Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вклад Мудрова М.Я., Доброславина А.П., Эрисмана Ф.Ф. и других выдающихся учёных в формирование гигиены как науки



Гигиена и санитария, определения, соотношение и взаимодействие, история развития.

 

Гигиена - область профилактической медицины, изучающая влияние условий жизни (быта, труда, учёбы и т.д.) на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни чела, а также разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и активного долголетия.

 

Санитария - система гигиенических мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, предупреждение заболеваний, оздоровление условий жизни. Sanitas - лат.–здоровье.

 

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

 

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Гигиена включает разделы:

1. Коммунальная гигиена - изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населённых мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания. Имеет подразделы: гигиена воздушной среды, климат и акклиматизация, гигиена воды, почвы.

2. Гигиены питания - изучает влияние на организм пищевых веществ и рационов, разрабатывает оптимальные соотношения пищевых веществ в зависимости oт условий труда и быта и меры профилактики алиментарных заболеваний.

3. Гигиена труда - изучает производственную деятельность человека и условия труда с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает рекомендации по предупреждению профессиональных заболеваний.

4. Гигиена детей и подростков - изучает влияние различных факторов на растущий организм и разрабатывает мероприятия, обеспечивающие полноценное физическое и умственное развитие детей.

5. Радиационная гигиена - изучает действие радиоактивных веществ и ионизирующей радиации, как факторов производственной среды, на организм работающих и разрабатывает мероприятия по противорадиационной защите.

6. Общая гигиена - раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

 

Цель гигиены

1. Как науки - оценить природу фактора, степень вредности (или пользы) его воздействия на органы и системы организма, а также время, через которое может проявиться благоприятное или неблагоприятное действие фактора.

2. Как научно-практической дисциплины - принимать участие в решении вопросов развития народного хозяйства путём выработки и научного обоснования конкретных рекомендаций. По своей природе гигиена — наука предупредительная, главная ее задача — предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

 

Задачи гигиены

1. Создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда;

2. разработка санитарного законодательства;

3. разработка гигиенических нормативов;

4. обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

5. охрана здоровья детей и подростков;

6. участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода;

7. научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора.

 

Методы гигиены.Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

 

История

Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприяти­ях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболева­ний и борьбы с ними, физической культуры и т.д. Девиз "лучше предупреж­дать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.

 

Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом в трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ да­ет систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупрежде­нии болезней. У древних римлян были крупные водопроводы, купальни и бани.

 

Период средних веков характеризуется полным упадком личной и обще­ственной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.

 

По мнению Ави­ценны питание должно учитывать время года, температуру, физическое со­стояние человека, его эмоциональный настрой. Ибн Сина считал необходи­мым уход за жильем, высказал мысль о том, что заболевания могут переда­ваться с пищей и водой.

 

Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.

 

1. Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.

2. Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков.

3. В XVII-XVIII веке итальянец Ромацини - «Влияние факторов внешней среды на организм 70 профессий ремесленников».

3.Петтенкофер - основоположник экспериментальной гигиены.

3.Русские гигиенисты - Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин

4. Белорусские гигиенисты: З.К.Могилевчик, П.В.Остапеня.

4.

Вклад Мудрова М.Я., Доброславина А.П., Эрисмана Ф.Ф. и других выдающихся учёных в формирование гигиены как науки.

 

Особую роль в развитии гигиены в России сыграл М.В.Ломоносов. По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет. Ведущее место при­надлежало университету также и в определении прогрессивных направлений в отечественной медицине. М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлур­гии или рудных дел» не только осветил вопросы организации труда и отдыха рудокопов, их рациональной одежды, удаления подземных вод, но и создал оригинальную теорию естественной вентиляции шахт.

 

Для формирования школьной гигиены большое значение имел и другой известный труд М.В. Ломоносова — «Рассуждение о размножении и сохране­нии российского народа».

 

По инициативе М.В. Ломоносова в 1765г. при Московском университете был открыт медицинский факультет, что обосновывалось потребностью «в до­статочном количестве докторов и аптек с лекарствами».

 

Важная роль в развитии гигиены принадлежит основоположнику отечественной медицины — М.Я. Мудрову, который разработал систему гигие­нических мероприятий по предупреждению болезней. В 1808 г. М.Я. Мудров впервые стал читать в университете курс лекции «0 гигиене и болезнях обыкновенных в дей­ствующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях «наиболее бывающих». Он указал, что гигиена должна базироваться на достижениях физиологии, физики и химии. Актовая речь М.Я. Мудрова обратила внима­ние правительства на необходимость соответ­ствующей постановки лечебного и санитарно­го дела в армии и изменения отношения к вра­чам в армии. М.Я. Мудров предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания в университетах и особенно в Медико- хирургической академии и в военных училищах. Под влиянием идей М.Я. Мудрова в 1813 г. в Петербурге была издана «Карманная книга военной гигиены, или замечания о сохранении здоровья русских солдат» доктора Энегольма, а затем книга Клайдовича «О сохранении здоровья, или краткие пра­вила гигиены». М.Я. Мудрову мы обязаны тем, что с начала XIX в. русские врачи пошли своим путем в науке, в преподавании гигиены.

