Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль сектора здравоохранения



Очевидно, что сектор здравоохранения должен играть ведущую роль не только в предоставлении необходимых услуг, но также в акти­визации деятельности других государственных органов. Он может действовать в интересах охраны здоровья, привлекая к участию в этой работе всех, кто имеет возможность оказать поддержку деятельности, направленной на охрану здоровья и развитие детей и подростков.

Сектор здравоохранения может и должен являться движушей силой для осуществления преобразований в деятельности всех госу­дарственных органов. Министерство здравоохранения должно играть важную роль, привлекая внимание других министерств к возмож­ным последствиям их политики для здоровья детей и подростков. Понимание того, как государственная политика в целом влияет на состояние здоровья, помогает уделять особое внимание тем мерам, которые могут способствовать укреплению здоровья и благополучия будущих поколений.

Лица, определяющие политику, располагают широким арсеналом политических средств, таких как законодательные действия, рег­ламентирование, организационные изменения, профессиональная подготовка, разработка учебных программ, общественное просвеще­ние, финансовые меры, распределение бюджетных ассигнований и финансирование с учетом эффективности деятельности, политика в области социального обеспечения, охрана окружающей среды, науч­ные исследования, а также другие. Лица, определяющие политику, нередко фокусируют свое внимание лишь на изменении организа­ционных структур, общественном просвещении, профессиональной подготовке и научных исследованиях. Систематическое выявление и использование широкого круга средств и методов может способс­твовать достижению реального прогресса в кратчайшие сроки и наиболее эффективным образом. Например, увеличение налогов на табачные изделия показало свою высокую эффективность и привело к снижению потребления сигарет в целом ряде стран. Использование законодательных и регулятивных мер, направленных на соблюдение требования использования ремней безопасности, способствовало значительному сокращению дорожно-транспортного травматизма во многих государствах-членах. Несмотря на эти очевидные успехи, лица, определяющие политику, нередко не используют весь арсенал политических средств и методов, имеющихся в их распоряжении, при выработке общей политики в области здравоохранения.

Лица, определяющие политику и планирующие деятельность в области здравоохранения, должны также обеспечить уделение должного внимания в рамках сектора здравоохранения потребнос­тям детей и подростков. Надлежащая медико-санитарная помощь предусматривает не только обеспечение широкого охвата проводи­мыми мероприятиями и предоставление услуг, но также высокое качество этих мер и услуг. Важнейшее значение имеет наличие квалифицированного персонала. При отсутствии людских ресур­сов в необходимом количестве и должной квалификации качество помощи будет снижаться, приводя к отрицательным последствиям для детей.

Органыобшественного здравоохранения, проявляющие искреннее желание осуществлять инвестиции в здоровье и развитие детей и под­ростков, должны обеспечить выполнение следующих требований: • принятие всесторонней стратегии охраны здоровья детей и под­ростков в качестве самостоятельной стратегии или в рамках других стратегий (например, в области здравоохранения или в отношении детей); * наличие четких соглашений о взаимодействии сектора здраво­охранения с другими секторами (например, образования, соци­ального обеспечения, сельского хозяйства) для осуществления деятельности в области здоровья и развития детей и подростков;

• определение эффективности всех аспектов предоставления услуг здравоохранения, способствующих охране здоровья детей и под­ростков;

• укрепление здоровья детей и подростков должно являться одним из конкретных аспектов механизмов обзора и оценки эффектив­ности деятельности сектора здравоохранения;

? проведение «аудита соблюдения принципа справедливости* с тем, чтобы наиболее уязвимые дети и подростки в обществе не были ущемлены при планировании деятельности сектора здраво­охранения и предоставлении услуг (например, доступ к службам, ориентированным на охрану здоровья детей и подростков);

• консультирование с широкой общественностью и молодежью при разработке проекта стратегии.

