Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К детским книгам, учебникам и учебным пособиям,



Принадлежностям

С давних пор основным средством передачи информации явля­ется чтение. С детского возраста ребенок сталкивается с необхо­димостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия инфор­мации. В школьном возрасте чтение является главным видом учебной деятельности, как в школе, так и дома, дополняющимся в свободное время чтением художественной литературы.

Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки детей и подростков и нуждается в регламентации по дли­тельности, режиму и организации условий его проведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие раз­меров мебели нормируемым показателям, использование пюпит­ра, поставленного под углом 45е к горизонтали для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 лк от люминесцент­ных ламп.

Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зрительного воспри­ятия, которая возможна, если:

• предмет резко выделяется на окружающем фоне и поэтому дает на сетчатке резко очерченное изображение;

• изображение предмета образуется на самой сетчатке, а не впереди или позади нее;

• изображение имеет достаточную величину, занимая на сетчат­ке дугу не менее 1 мин (чем дальше предмет, тем он должен быть больше, чтобы давать изображение требуемой минимальной величины).

Минимальной работа глазных мышц бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. При таком положении предмета глазные оси стоят параллельно, глазное яблоко находится в состоянии равновесия, а весь глазодвигатель­ный аппарат — в состоянии покоя. Если предмет приближается к глазу, глазные оси должны пересечь друг друга под острым углом. Это достигается путем конвергенции — вращения глазных яблок внутрь (рис. 7.4). По мере приближения предмета к глазу угол между осями становится боль­ше и, следовательно, усиливается работа мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета.

При дальнейшем приближении пред­мета начинают усиленно работать мыш­цы радужной оболочки, влияя на вели­чину зрачкового отверстия, и аккомода­ционная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ве­дет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в свето- ощущающем аппарате глаза (сетчатка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптичес­кие центры в головном мозге). Светоощущающий аппарат глаза под влиянием световых раздражителей через короткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при часто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимос­ти фиксирования очень близких субъектов либо при рассматрива­нии мелких деталей. В случаях длительной работы в подобных усло­виях аккомодационная мышиа от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряжения, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассмат­ривания предметов вблизи), или приходит в состояние паралича.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать распо­ложение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет - 29,1 см; лишь в более старшем возрасте расстояние от книги при чте­нии становится больше и достигает 30-35 см. Это обеспечивает хоро­шие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным особенностям школьников.

 

Значительны возрастные различия собственно процесса чтения как физиологического акта. Чтение является сложным психофи­зиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зри­тельного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомо­дации движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различения, зрительное внимание и зрительная память.

Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, пре­рывающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно воспринимают, обрабаты­вают и передают в зрительные центры головного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксационном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль строки, возможны и возвратные движения с пов­торной фиксацией элементов текста (рефиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позволяют характеризовать процесс чтения. С возрастом, по мере развития навыка чтения, совершенствуется организация движений глаз и происходит ускоре­ние чтения. Однако этот процесс идет неравномерно.

Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет:

• увеличения числа фиксаций без существенного изменения их длительности, т.е. путем увеличения объема узнавания в период каждой фиксации;

• уменьшения продолжительности фиксаций при определенном их числе, т.е. путем ускорения узнавания при сохранении прежнего объема;

• одновременного изменения числа фиксаций и их продолжитель­ности.

В 1-м классе чтение строк происходит с большим количеством фик­саций и движений глаз от одной фиксации к другой, со значительным разнообразием их длительности и смещением в область длительных фиксаций по сравнению с другими возрастами. 60% строк прочиты­вается без рефиксаций, но очень медленно.

Во 2-м классе наблюдается больше всего коротких фиксаций, при­чем их число на строку уменьшается; большинство строк прочиты­вается либо без рефиксаций, либо с одной рефиксацией. Скорость чтения в этом возрасте в 2 раза больше, чем у первоклассников. В 3-м классе чтение сопровождается большим числом фиксаций, причем отмечается значительное разнообразие их количества постро­кам. При чтении почти всех строк отмечаются возвратные движения глаз на уже прочитанный текст. Таким образом, у третьеклассников имеются неустойчивость глазодвигательных функций, нерациональ­ность движений глаз и трудность чтения.

В 5-м классе процесс чтения ускоряется за счет меньшего количест­ва фиксаций и рефиксалий, но вновь расширяется диапазон фиксаций по длительности и увеличивается их средняя продолжительность.

В 7-м классе учащаются рефиксации, увеличиваются фиксации в строке, хотя длительность их уменьшается.

