Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ



Наиболее эффективно, с меньшей физиологической стоимос­тью формирование функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков осуществляется при соблюдении ряда гигиеничес­ких требований к содержанию, формам и условиям трудового воспи­тания, обучения и профессионального образования учашихся. К ним относятся следующие физиолого-гигиенические принципы:

| системность в организации и проведении трудового обучения;

I соответствие характера трудовой деятельности и ее построения возрастно-половым особенностям и состоянию здоровья уча­щихся;

I постепенное увеличение физических и других видов нагрузок, оказывающее тренирующее воздействие на организм;

• рациональный режим трудового обучения;

• благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.

В соответствии с теорией функциональных систем П.К. Анохина, прежде всего необходима системность в организации и проведении тру­дового обучения и воспитания. Построение оптимальной функцио­нальной системы трудовой деятельности учащегося невозможно без правильного формирования, воспитания потребностей, в первую очередь потребности в труде. Это должно осуществляться задолго до прихода учащихся в учебные мастерские. Подросткам необходимо дать понятия и о полезном, в том числе и лично для них, результате трудовой деятельности, самом процессе трудового обучения. Без этого невозможен эффективный афферентный синтез. Дети должны свое­временно получить информацию о физиологических сдвигах в орга­низме, которые происходят в процессе работы, признаках утомления и переутомления. Это позволит им более эффективно корригировать свою деятельность в процессе труда, уметь вовремя снизить нагрузки, а в случае необходимости прекратить работу.

Все это должно осуществляться педагогами школы при помощи медицинских работников. Методические приемы большинства этих вопросов достаточно проработаны педагогической наукой и практикой.

Оптимальному формированию у школьников функциональной системы трудовой деятельности способствует один из ведущих физио- лого-гигиенических принципов организации трудового обучения - принцип постепенного увеличения физических нагрузок и усложнения трудо­вых операций.

Для реализации принципа «постепенности» при составлении про­грамм обучения большое внимание уделяется правильному выбору материала, с которым придется работать школьникам. Величинафизи- ческих усилий во многом определяется свойствами обрабатываемого материала, в частности, сопротивляемостью на сжатие и растяжение. Исходя из этого все материалы, которые могут быть использованы в условиях школы, располагаются в следующем порядке: бумага — ткань - картон - глина — пластилин — проволока — фанера — дерево — металл (жесть и мягкое железо).

Цы учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическим возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, кар­тон, пластилин, проволока). Трудовые операции направлены в основ­ном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т.д.). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Обработка более легких материалов позволяет с меньшей физиологи­ческой стоимостью на основе обратной афферентации корригировать ошибки, а повторение этих нетяжелых операций закрепляет правиль­ные навыки, формирует индивидуальные программы конкретных трудовых действий. Предусмотрены также опытные работы на при­школьном участке по вырашиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку прово­дятся иа открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10-12 лет (5-7-е классы) учащиеся получают более основательную общетрудовую подготовку. Они приобретают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамотой; изготовляют несложные полезные изделия для школы. При выборе профиля обучения и характера практических работ для школьников этого возраста отдастся предпочтение работам, связанным с динами­ческими усилиями, которые менее утомительны, чем статические. С этих позиций следует отдавать предпочтение ручной обработке дерева (столярные работы), а не слесарным работам. Для обработки дерева характерны большая амплитуда движений, разнообразные приемы работы, смена поз, перемещение около рабочего места. Слесарныеработы более однообразны, сопровождаются выраженным статичес­ким компонентом, и потому более утомительны. Полностью избежать статических усилий невозможно, поскольку они лежат в основе меха­низма поддержания рабочей позы, однако необходимо стремиться снизить их до минимума.

Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможности девочек в возрасте 10-12 лет уступают возможностям мальчиков. Так, разница в мышечной силе мальчиков и девочек в 12 лет достигает 2,5-3 кг. С возрастом эти различия увеличиваются. Установлено, что физичес­кие возможности 13-14-летних девочек составляют 86% от возмож­ностей мальчиков, в 15-16 лет - 80%, а в 17-18 лет - только 77%. Это послужило основанием для дифференцированного подхода к трудовому обучению с учетом пола и созданию для девочек специальной про­граммы, которой предусматривается более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продуктов питания. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для маль­чиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусмат­ривается раздел сельскохозяйственного труда: участие в массовых сельскохозяйственных работах, работа в ученической производс­твенной бригаде.

Содержание трудового обучения учащихся 8-11-х классов опре­деляется профилем подготовки, наличием учебно-технической базы. С участием гигиенистов подготовлен перечень профессий, по которым организуется подготовка учашихся в общеобразовательных школах. В него включено около 900 профессий, не связанных с тяже­лыми условиями труда и не оказывающих отрицательного влияния на здоровье учащихся. Однако на местах он может дополняться. В этих случаях при их согласовании с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы следует руководствоваться «Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет».

Общественно полезный, производительный труд школьников во » внеучебное время может осуществляться в промышленности, сель­ском хозяйстве, сфере обслуживания, охране природы, работах по благоустройству школы. Степень участия в каждом из этих направ­лений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы, сбору

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.