Роль ВОЗ

Европейское региональное бюро ВОЗ рассматривает охрану здоро­вья детей и подростков в качестве одной из наиболее приоритетных задач. ВОЗ оказывает поддержку государствам-членам в их усилиях, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков. Это включает информационно-пропагандистскую деятельность на самом высоком уровне, как в международном плане, так и на нацио­нальном уровне. Региональное бюро строит свою деятельность на осно­ве существующих международных партнерских связей с Европейским Союзом, учреждениями Организации Объединенных Наций, такими как Детской фонд ООН, Фонд ООН для деятельности в области наро­донаселения, Программа развития ООН и Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД, с Организацией экономического сотрудничества и развития и Всемирным банком, и поощрять межсекторальное сотрудничество на национальном уровне. Оно также работает в тесном сотрудничестве с неправительственны­ми организациями с целью развития скоординированного подхода к охране здоровья детей и подростков.

Европейское региональное бюро ВОЗ стремится оказывать под­держку государствам-членам в следующих областях деятельности:

анализ и разработка всесторонней политики и стратегий охраны здоровья детей и подростков;

наращивание потенциала и оказание поддержки в реализации стратегий охраны здоровья детей и подростков и комплекса мероприятий на национальном и региональном уровнях;

разработка и обеспечение стандартов и руководящих принципов для политики, стратегий, мероприятий и служб охраны здоровья детей и подростков;

оказание технической поддержки в области эпиднадзора, мони­торинга и оценки;

•содействие развитию межсекторального сотрудничества и структур.

Таким образом, Европейская стратегия «Здоровое развитие детей* содержит описание проблем и имеющихся возможностей в облас-ти укрепления нашего самого ценного достояния — здоровья — для важнейших членов общества, каковыми являются дети и подростки. Каждый родитель, каждая семья, каждое сообщество, каждая органи­зация и каждое государство-член располагают возможностями внести максимальный вклад в охрану здоровья будущего поколения, иначе их обязательства в данной области останутся невыполненными. Эти инвестиции носят долгосрочный характер и должны выходить за рамки личных предпочтений или политических позиций, поскольку каждое сообщество и каждая страна смогут получить как положительные, так и отрицательные эффекты, являющиеся непосредственным следстви­ем имеющихся взглядов и приверженности решению данной пробле­мы. Успех станет очевиден лишь после завершения работы; неудача станет явной лишь тогда, когда устранить нанесенный ущерб будет уже слишком поздно. Это — тяжелая обязанность, однако потенциальный выигрыш бесценен. Целью документа является содействие этим уси­лиям путем выявления наиболее актуальных проблем, стоящих перед государствами — членами Европейского региона, имеющихся у них официальных и неофициальных ресурсов, а также наиболее оптималь­ных подходов и источников знаний, используемых для их решения.

9.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Амбулаторно-поликлиническая помощь детям осуществляется детскими поликлиниками (отделениями) по территориальному при­нципу в системе единого медицинского обслуживания детей от 0 до 17 лет включительно. Другие амбулаторно-поликлинические учреж­дения (консультативно-диагностические центры, центры планирова­ния семьи и репродукции, реабилитационные учреждения) решают специальные вопросы охраны здоровья, оказывают консультативную помощь, осуществляют углубленное диагностическое обследование, а при соответствующей базе — лечение и реабилитацию.

Детская городская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи врачам и-педиатрам и участковыми лечебно-профилактичес- кого отделения, врачами — специалистами консультативно-диагнос­тического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медико-социальной помощи,

а татке организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

В области обеспечения профилактики и охраны здоровья детей и подростков детская поликлиника осуществляет:

• динамическое медицинское наблюдение за ростом и развити­ем ребенка, в том числе физическим и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, состоя­щими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социаль­ных услуг;

• профилактические мероприятия по предупреждению и сниже­нию заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболе­ваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;

• проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в том числе работающих подростков;

• врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья;

• медико-социальную подготовку детей к поступлению в образова­тельные учреждения и контроль за течением адаптации;

• медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе;

• выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной рабо­ты в образовательных учреждениях;

• контроль за организацией рационального питания детей ранне­го возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;

• санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формированию здорового образа жизни среди детей, в том числе в образовательных учреждениях и семьях;

• врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;

I медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоров­ления;

' проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники, которых подлежат предварительным ипериодическим медицинским осмотрам;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, включая вакцинопрофилактику в установленном порядке;

• оказание медико-социальной и психологической помоши детям и семьям, имеющим детей;

• внедрение новых профилактических, диагностических и лечеб­ных технологий;

• анализ работы поликлиники, в том числе анализ эффективности диспансерного наблюдения.