У девятиклассников организация движений глаз еще не достигает совершенства, характерного для взрослых, у которых чтение осу­ществляется почти при полном отсутствии рефиксаций, регулярно, с высокой организованностью движений глаз.

Особенности движения глаз при чтении определяются возрастны­ми функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаиий и способствует медленному чтению. С возрастом повышаются требования к скорости чтения. К концу 1-го года обуче­ния скорость чтения должна достигнуть 40—50 слов в 1 мин, на 2-м - 60—70, к 3-му — до 80—90 слов в 1 мин и составить !/з—*/г скорости такового взрослых. Во 2—3-м классах школьники переходят от сло- гоаналитического чтения к целостным приемам восприятия, т.е. к начальному этапу синтетического чтения. Основным приемом чтения в 3-м классе становится беглое чтение, но узнавание слова и понимание текста часто идут как два параллельных процесса. Школьники этого возраста не успевают справиться со сложными операциями восприятия и переработки зрительной информации, что ведет к замедлению чтения. Повторность чтения, ошибки в пере­сказе прочитанного говорят о затруднении понимания читаемого. В среднем и в старшем школьном возрасте движения глаз хорошо организованы, однако нет ритмичности и регулярности движений глаз, что характерно для взрослых.

С возрастом формируется навык чтения и происходит совершенс- твованиепроцессачтения, что выражается в его ускорении. Младшему возрасту при обучении в школе более свойственны изменения по 3-му и 1-му пути, а в старшем возрасте совершенствование чтения идет путем уменьшения продолжительности фиксаций.

Важным требованием, которому должны соответствовать учеб­ники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Это создается добро­качественным внешним оформлением учебника, размером набор­ного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительно­го восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

К наиболее гигиенически значимым параметрам шрифтового оформления издания, обеспечивающим его удобочитаемость, отно­сятся:

• размер шрифта (кегль);

• рисунок шрифта (гарнитура, начертание);

• расстояние между строками (интерлиньяж).

Также к ним присоединяются:

• длина строки (формат набора);

• расстояние между колонками при многоколонной верстке (средник).

На основании анализа шрифтового и художественного оформления современных учебных изданий разработана гигиеническая классифи­кация учебных изданий. В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения по учебным дисциплинам издания подразделяются на:

I гуманитарные (букварь, родная речь, обществознание, история, литература, языковедение — русский и иностранные языки, психология, науки о государстве и праве, основы безопасности жизнедеятельности, экономика, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение);

• математические (арифметика, математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, логика, информатика и т.п.);

• естественные (естествознание, экология, астрономия, физика, химия, география, биология, черчение и т.п.);

• специальные для начального профессионального образования (механика, радиоэлектроника, электротехника, металлургия, горное дело, химическая технология, сельское хозяйство, меди­цина, педагогика, музыка, конструктивные дисциплины и т.п.).

В зависимости от функционального назначения в процессе обуче­ния издания подразделяются на:

1 учебники (учебные издания, содержащие систематическое изло­жение учебной дисциплины и официально допущенные в качест­ве данного вила изданий);

• учебные пособия (учебные издания, дополняющие или частично (полностью) заменяющие учебники);

• практикумы (учебные издания, содержащие практические зада­ния и упражнения, способствующие усвоению пройденного, в том числе прописи).

Для учащихся выпускаются также хрестоматии и издания комби­нированные. Хрестоматия — учебное пособие, содержащее литератур­но-художественные. исторические и иные произведения и отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Издание комбинированное — издание, включающее наряду с печатным тек­стом записи звуков (дискеты, пластинки) и изображения на других материальных носителях (слайды, пленки).

В зависимости от возрастной категории учащихся и в соот­ветствии с возрастными физиологическими особенностями органа зрения и принятой в гигиене детей и подростков возрастной перио­дизацией развития детского организма учебные издания предназна­чаются для:

• начального образования (1-я ступень) - 1-4-е классы;

• основного образования (2-я ступень) — 5-9-е классы;

• среднего образования (3-я ступень) - 10—11-е классы (в том числе для начального профессионального образования).

Учебные издания для начального и профессионального образова­ния по возрастной группе относятся к 3-й ступени.

Санитарные правила устанавливают требования к массе, шрифто­вому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления учеб­ников, учебных пособий, практикумов.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, тол­стой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школь­ного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1-3(4)-х клас­сов; 400 г для 5-6-х классов; 500 г для 7-9-х классов; 600 г для 10-11-х классов.

