двух рядов скамей для переодевания; 3 м — при размещении двух рядов шкафов и одного ряда скамей. В раздевальных следует предусматривать шкафы с сушкой для детской одежды.

Обший вход допускается проектировать не более чем на 2 ясельные или 4 дошкольные груплы.

Для хранения колясок, санок, лыж при входах в помещения груп­повых ячеек выделяются специальные места под козырьками площа­дью не менее 8 и2.

В ДОУ плошадь групповой должна быть на одно место не менее: в ясельных группах - 2,5 м2, в дошкольных группах — 2 м2.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой, — наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей, оборудованное столами и стульями. Размещение столов и стульев меняется в зависимости от вида деятельности детей в помещении.

Для обеспечения нормальной зрительной работы детей во время занятий, особенно в дошкольных группах, предусматривается воз­можность симметричного размещения столов относительно гри­фельной доски. Расстояние от 1-го ряда столов до грифельной доски должно быть не менее 1,05 м,

В ДОУ общего типа площадь спален должна быть на одно место ш менее: в ясельных группах -1,8 м*. в дошкольных группах - 2 м*. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп - встроенными или выкатными кроватя-Гигиена среды развития, воспитания и обучния детей

ми. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возможно использование раскладных, складируемых кроватей с жестким ложем. При отсутствии стационарных кроватей в спальнях дошкольных групп рекомендуется предусматривать между групповой и спальней раздвижные перегородки, позволяющие организовать более универ­сальное использование помещений, создать лучшие условия для дви­гательной активности детей.

Система естественного освещения в ДОУ может быть в виде одно­сторонних, двусторонних и угловых светопроемов.

В помещениях групповых не менее 50% оконных проемов должно быть оборудовано верхними фрамугами. Не допускается располагать окна групповых над окнами кухни и постирочной.

При проектировании буфетных помещений в ДОУ площадью не менее 3 м2 следует предусматривать возможность размещения встро­енного буфетного оборудования, состоящего из двух основных отде­лений: шкафного с 2-чашечной мойкой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Протяженность стены, необходимая для разме­щения буфетного оборудования, должна быть не менее 1,8 м. Обшая высота буфета составляет 1,9 м.

В ДОУ общего типа приемку площади туалетных следует осущест­влять из расчета на одно место: в ясельных группах — не менее 0,8 м2, в дошкольных группах — не менее 0,65 м2. Туалетные проектируются как единое помещение, состоящее из зоны умывания и уборной. В зоне умывания размещают детские умывальники и душевой поддон, име­ющий подход с 3 сторон. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец и туалетных принадлежностей. Наиболее удобным является размещение умывальников по центру помещения, так как при этом увеличиваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. Для размещения вешалок по периметру помещения необходимо иметь 2,4 м (вясельных группах) и 3 м (в дошкольных группах) фронта стен, свобод­ного от оконных и дверных проемов. В зоне уборной в закрывающихся без запора кабинах размещают детские унитазы и в закрывающейся на запор кабине — унитаз для взрослых. Размер детской кабины в плане — 0,8X0,75 м. Слив (видуар) должен устанавливаться без кабины.

В зданиях яслей-садов, строящихся в IA, 1Б, 1Г климатических подрайонах, для создания наиболее благоприятных условий по пре­одолению гиподинамии путем повышения двигательной активности детей предусматриваются отапливаемые прогулочные веранды пло-щадыо не менее 36 м* для ясельных групп, 50 м£ - для дошкольных.

Залы для физкультурных и музыкальных занятий предусматрива­ются во всех ДОУ вместимостью 4 и более групп. Количество групп и площади залов можно принимать по табл. 7.26.

 

В залах для музыкальных и физкультурных занятий соотношения сторон составляют 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала квад­ратная. Окна рекомендуется размешать с 1 стороны. Дополнительно с противоположной стороны могут быть предусмотрены высоко распо­ложенные окна для подсвета или верхний свет. В залах для физкуль­турных занятий должны быть устройства для крепления спортивного оборудования.