В системе непрерывного медицинского наблюдения участковому педиатру отводится ведущая, координирующая роль, он в полной мере отвечает за своевременность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

В детской поликлинике функционируют лечебно-профилакти­ческое (педиатрическое) отделение, консультативно-диагностическое отделение, отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, отделения медико- социальной помощи, восстановительного лечения и другие, включая параклинические и вспомогательные службы.

Лечебно-профи.шктическое (педиатрическое) отделение осуществляет амбулаторный прием и оказание помощи на дому всем детям от 0 до 17 лет включительно по поводу острых и обострения хронических забо­леваний; диспансерное наблюдение; профилактическую работу среди работающих подростков; оценку состояния здоровья подростка, его социальных возможностей на основе медицинской, социальной, педагогической информации о нем; разработку программ профилак­тики расстройств соматического, репродуктивного, психического здоровья, медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоров­ления, реабилитации; контроль своевременности, объема, качества и эффективности медицинской помоши.

Специализированная помощь усиливается приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андро- логия, консультирование по профилактике заболеваний, передающих­ся половым путем, нежелательной беременности у подростков и др.).

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает организацию медицинс­кой помощи и профилактической работы среди детей и подростков в образовательных учреждениях общего и коррекционного типа.

интернатах и учреждениях начального и среднего профессионального образования; взаимодействие с военкоматами по постановке подрос­тков на первичный воинский учет и подготовке к призыву в армию; обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультиро­ванию и профориентации.

Все общеобразовательные учреждения должны быть укомплекто­ваны квалифицированными кадрами средних медицинских работни­ков, врачей-педиатров.

Основной целью медицинского обеспечения детей в образователь­ных учреждениях является сохранение и укрепление физического и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни населения (в том числе медицинской актив­ности).

Задачами медицинского обеспечения в образовательных учрежде­ниях является:

1) выявление и профилактика факторов риска развития заболе­ваний (значительные учебные нагрузки, низкая двигательная актив­ность, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранняя сексуальная жизнь, социальное неблагополучие в семье);

2)проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

3) гигиеническое обучение детей, педагогов и родителей, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;

4) проведение профилактических мероприятий по предупрежде­нию и снижению заболеваемости, в том числе организация вакци- нопрофилактики:

5) организация профилактических медицинских осмотров (дина­мическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка) и диспансерного наблюдения детей, контроль (совместно с участковым педиатром) за медицинской подготовкой юношей к военной службе;

6) оздоровление детей со школьно обусловленными отклонениями в здоровье (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР- органов, невротические расстройства и расстройства органов пищева­рения и сердечно-сосудистой системы);

7) взаимодействие с педагогами и психологами образовательных учреждений, с родителями учащихся по предупреждению заболева­ний и оздоровлению детей и подростков; медицинская профориентация;

8) обеспечение готовности и оказание при необходимости экстрен­ной медицинской помощи.

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях осуществляется с использованием следующих технологий работы:

• доврачебные скрининг-обследования и педиатрические осмотры;

• комплексные (с участием врачей-специалистов) профилактичес­кие врачебные осмотры обучающихся и воспитанников в декре­тированные сроки;

• анализ результатов осмотров детей и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей с выявлен­ными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства;

• контроль за условиями обучения и воспитания;

• организация рационального питания, в том числе обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями обмена веществ;

• контроль за работой пищеблока образовательного учреждения;

• контроль за организацией трудового обучения;

• контроль за организацией физического воспитания, в том числе медицинский контроль за состоянием здоровья детей, участвующих в спортивных соревнованиях и туристических походах;

• оздоровление учащихся с хроническими заболеваниями J10P- органов и верхних дыхательных путей;

• оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата;

• оздоровление детей с нарушениями зрения;

• оздоровление детей с невротическими расстройствами;

• оздоровление детей с функциональными нарушениями и хрони­ческими заболеваниями органов пищеварения и расстройствами обмена веществ;

• гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, про­ведение санитарно-просветительской работы для родителей и педагогов;

• индивидуальный подбор (совместно с психологом) профессий и специальностей в соответствии с интересами и способностями учащихся и их состоянием здоровья;

• обучение персонала образовательных учреждений основам экс-тренной доврачебной помоши.