Масса изданий для 1-3(4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно ука­зывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на \0%.

Качество полиграфических материмое и бумаги определяет санитар­ное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в са н и тарно - эп и де м и ч ее ком отношении.

Учебные издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или в жестком переплете. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье про­волокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.

Для изготовления учебников должна применяться бумага, пред­назначенная только для печати книжных изданий (офсетная, типог­рафская, книжно-журнальная) с показателем белизны 74~Щ%, Не допускается применение газетной бумаги.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и про­чность краски), а удобочитаемость — характером печатных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (комплект шрифтов, харак­теризующихся едиными стилевыми особенностями рисунка зна­ков), цветом печатной краски, форматом полосы набора и располо­жением текста на странице (длина строки, интерлиньяж — пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеря­емый в пунктах[3], — размер полей).

В типографской практике для определения размера шрифта поль­зуются понятием «кегль», который представляет собой размер шриф­та, измеряемый в типографских пунктах (рис. 7.5).

Печать шкальных учебников должна быть четкой, интенсивно чер­ного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, «рваным» и серым очком. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению учеб­ников зависят от класса, для которого предназначено издание, и учебных дисциплин (гумани­тарные, математические, естес­твенные и специальные — для начального профессионального образования).

Для букварной и послебуквар- ной части букваря (гуманитарные дисциплины) оптимальными па­раметрами шрифтового оформ­ления являются кегль шрифта — 20 пунктов (высота прописной буквы 4,95 мм); длина строки - 126—130 мм; увеличение интер­линьяжа — 4 пункта; шрифты — из группы рубленых нормального светлого прямого (для букварной части полужирного) начертания. Примеры гарнитур из группы рубленых шрифтов: «букварная», «азбу­ка», «журнальная рубленая», «гельветика», «прагматика».

Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при рас­стоянии между колонками не менее 18 мм.

Для изданий, предназначенных детям 2—4-го класса, оптималь­ными являются следующие параметры: кегль шрифта — 16 пунктов (высота прописной буквы 4,00 мм); длина строки — 120—130 мм; увеличение интерлиньяжа — 2—4 пункта; шрифты — из группы рубленых нормального светлого прямого начертания.

Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при рас­стоянии между колонками не менее 9 мм.

Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 5-11-х классов представлены в табл. 7,13.

Для изданий 5-11-х классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания (например, гарнитуры «школьная», «журнальная», «Петербург»), атакже шрифты из группы медиевальиых с умеренной контрастнос­тью штрихов, преимущественно наклонными осями округлых букв (СанПиН 1.2.1253—03 рекомендует их для набора основного текста в учебных и научных изданиях, называя в качестве примера гарнитуру типа «Тайме»).

 

Масса учебников из расчета на учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: учащимся 1-2-го классов до 1,2 кг, 3—4-го классов — до 2,2 кг, 5-6-го классов - до 2,2 кг, 7-8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг (П.И. Храмцов, JI.M. Текшева).

В последние годы значительный объем информации поступает к детям посредством ВДТ, в связи с чем к ним предъявляются опреде­ленные требования.

Технические требования к мониторам определяются Российскими стандартами (табл.7.14).

К требованиям по эргономике можно отнести и нормируемые СанПИН «Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ и организации работы» параметры видеотерминала (табл.7.15).

Яркость нормируется для облегчения приспособления к самосветя­щимся объектам. При этом имеется в виду яркость светлых элементов, т.е. знака для негативного изображения и фона — для позитивного. Ограничены также (в пределах ±25%) и колебания неравномерности яркости. Помимо этих параметров, нормируется внешняя освещен­ность экрана (от 100 до 250 лк). Исследования показали, что при более высоких уровнях освещенности экрана быстрее и значительнее сни­жаются показатели видимости. 328 Гпа

 

До сих пор спорным остается вопрос о том, что лучше для зрения: темный экран и светлые символы (негативное изображение) или наоборот (позитивное изображение). Специалисты приводят много доводов за и против по каждому варианту. Гигиенисты считают, однако, что если работа с Г1К предполагает одновременно и работу с бу мажным носителем (тетрадь, книга), то лучше и на экране монитора

иметь темные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось все время перестраиваться. При выборе цветовой гаммы предпочте­ние следует отдавать зелено-голубой части спектра.

Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утом­лению, становится контраст между фоном и символами на ж ране. Если он мал, это затрудняет различение символов, однако и слитком большая контрастность тоже вредна. Поэтому контраст должен быть в пределах от 3:1 до 1,5:1. При более низких уровнях контрастности регистрируется больше жалоб на усталость глаз и общую усталость.