Для обучения детей плаванию в дошкольном возрасте рекоменду­ется использовать номенклатуру ванн согласно табл. 7.27.

Наиболее распространенным в практике является строительство в ДОУ плавательных бассейнов с ванной размером 6—7x3 м и 10,0— 12,5x6,0 м в отдельно стоящих блоках в микрорайоне на группу ДОУ или в комплексах ДОУ. В состав помещений бассейна, как правило, входят зал с ванной, 2 раздевальные с душевыми и туалетом, комната тренера, комната медицинской сестры, лаборатория анализа воды, узел управления, технические помещения по обслуживанию бассей­на. Бассейн с ванной размером 10,0-12,5x6,0 м проектируется на еди­новременную пропускную способность 24 человека — 2 подгруппы по 12 человек, 6—7x3 м — 1 подгруппа из 12 человек.

 

По периметру ванны должны располагаться обходные дорожки шириной не менее 0,75 и 1,5 м со стороны выхода из душевых.

Площадь каждой раздевальной следует принимать из расчета не менее 0,72 м2 на одно место единовременной пропускной способ­ности. При каждой раздевальной должны быть душевые из расчета 1 душевая сетка на 4 места единовременной пропускной способности и туалет на 1 унитаз и 1 умывальник. В местах выхода из душевой на обходную дорожку должно предусматриваться устройство проходного ножного душа. По направлению движения из душевой размер про­ходного ножного душа должен быть не менее 0,8 м, глубина 0,1 м. Из раздевальных к ванне дети должны обязательно проходить через душ и ножную ванну. Туалетные следует устраивать до входа в душевые.

В бассейне с ванной размером 10—12,5x6,0 м рекомендуется пре­дусматривать зал для разминки площадью 60 м2 с кладовой спортив­ного инвентаря площадью 6 м2. В отдельно стоящих зданиях бассейнов с ванной размером 10- 12,5x6,0 м рекомендуется размещать вестибюль с гардеробом площа­дью 36 м2, кабинет заведующего площадью 9 м*, комнату отдыха после плавания площадью 50 м:. Комната тренера должна проектироваться с кабиной для переодевания, туалетом и душем площадью 9 м2.

Комната медицинской сестры, лаборатория анализа воды и узел управления должны размещаться смежно, их суммарная площадь — не менее 18 м2.

Внутреннюю поверхность ванн следует облицовывать керамичес- кой^ дно — шероховатой плиткой. В ваннах должны быть устроены пенные корытца, переливные желоба, лестницы в боковых стенках, отверстия для подачи и спуска воды.

В ДОУ предусматриваются помещения для медицинского обслуживания детей. В состав этих помещений входят медицинская комната, проце­дурный кабинет и изолятор.

В зданиях ДОУ общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут находиться в одном помещении площа­дью 8 в зданиях., имеющих более 150 мест, — в раздельных поме­щениях площадью по 8 м2. Медицинская комната должна иметь вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора, между ними должно быть устройство стеклянного проема на высоте 1,2 м от уровня пола.

В изоляторе должны быть приемная, палата и туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5% от вместимости учреждения. Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно плошалью 4 и 6 м2. Палаты не должны быть проход­ными. Площадь приемной при наличии 1 палаты изолятора — 4 м2, при наличия 2 палат - 6 м-. В приемной должно быть место для мойки посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфициру­ющих средств 6 ыК

Медицинские помещения рекомендуется располагать на 1-м этаже. Состав и плошали медицинских помещений представлены в табл. 7,28.

В детских учреждениях, имеющих до 280 мест, отдельного входа в изолятор не требуется, поэтому он может быть совмещен с входом в служебно-бытовые или групповые помещения. В детских яслях- садах, имеющих 280 мест и более, а также в зданиях, проектируемых | IV климатическом районе, следует предусматривать выход из изоля­тора наружу (рмс. 7.13).