Отделение медико-социальной помощи выявляет факторы индивиду­ального и семейного медико-социального риска, осуществляет меди- ко-психологическую помощь, гигиеническое воспитание, правовую помощь.

При достижении подростками 18 лет они передаются из детских амбулаторно-поликлинических учреждений под наблюдение амбу- латорно-поликлинических учреждений общей сети. Передача детей подросткового возраста, состоящих на диспансерном учете, осущест­вляется очно, комиссионно. Амбулаторные карты здоровых подрост­ков передаются заочно.

Нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педа- гогические задачи комплексных профилактических медицинских осмотров детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Под комплексным профилактическим медицинским осмотром пони­мается осмотр детей, посещающих образовательное учреждение, педиат­ром и врачами-специалистами: хирургом/ортопедом, детским невроло­гом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (детей дошкольного возраста), детским гинекологом или урологом-андроло- гом (подростков), а также проведение лабораторно-инструментально- го обследования, регламентированного Минздравсоцразвития России. Бригада врачей-специалистов формируется из сотрудников детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения.

Каждый ребенок за период с 3 до 18 лет должен быть осмотрен вра- чами-специалистами при профилактических осмотрах 10 раз.

L Периодичность комплексных профилактических осмотров детей и подростков (для целей мониторинга состояния здоровья): осмотры должны проводиться:

• в 3 года (или при поступлении в ДОУ);

• за год до поступления в школу (в 5—6 лет);

• перед поступлением в школу (в 6—7 лет);

• в конце 1-го класса (в 7—8 лет);

• в конце 3-го класса (в 9—10 лет, препубертатный период);

• в 5-м классе (в 11-12 лет) при переходе к предметному обучению, в начале пубертатного периода);

• в 7-м классе (в 13-14 лет) в связи с тем, что в этот период у боль­шинства девочек формируется менструальный цикл;

• в 9-м классе (в 15-16 лет) в период окончания основной школы;

• в 10-м классе (в 16—17 лет);

• в 11-м классе (в 17—18 лет).

Наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами, в те возрастные периоды, когда они не проводятся, 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом—педиатром, работающим в образовательном учреждении.

Профилактические осмотры детей лучше всего организовать в каждом образовательном учреждении во 2-й половине учебного года, приблизительно в одно и тоже время.

Профилактические осмотры проводятся в 3 этапа и состоят в сле­дующем.

LОсмотр ребенка в возрасте 3лет и/или перед поступлением в ДОУ

1- й этан — доврачебный — проводится на основе программы скри­нинг-тестирования медицинской сестрой и включает: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрию (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); лабораторное обследование (анализы крови, мочи, кала на яйиа глистов).

2- й этан — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирур­гом-ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, сто­матологом, логопедом).

3- i этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликли­ники или стационара).

Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического разви­тия, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, реко­мендации по режиму дня и питанию, дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

П.Осмотр за год до поступления в школу.

1-й этап — доврачебный — программа скрининг-тестирования осу­ществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.

В доврачебный этап включены: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрия (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); оценка: состояния осанки, стопы (по плантограмме), остроты зрения, возрастной рефракции (по тесту Малиновского), остроты слуха, силы сжатия кисти (по показателям ди иамометри и веду щей ру к и); л аборатор- ное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест- полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники).

2- й этап — врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирур­гом / ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, сто­матологом, логопедом).

3- й этап — специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликли­ники или стационара).

Для определения функциональной готовности ребенка к началу подготовки к обучению в школе в осмотре участвуют педагог и пси­холог.

Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического раз­вития, оценку физической подготовленности, оценку нервно-психи- ческого развития, группу здоровья, рекомендации по дальнейшему режиму дня и питанию, наблюдению и лечению ребенка.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.