Размеры знаков на мониторе должны составлять от 16 до 60 дюймов, а если пользователь смотрит на экран с расстояния 50см (минимальное расстояние, допустимое с гигиенических позиций) - от 0,46 до 1,75см.

Гигиенистами отмечено, что чтение, особенно у детей, значи­тельно затрудняется и вызывает большое утомление, если буквы имеют непривычные, вычурные очертания, У школьников началь­ных классов при чтении шрифтов сложного рисунка быстрее падает скорость чтения, чаще отмечается снижение критической частоты слияния световых мельканий, что свидетельствует о развитии более выраженного утомления. По этой причине гигиенисты отрицательно относятся к увлечению разнообразнейшими шрифтами, особенно в образовательных программах для детей.

Для облегчения работы с различными знаками нормируется отно­шение ширины знака к его высоте (от 0,5 до 1,0; лучше от 0,7 до 0,9).

Основными причинами утомления глаз при работе с ВДТ являются нестабильность изображения и его возможные искажения на экране. В связи с этим нормируются смешение однотипных знаков, отклоне­ние формы рабочего экрана монитора от правильного прямоугольни­ка, пространственная нестабильность изображения (рассчитывается по специальным формулам). Временная нестабильность изображения не должна отмечаться 90% наблюдателей.

Отражательная способность экрана должна быть не более 1%. Для снижения количества бликов и облегчения концентрации внимания корпус монитора должен иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4—0,6 (светло-серый, светло-бежевый тона) без блестящих деталей и с минимальным числом органов управ­ления и надписей на лицевой стороне. В настоящее время в обучении и воспитании детей все шире используются электронные учебники. Рынок электронных учеб­ников развивается стихийно, информация на экране монитора предъявляется подростку практически по правилам бумажного носителя без учета специфики экрана, возрастных физиологических особенностей зрительной системы пользователей, а также специфи­ки отображаемого материала изучаемой дисциплины. Это требует рассматривать электронные учебники как визуально агрессивную среду для детей и подростков.

Л.М. Текшевой и соавт. обоснованы гигиенические требования к компьютерным средствам обучения, прежде всего, в части объема электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц компьютерных средств обу­чения. Этот объем (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20% для 1-4-х классов, 40% - для 5-9-х классов и 60% — для 10—11-х классов. Для текстовой и/или знаковой инфор­мации компьютерных средств обучения не допускается применять узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта, более 4 цветов на 1 электронной странице, красный фон, «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали. В рамках компьютерных средств обучения допускается применение только одной гарнитуры шрифта различ­ных начертаний, кроме узкого и курсивного шрифта. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется. Для текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах следует применять следуюшие цветовые сочетания: белые знаки на синем фоне, желтые знаки на синем фоне, синие знаки на желтом фоне, черные знаки на зеленом фоне, красные знаки на зеленом фоне. При предъявлении текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах рекомендуется применять негативное изображение — светлые знаки полужирного начертания на темном фоне.

7.1.4. Физиологические основы правильного положения тела при различных видах занятий и работ. Гигиенические требо­вания х учебной мебели, оборудыванию и их размещению

Ребенок ь состоянии приспособиться к бесчисленному множеству поэ, каждая из которых достигается путем иммобилизации частей скелета в определенном положении. Поза сохраняется в течение некоторого периода (иногда очень короткого) времени и соответс­твует более или менее стабильному состоянию равновесия. Каждая поза характеризуется абсолютной необходимостью преодолеть силу земного притяжения, стремящуюся распластать тело на поверхности почвы.

Из трех обычно рассматриваемых основных поз вертикальное поло­жение представляет особый интерес. Это положение характерно для человека, это его основная поза. Она определяется соответствующим положением различных сегментов тела, оси которых располагаются приблизительно в одной вертикальной плоскости, за исключением стоп; наличие трех изгибов позвоночника (шейного, грудного и пояс­ничного), образовавшихся в результате перехода в выпрямленное поло­жение. В рамках основной позы возможны многочисленные варианты: стоя выпрямившись (используется при антропометрических измерени­ях), поза «смирно», стоя у конторки, и другие, обусловливающие сокра­щения позных мышц и изменения изгибов позвоночника. Для всех этих поз характерны значительные вариации, обусловленные консти­туциональными, индивидуальными особенностями детей, их полом и возрастом, а также внешними факторами, относящимися к условиям жизни и деятельности детей дома и в образовательных учреждениях.