 

Служебно-бытовые помещения ДОУ — кабинет заведующего, комната завхоза, методический кабинет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, уборные для персонала. В зданиях, име­ющих более 150 мест, рекомендуется предусматривать столярную мастерскую площадью 12 м2, а более 240 мест - столовую для пер­сонала площадью 10 м2.

В зданиях вместимостью до 90 мест кабинет заведующего может объединяться с комнатой завхоза и методическим кабинетом в одном помещении площадью 12 м2. В зданиях, имеющих более 90 и 150 мест, кабинет заведующего можно объединять с комнатой завхоза в одном помещении площадью не менее 10 м2, а методичес­кий кабинет может быть размещен в изолированном помещении площадью 12 м2.

Площадь методического кабинета в зданиях более 150 (до 240) мест должна составлять не менее 12 м2, площадь более 240 мест - 18 м2. В зданиях на 280 мест и более следует предусматривать ком­нату кастелянши площадью не менее 6 м2.

В зданиях ДОУ вместимостью более 95 мест рекомендуется выде­лять главный вход с холлом площадью до 18 м2. Холл предназначается для размещения информационных стендов, выставок детского твор­чества, мест ожидания для посетителей.

В зданиях ДОУ общего типа следует предусматривать служебный вход и холл площадью 12—18 м2. Допускается объединять служебный вход с входом в помещения групповых ячеек для детей дошкольного возраста.

В зданиях ДОУ необходим пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах. В состав пищеблока при любой форме производс­тва входят кухня с раздаточной, моечная кухонной посуды, кла­довая сухих продуктов, загрузочная, комната персонала, душевая и уборная для персонала. При работе пищеблока на сырье допол­нительно должны быть заготовочный цех и кладовая овощей. При работе пищеблока на полуфабрикатах дополнительно предусмат­риваются доготовочный цех и место для хранения и мойки тары полуфабри катов.

Состав и площади помещений пищеблоков в ДОУ, работающих на сырье и полуфабрикатах, представлены в табл. 7.30.

Пищеблок размещается на 1-м этаже, что обеспечивает наиболее удобную связь с остальными группами помещений. Из пищеблока предусматривается самостоятельный выход наружу (рис. 7.14).

В зданиях ДОУ. полностью обслуживаемых фабрикой-прачечной, следует предусматривать помещение с отдельным наружным выходом для сдачи и сортировки грязного белья площадью 4 м2 при вместимости учреждений до 350 мест и плошал ью 6 м2 при вместимости до 660 мест.

Композиция здания школы должна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности. Этому требованию отвеча­ет блочная композиция. Запрещается размещать учебные помещения в подвальных и цокольных этажах здания. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни. Ориентация кабинета информатики и вычислительной техники про­изводится на север, северо-восток.

Этажность здания ие более трез, а для крупных и крупнейших городов — четырех этажей (кроме сейсмических районов). При раз­мещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях 4-й и 5-й этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

Гардеробы в школах должны быть размешены на 1-м этаже, иметь оборудование ячеек для каждого класса. Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви (рис. 7.15). Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помеще­ниях и рекреациях.

Состав помещений должен быть таким, чтобы имелись условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнитель­ных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения 1-3 предметов.

Учащиеся 1 ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

Обучение учащихся II—III ступени осуществляется по классно-каби- нетной системе. Она обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который должны транспортиро­ваться учебные пособия и ТСО. Число классов-кабинетов для основ­ных дисциплин зависит от числа старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории размещаются в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных. Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гумани­тарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников 11-111 ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно быть более 6. Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия — биология, математика - черчение, черчение — рисование, история - география, литература - иностранный язык.

В школьном здании размешаются также учебные мастерские, спор- тивныйи актовый эаш, библиотека. рекреационные помещения (предпоч­тительно зального типа), столовая; медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения.

Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих школ.

При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь следующие помещения: учебные классы, помещения для заня­тий физическими упражнениями, столовую или буфет, медицинский пункт или помещение для медицинского обеспечения, админист­ративно-хозяйственные помещения, санитарные узлы, рекреации и гардероб.