 

Основоположники отечественной клинической медицины (Пирогов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов и др.) были сторонниками про­филактической медицины и считали гигиену важнейшей отраслью медицин­ских знаний в борьбе за здоровье населения.

 

А.П. Доброславин был первым русским про­фессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской ака­демии в Петербурге, создателем эксперимен­тального направления в гигиене. Благодаря А.П. Доброславину кафедра военной гигиены стала в России центром научно-гигиенической мысли. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил эксперимен­тальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

 

Будучи консультантом по многим вопросам санитарной практики, А.П. Доб­рославин в значительной степени способствовал развитию санитарной экс­пертизы как одного из основных разделов работы гигиениста. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохране­ния» были первыми обстоятельными учебниками. Доброславин впервые организовал мед. журнал «Здоровье», написал первый учебник по гигиене).

 

Основоположником общественного направ­ления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Эрисман в Москве организовал лабораторию по исследованию пищевых продуктов, предложил конструкцию школьной парты, установил роль освещённости в развитии близорукости у детей школьного возраста.

 

Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естествен­ные и социальные науки. В 1869 г. он приехал в Петербург, где практи­ковал как окулист. Написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

 

Составил общую сводку по санитарным исследованиям фабрично-заводских предприятий Московской губернии. Эрисман был членом правле­ния общества русских врачей в память Пирогова, активным участником съездов, неоднократно избирался пред­седателем.

 

В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень докто­ра медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

 

Ученики и последователи Доброславина и Эрисмана много сде­лали для развития санитарного дела и гигиенической науки. Имена санитар­ных врачей, работавших в Московской и других губерниях, Осипова, Погожева, Дементьева, Соколова, Молькова, Никитина вошли в историю как имена основоположников санитарного дела.

Роль виднейших деятелей гигиенической науки и санитарного дела А.Н. Сысина, А.Н. Марзеева, Ф.Г. Кроткова, С.Н. Черкинского, С.И. Каплуна, И.Н. Шатерникова, А.В. Молькова в развитии гигиены.

 

Г.В. Хлопин - ученик Эрисмана, организовал кафедру гигиены в Ленинградском санитарно- гигиеническом медицинском институте, высшем учебном заведении, которое долгие годы готовило санитарных врачей и эпидемиологов для всего Советского Союза. Выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболева­ний, санитарно-химической защите и др.

 

А.Н. Сысин - коммунальная гигиена, дезинфекционное депо, первое Санитарное Законодательство страны, автор первых советских учебников «Курс дезинфекции и дератизации», «Общая гигиена».

Работал начальником губернского санитарно­го бюро в Нижнем Новгороде, в 1913 г. был избран городским санитарным вра­чом Москвы, руководил военно-санитарной службой Московского городского управления. В 1918 г. он занимает должность заве­дующего санитарно-эпидемиологическим отделом Наркомздрава РСФСР и ста­новится ближайшим помощником и соратником Н.А. Семашко и З.П. Соловьева.

 

Исклю­чительно велика роль Сысина в развитии советской гигиенической науки в период его работы в качестве заведующего кафедрой ги­гиены МГУ, а затем заведующе­го кафедрой коммунальной гигиены Централь­ного института усовершенствования врачей. Под его непосредственным руководством изу­чались вопросы гигиены атмосферного возду­ха, водоснабжения, планировки и благоустрой­ства городов и рабочих поселков, больничной гигиены, акклиматизации и др.

 

А.Н. Марзеев - возглавлял санитарную службу Украины, автор учебников «Основы коммунальной гигиены, «Коммунальная гигиена».

 

С.Н.Черкинский - руководитель работ по санитарной охране водоёмов, санитарной токсикологии. Черкинский разработал методическую схему гигиенического изучения влияния поступающих в водоемы вредных веществ на условия жиз­ни и здоровья населения.

 

С.И. Каплун - зав. кафедрой гигиены труда Московского медицинского института, автор Законодательства по охране труда, издал руководство по гигиене труда.

 

И.Н. Шатерников - обоснование пищевых рационов, соавтор первых норм питания, возглавлял работы по стандартизации качества продуктов, санитарному надзору за предприятиями общественного питания.

 

А.В. Мольков организовал кафедру школьной гигиены в Московском медицинском институте, под его руководством разработаны первые стандарты физического развития, нор-мы строительства детских учреждений и др. Он создал школу советских научных работников и препо­давателей гигиены детей и подростков. В результате были раз­работаны многочисленные возрастно-половые стандарты физического разви­тия, основанные на них шкалы, позволяющие оценивать физическое развитие детей. Большое внимание было уделено разработке режима дня школьника, гигиеническому обоснованию санитарных норм строительства детских учреж­дений и ряду других вопросов.

 

Большое значение в развитии радиационной гигиены как науки и предмета преподавания имели труды Кроткова, который организовал первую самостоятельную кафедру радиационной гигиены в Москве. Ка­федра подготовила большое число специалистов по радиационной гигиене, выполнила множество научных исследований и стала одним из ведущих научно-методических центров страны по радиационной гигиене. Кротков постоянно представлял Россию на различных международных симпозиу­мах по вопросам радиационной гигиены.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.