Удобная поза стоя определяется следующими положениями:

а) стопы повернуты наружу под углом 30° при расстоянии между пятками около 8—10 см;

б) верхние конечности естественно падают вдоль тела;

в) взгляд фиксируется в бесконечность, что определяет положение головы;

г) равномерная опора на обе стопы;

д) максимально расслабленные мышцы.

Поддержание этой позы требует совместных эффектов мышц и связочного аппарата. Переход от удобной позы в положении стоя к производным позам сопровождается повышением мышечной актив­ности, что соответствует смещению центра тяжести, на ограничение которого направлена повысившаяся мышечная активность.

Естественная поза сидя принимается спонтанно, предплечья естес­твенно свисают вдоль тела или лежат на бедрах. С точки зрения механических условий равновесия положение сидя характеризуется наличием дополнительной точки опоры, которой является сиденье. Естественная поза сидя определяется особенностями сиденья, кото­рое не имеет спинки:

а) сиденье имеет горизонтальную поверхность;

б) его глубина обеспечивает поддержку Щ длины бедра;

в) его высота обеспечивает горизонтальное положение бедра; пос­леднее образует с голенью прямой угол; ступни всей поверхностью опираются на пол. Наиболее детально изучено сиденье для выполнения письма и работы с печатным текстом. Физиолого-эргономические рекоменда­ции по его устройству следующие:

* при сидении должна быть обеспечена возможность изменения положения;

* масса тела должна поддерживаться главным образом седалищ­ными буграми, для этого прежде всего необходимо, чтобы сиде­нье было относительно твердым;

* высота сиденья не должна превышать минимальной длины голени детей соответствующего роста;

* необходимо соблюдать достаточное расстояние между икрами и краем сиденья во избежание дискомфорта в результате давления сиденья на заднюю поверхность голеней. Максимальная глу­бина сиденья, соответствующая комфортности, определяется длиной бедер;

* минимальная ширина сиденья определяется потребностью опоры для седалищных бугров и необходимостью сохранения стабильной позы. Ширина сиденья довольно точно определяет­ся размерами межбугровой дистанции, к которой добавляется допуск для обеспечения возможности боковых движений;

* плоское сиденье предпочтительнее, чем мягкое или изогнутое, ввиду необходимости изменений положения. Желательно при­давать наклон кзади 3—3°;

* наиболее удобный способ подняться со стула состоит в пере­носе стоп под туловище, так как в этом случае уменьшается мышечное усилие при движении. Ввиду этого категорически противопоказано помещать между ножками стула или впереди него цельные поперечные планки или встроенные подставки для ног;

* опора, поддерживающая спину, уменьшает мышечную актив­ность туловища; однако она не должна снижать подвижности позвоночника и верхних конечностей (ее следует располагать ниже лопаток);

* если опора для спины чрезмерно низка, она приходит в сопри­косновение с крестцом, что мешает удобно сидеть и вызывает соскальзывание вперед. Таким образом, положение опоры для спины имеет границы как сверху, так и снизу. Оптимальна регу­лируемая высота поясничной опоры, ее наклон должен состав­лять величину порядка 105*;. стол и стул должны составлять единое целое и конструироваться на основании антропометрических данных детей. Под столом должно быть достаточное пространство для нижних конечностей. Расстояние между подстольным пространством и сиденьем долж­но быть больше максимальной высоты бедра. Ширина пространс­тва для голеней под столом также должна быть достаточной; • в целях безопасности стул должен быть прочным и устойчивым; этому требованию лучше всего удовлетворяют стулья на 4 нож­ках.

Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее нали­чие в домашних условиях имеют важное значение, как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-дви- гательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие размеров мебе/iu длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрас­тает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологи­чески рациональной позы является соответствие мебели антропомет­рическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Вопросы подбора мебели в соответствии с длиной тела детей, ее маркировки, расстановки в учебных помещениях, рассаживания детей в соответствии с состоянием зрения и слуха, оценка посадки детей являются важной составной частью деятельности медицинских и педагогических работников по обеспечению санитарно-эпидемио­логического благополучия детского населения.

Для детей дошкольного возраста используются различных размеров детские столы, стулья, кровати, предназначенные для ДОУ и домаш­них условий.

Изготавливаются детские столы четырех типов:

а) I тип — стол четырехместный для детей 1,5—5 лет;

б) II тип §| стол двухместный с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий для детей 5—7 лет;

в) III тип — стол двухместный трапециевидной формы для детей 1,5 — 4 лет (дополнительный);

г) IV тип — стол одноместный для использования в быту.