Учебные помещения должны включать:

• рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся);

• рабочую зону учителя;

• дополнительное пространство для размещения учебно-нагляд­ных пособий, ТСО;

• зону лля индивидуальных занятий учеников и возможной актив­ной деятельности.

Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 м2 на одного учащегося вря фронтальных формах занятий; 3,3 м2 — при групповых формах работы я индивидуальных занятиях. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.

Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла види­мости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов парт), который должен составлять не менее 35е для учащихся II—III ступени школы и не менее 45* для школьников 6—7 лет.

При каждом кабинете или группе из 2—3 кабинетов должна быть лаборантская. Кабинеты химии, физики, биологии, компьютерный класс обязательно должны иметь лаборантские, ориентировочная площадь каждой - 16 м2.

Кабинет информатики и вычислительной техники школы должен соот­ветствовать следующим требованиям.

Размещение рабочих мест с ПК во всех учебных заведениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях. Площадь наодно рабочее место с ПК во всех учебных учреждениях и ДОУ должна быть не менее 6 м2, а объем - не менее 24 мК При строительстве новых и реконструкции действующих учебных заведений помещения для ПК следует проектировать высотой (от пола до потолка) не менее 4 м При входе в учебное помещение с ПК в средних и высших учебных заведениях должны быть встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок.

Учебные кабинеты вычислительной техники или дисплейные аудитории (классы) должны иметь смежное помещение - лаборант­скую - площадью не менее 18 м2 с двумя входами - в учебное помеще­ние и на лестничную площадку или в рекреацию.

Звукоизоляция ограждающих конструкций помещений с ПК должна соответствовать гигиеническим требованиям, нормируемым параметрам шума.

Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Расчет воздухообмена следует проводить по теплоиз- быткам от машин, людей, солнечной радиации и искусственного освещения.

Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой пер­вой помощи и углекислотным огнетушителем.

Учебные помещения (аудитории вычислительной техники, дисп­лейные классы, кабинеты и др.) не должны граничить с помещения­ми, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые зна­чения (механические цеха, мастерские, гимнастические залы и т.д.).

Спортивный зал следует размещать на 1-м этаже в пристройке. Его размеры должны соответствовать задачам выполнения полной про­граммы по физическому воспитанию учащихся и возможности вне­урочных спортивных занятий. Число и типы спортивных залов долж­ны предусматриваться в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов - 9Х18, 12X24 и 18x30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и число спортивных залов рекомендуется устанавливать, исходя из числа параллелей в школе: при наличии двух параллелей - 2 зала размерами 9Х19 м и 12x24 м; при наличии трехи более параллелей - 2 зала по 12x24 м и, начиная с четырех, - дополнительно зал размерами 18x30 м. Общая площадь спортив­ных залов в общеобразовательных школах — не менее 0,9 м2 на 1 учащегося. При спортивных залах должны §шъ предусмотрены снарядные влошадью 16—32 и:, в зависи мости от площади спортзала; раздевала ни дм мальчиков и девочек (рае. 7.14) плошал ью по м*; душевые ояошдыо во 9 м:. уборные для девочек и мальчиков площадью по I м*; комната для инструктора одшш 9 м*

 

Праш в учебнкаоргивные помещения через классные сошли не jWRCotroL Вш в спортивный зал из раздевален должен быть непосредственным шит через обособленный коридор.

В состав иомеаений физсузьтурнонгздоровитеяыюго назначения яеобютамо включать зону, оборудованную тренажерными устройс­твами. а также, яо возможности^ бассейн <ртсЛЛ1у.

.4шш ш в своих размерах определяется числом посадочных мест ю расчета MS м- на огшо место я 60* опт общего числа учащие­ся шПри шом! зале должны быть артистические уборные (вшшыо не менее Ш каждая?, кинопроекционная 127 и^ склад уиумш! я бупфоркк музыкальных инструментов (10 дш хранения костюмов ^ионашо Ш

Лаатаюшя щттщтш .тфедуематриаается в якаш с углубленным совершаем обучения *рпс. 7.18 >

Размеры згай аудитории устанавливаются в соответствии с вмес­тимостью в пей возрастной параллели учащихся, состоящей не боясе чем ю трех классов, из расчета t м на I месте.

 

Тип библиотеки зависит от яш (i(wn6pi3Pwrc.miofi учреж­дена* я его янеспшостя- В яшп явного типа Миими хм«- иа использоваться в качестве ицшкишмиформ^ивипиЕП шпрк осшшешюго всеми яшмя ТСО в обешшдиюо условия ю вияш|шв&а шпий учжяиежс*. Пмвш jrfwnrn* — нмфяр- мпапююго аентрв — принимается вз умечем не менее мй ш 1 jttbh 11 ПIHW ям m н н finf и ии i гги и Ш1Ш1 г film щи гни» rf им с и дымите юны: пгшедюше мветв, мифцимююим! яриПшот и цвем шервг>рю, места ш работы с каталогам*. фяш этхриямдоступа, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивиду­альных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижных тележек.

Площадь помещения по трудовому обучению для учащихся 5—11-х классов (кроме кабинетов профессиональной ориентации и поме­щений с уменьшенной расчетной наполняемостью до 12 учащихся) рассчитывают на половину класса учащихся. Расчетная площадь — 6 м2 на 1 учащегося (кроме учебно-производственных мастерских). При мастерских школ предусматриваются следующие подсобные поме­щения: инструментальная — комната мастера, кладовая площадью 16 м- (при наличии трех и более параллелей — 24—32 м2), кладовая для хранения сырья и готовой продукции площадью 16 м2, помещения для хранения инвентаря для уборки помещений и работы на учебно- опытном участке (12—16 м2).

Необходимо предусматривать дополнительный выход из мастер­ских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины непосредственно наружу (через утеп­ленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в котором нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Рекреационные помещения в зданиях школ целесообразно планиро­вать из расчета 0,6—0,75 м2 на 1 учащегося в зависимости от клима­тических подрайонов. Ширина этих помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна быть не менее 2,8 м, а ширина помещений, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двустороннем расположении) и классам, не менее 4 м.

Школьная столовая предусматривается в школах с числом учащих­ся более 100 человек. Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи — горячий, холод­ный, мясорыбный. кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды: кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждае­мые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо ско­ропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеб­лока; загрузочную-тарную; моечную для тары; холодильную камеру для пищевых отходов; санитарный узел для сотрудников столовой.

В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфаб­рикатах, должны входить горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и ово­щей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов. В составе помещений буфета-раздаточной должны быть предус­мотрены: загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пиши, холодильными шкафами; раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения; бытовые помещения для пер­сонала; помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть обе­денный зал площадью из расчета 0,7 м2 на 1 место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При столовых обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 2 посадочных места. Умывальники размещают в расширен­ных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

В школах предусматриваются административно-хозяйственные помещения: кабинет директора (32 м2), кабинет заместителя по учеб­но-воспитательной работе (8 м2), учительская при наличии 1, 2, 3, 4 параллелей площадью 30, 40, 50, 60 м2 соответственно; кабинет орга­низатора внеклассной работы (12-16 м2); канцелярия (12-16 м2).

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача площадью 12 м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедур­ный кабинет площадью 14 м2; кабинет психолога площадью 10 м2 (рис. 7.19). При медицинском пункте должен быть самостоятель­ный санитарный узел.

На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Число санитарных приборов — из расчета I унитаз на 20 девочек, i умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового пис­суара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков я девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 ы2 на I учащегося. Для персонала должен быть выделен отдельный санитарный узел.

Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы ком­наты личной гигиены — для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м-\ Входы в санитарные узлы не должны распо­лагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредствен­ной близости от них.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, обо­рудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных каби­нетах, мастерских^ помещениях медицинского назначения, учитель­ской, кшшате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

7.2.3.Воздушно -тепловой режим, гигиенические требова­ния к освещению, организация водоснабжения детских и подростковых учреждений

Воздушно-тепловой режим в учреждениях для детей и подростков обеспечивается системами отопления.

В помешен я ях ДОУ в качестве отопительных приборов могут приниматься радиаторы, конвекторы и бетонные панели. Изготовление защитных экранов отопительных приборов из дре- весио-стружечных плит и асбестоцемент ных листов не допуска­ется.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием яетей ддожна быть 46—55%, температура внутреннего воздуха — 21 *С (кроме шов ванн бассейнов).

 

 

Для периодической интенсификации воздухообмена на вытяжном канале и в туалетных комнатах без оконных проемов в наружных ограждениях рекомендуется устанавливать по 1 осевому малогабарит­ному вентилятору. В служебно-бытовых помещениях, имеющих окна с фрамугами или форточками (за исключением душевых и туалетов), устройство вытяжных каналов естественной вентиляции можно не предусматривать.

Самостоятельные вытяжные системы следует проектировать от комплекса пищеблока, стиральной/гладильной, помещений бассейна.

Медицинские помещения должны иметь обособленные вытяжные каналы.

Основное еанитарно-техническое оборудование в ДОУ рекоменду­ется комплектовать согласно табл. 7.33.

Температура води в ванне бассейна должна поддерживаться на уровне 29 1С. При проектировании бассейнов с объемом воды 50 м3 и более следует предусматривать мероприятия по ее обеззаражива­нию. Для бассейнов с ваннами размером 7x3 м при непрерывном протоке свежей воды применения дезинфектантов не требуется. Обходные дорожки ванн крытых детских бассейнов следует обогре­вать с поддержанием температуры поверхности в пределах 26-30 "С. Допускается не предусматривать обогрев дорожек в случае, когда стены, граничащие с обходными дорожками, являются внутрен­ними и обходные дорожки устраиваются над теплым помещением (техническим подпольем). При отсутствии обогрева дорожки долж­ны быть покрыты синтетическими ковриками с низкой теплопро­водностью.

Нагревательные приборы в шкафах для сушки одежды детей в раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных, должны присоединяться к системе горячего водоснабжения.

Температура горячей воды, поступающей в здание ДОУ, должна быть не ниже 60

Электроосвещение должно быть рабочим, аварийным, эвакуа­ционным (аварийное для эвакуации) и дежурным. Для дежурного освещения используются светильники эвакуационного освеще­ния. Светильники аварийного и эвакуационного освещения выде­ляются из числа светильников рабочего освещения и помечаются специальными знаками. Гигиенические нормативы освещенности приведены в табл. 7.34.

 

противопожарными требованиями к ДОУ пре­дусматривается не менее двух рассредоточенных выходов из здания и с каждого этажа; оба эвакуационных выхода из групповой ячейки должны быть расположены в разных ее помещениях и иметь доступ к разным лестничным клеткам. Наружные эвакуационные лест­ницы выполняются из негорючих материалов, уклон их не должен превышать 45%, ширина марша должна быть не менее 0,8 м, ширина ступеней 0,2 м.

Воздушно-тепловой режим в общеобразовательных учреждениях обес­печивается системами отопления, вентиляции и кондициониро­вания воздуха. Теплоснабжение зданий должно обеспечиваться от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление школ недопустимо. В качестве нагревательных приборов могут применять­ся радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели; допускается использование конвекторов с кожу­хами. Отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками, располагаться под оконными проемами и иметь регуляторы температуры. Не допускается устройство ограж­дений из древесно-стружечных плит и других полимерных материа­лов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.

При использовании в школьном здании воздушного отопле­ния, совмещенного с вентиляцией, необходимо автоматическое управление системами для поддержания в рабочее время расчет­ных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40—60%.