Для дошкольников мебель выпускается шести групп, которые имеют соответствующие характеристики (табл. 7.16).

В помещениях зля детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы разме­щают не более чем в 2 ряда и таким образом, чтобы свет падал слева. Оптимальная зона видения в вертикальной плоскости для детей 2—7 лет — 57 см, максимальная зона — 125—150 см. Расстояние от сле­пящей зоны окна должно быть не менее 0,45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0,45 м.

Изготавливаютдетские кровати двух типов: »

а) I тип — кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;

б) II тип — кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Их функциональные размеры представлены в табл. 7.17.

 

Для профилактики инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0,3 м (от ложа), расстояние от наружных стен до кроватей - 0,7-1,0 м. В дошкольных группах допускается использовать раскладные кровати с жестким ложем и встроенные одно- и двухъярусные.

Категорически запрещается использование стационарных двухъ­ярусных кроватей.

Мебель современных образовательных учреждений подразделяет­ся на следующие группы:

1) для учебных классов:

• столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;

• столы ученические лабораторные для специализированных каби­нетов (физики, химии, биологии и т.д.);

• столы компьютерные;

• шкафы для учебных пособий;

| тумбы для ТСО и тумбы под доску для учебных пособий;

• классные доски различных модификаций;

2) для библиотек:

• стеллажи библиотечные двух- и односторонние;

• наборы библиотечные;

3)для столовой;

4) для учебных мастерских;

5) для раздевалок;

6) для актовых залов.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) произ­водится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпус­кается мебель шести групп с цветной маркировкой (табл.7.18).

Функциональные размеры ученических столов и стульев (рис. 7.6, 7.7) должны соответствовать размерам, указанным в табл. 7.19, 7.20.

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности (рис. 7*8). Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны проходамежду рядами; се наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

 

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цвет­ную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы (табл. 7.21).

По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.

В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркировки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметро­вой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте - форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно опреде­лить необходимую для него группу парты или стола, стула.

 

Оборудование учебных кабинетов также должно отвечать определен­ным требованиям. Оборудование кабинетов иностранного языка: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов, подставка под магнитофон и проигрыватель, секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО, лингафонные рецептивные установки.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальны­ми демонстрационными столами, в которых предусмотрены пульты управления проекционной аппаратурой, подача воды, электри­чества, канализация. Для обеспечения лучшей видимости учебно- наглядных пособий рекомендуется размещать демонстрационный стол на подиуме.

 

В зоне учашихся устанавливаются двухместные ученические лабо­раторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электро­энергии, сжатого воздуха (лаборатория физики).

Лаборатория шши должна быть оборудована вытяжными шкафа­ми» расположенными у нару жной стены возле стола преподавателя.

В настоящее время в школе используются классные доски несколь­ких видов:

* для письма мелом:

• для письма фломастером;

• для письма мелом с нотным станом (музыкальные);

* для объявлений пробковые.

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа.

В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета).

Высокое качество стеклоэмалевого покрытия на стальном листе вместе с использованием звукопоглощающей подложки позволяет легко н бесшумно наносить информацию с высоким контрастом и свободно удалять написанное губкой или салфеткой, а также с помощью магни­тов размешать на поверхности легкие рисунки, чертежи, диаграммы.

Стемоэмажвые доски могут иметь от 1 до 7 рабочих поверхностей (рас. 7.9). быть стационарными. переносными, одного цвета и комби­нированными, а также разных размеров.

Доски с нотным станом предназначены для музыкальных школ и классов пения. Они изготавливаются из анодированного алюминие­вого листа черного цвета с разлиновкой нотного стана.

Для размещения объявлений и разного рода информации исполь­зуются доски объявлений, выполненные из натуральной или искусст-венной пробки, на которых объявления крепятся при помоши обыч­ных канцелярских кнопок.

Существенными являются правильные расстановка оборудования и рассаживание учеников. В зависимости от назначения учебных помеще­ний могут применяться столы ученические (одноместные и двухмес­тные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны вари­анты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться сле­дующие размеры проходов и расстояния:

• между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

• между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;

• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перего­родкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70 см;

• от последних столов до стены (перегородки), противополож­ной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являю­щейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;

• от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100 см;

• от 1-й парты до учебной доски - 2,4-2,7 м;

• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски — 860 см;

• высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см.

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины край­него места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35" для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6-7 лет. Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной доске, большие - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их раз­мера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.