Во внеучебное время в помещениях должна поддерживаться темпе­ратура не ниже 15 °С.

Температура воздуха в системе воздушного отопления в рабочее время не должна превышать 40 °С.

Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.

Отдельные системы вытяжной вентиляции предусматриваются для помещений (групп помещений): классных помещений и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов — лекционных аудиторий, учебных мастерских, спор­тивных залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппа­ратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря. 384 _ Глам 7

Воздухообмси в шкальных столовых доджей рассчитываться на поглощение теплойзбытков, выделяемых технологическим оборудо­ванием кухни.

Запрещается применение в учебных учрежденияхасбсстоцемент- ных воздухопроводов

Печное отопление .допускается только н одноэтажных малокомп лсктных шкалах (не более 50 человек). Топка должна устраиваться в коридоре. Запрещается устанавливать железные печи.

Пьощодь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее площади пола. Фрамуги и форточки должны функциониро­вать в любое время года.

Учебные тшгщгми* do tжлы проветриваться во время перемен, а рек­реационные - в» время уроков Ло начаш шнятии и после их окончания тдбх&Зшт проводить сквотое проветривание, в теплые Они целшюбра то проводыш шштия при открытых фрамугах и форточках.

Длительность сквозного проветривании определяется погодными условиями согласно табл. 7.35.

 

Температура воздуха в зависимости от климатических условий тяжи*соответствовать показателям, представленным в габл. 7.36.

Уроки физкультуры следует проводить в хороню аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать1-2 окнас подветренной стороны при температуре наружного воз­духа выше +5и слабом ветре При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны прово­диться при открытых фрамугах, а сквозное проветривание во время перемен ~ в отсутствие учащихся.

Гиг иинн с:ридм piiмми гии, воспитания и обучния датой MS

При достижении в помещении температуры воздуха 15—14 "С про­ветривание зала прекращается.

В помещениях общеобра зовательных учреждений относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.

В мастерских, помещениях кухни, душеных и уборных должна быть оборудована вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляцион­ные решетки подлежат ежемесячной очистке от пыли.

Школьные учебно-производствснные мастерские, где работа настанкахи механизмах связана с выделением тепла и ныли, лолжнмиметьмеханическую вытяжную вентиляцию. Кратность воздухооб­менадолжна быть не менее 20 м' в I ч на I ребенка.

Одним изважнейших компонентов условий жизнедеятельностиребенкаявляется естественное и искусственное освещение.Все учебныепомещенияшкол должны иметь естествен нос освещение. Бс* естест­венного освещениядопускается проектировать снарядные, умываль­ные* душевые,уборные при гимнастическом зале, душеные и уборные персонала,клалонме и складские помещения (кроме помещений лля хранениялегковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы, кинофо-зав

толаборатории, книгохранилища, бойлерные, насосные водопровода и канализации, камеры вентиляционные и кондиционирования воз­духа, узлы управления и другие помещения установки и управления инженерным и технологическим оборудованием, помещения для хра­нения дезинфицирующих средств.

В учебных помещениях должно предусматриваться боковое лево- стороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проекти­руется при длине учебных помещений более 6 м, обязателен право­сторонний подсвет, высота которого должна быть не менее 2,2 м. При этом недопустимо направление светового потока спереди и сзади от учащихся.

В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также возможно двустороннее боковое естественное и комбини­рованное (верхнее и боковое) освещение.

Уровень естественного освещения, оцениваемый по коэффициенту естественного освещения, в учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении на расстоянии 1 м от стены, про­тивоположной световым проемам, должен быть 1,5%, т.е. составлять 1,5% от освещенности на этом же уровне, но на улице.

Важным условием нормальной работы зрительного анализатора человека является не только достаточность, но и равномерность осве­щения. Неравномерность естественного освещения учебных помеще­ний не должна превышать 3:1.

Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тка­невыми шторами светлых тонов, сочетающимися с цветом




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.