Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. Это мое собственное описание испытания ужаса, и для меня





Это мое собственное описание испытания ужаса, и для меня

оно и по сей день остается самым убедительным свидетельством

сокрушительного воздействия эмоционального дистресса на

ясность ума. Теперь я понимаю, что мое испытание явилось

скорее всего свидетельством способности эмоционального моз­

га одолеть и даже парализовать думающий мозг.

Тот факт, что эмоциональные расстройства имеют свойство

вмешиваться в ментальную жизнь, не новость для преподава­

телей. Студенты, по той или иной причине встревоженные,

раздраженные или подавленные, не усваивают знания, алюди,

оказавшиеся во власти таких состояний, не воспринимают ин­

формацию должным образом или не способны полностью ее

переработать. Как мы узнаём из Главы 5, мощные негативные

эмоции переключают внимание на то, что собственно их и вы­

зывает, мешая сосредоточиться на чем-то другом. В самом деле,

одним из признаков того, что чувства, изменив направление,

перешли в область патологии, служит то, что они становятся

столь навязчивыми, что подавляют остальные мысли, посто­

янно саботируя попытки уделить внимание любой другой на­

сущной задаче. У человека, переживающего мучительный раз­

вод, или у ребенка, чьи родители разводятся, ум надолго не за­

держивается на относительно тривиальном распорядке рабо­

чего или учебного дня; у страдающих клинической формой

депрессии жалость к самим себе и отчаяние, безнадежность и

беспомощность перекрывают все другие мысли.

Когда эмоции преобладают над концентрацией, в первую

очередь отказывает в работе «ментальная емкость», то, что уче-

ные-когнитивисты называют рабочей памятью, иначе говоря,

способность держать в голове всю информацию, имеющую от­

ношение к решаемой задаче. Информация, которая содержит­

ся в рабочей памяти, может быть очень простой, как, напри­

мер, цифры, составляющие телефонный номер, или чрезвычай­

но сложной, как замысловатые сюжетные линии, которые пи­

сатель всячески пытается сплести воедино. В ментальной жизни

на рабочую память возложена административная функция, ко­

торая обеспечивает протекание всех других интеллектуальных

процессов — от высказывания фразы до осмысливания слож­

ного логического суждения. Роль рабочей памяти исполняет

5*


 


 

Дэниел Гоулман


 

предлобная зона коры головного мозга, и там же, как вы знае­

те, сходятся чувства и эмоции. Если лимбическая схема, близ­

кая к предлобной зоне коры головного мозга, находится под

властью эмоционального дистресса, одним из последствий ста­

новится потеря в эффективности рабочей памяти: мы не спо­

собны собраться с мыслями, как я имел возможность убедить­

ся на том страшном экзамене по математике.

А теперь давайте рассмотрим роль позитивной мотивации,

то есть управления чувствами энтузиазма, рвения и увереннос­

ти в себе, в достижении успеха. Исследования, проведенные при

участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового клас­

са и шахматных гроссмейстеров, показали, что всех их объеди­

няет одна общая черта — способность находить для себя сти­

мул неотступно следовать определенному режиму тренировоч­

ных занятий. И при постоянном увеличении степени совершен­

ства, которое необходимо, чтобы оставаться исполнителем

мирового уровня, эти суровые тренировки надо начинать все в

более раннем детстве. На проходивших в рамках Олимпийских

игр 1992 года соревнованиях по прыжкам в воду участвовала

команда китайских ныряльщиков в возрасте 12 лет, за свою

жизнь потративших на тренировки столько же времени, сколь­

ко члены американской команды, которым было немного за

двадцать, только китайские спортсмены начали тренироваться

в суровом режиме уже с четырех лет. Аналогичным образом

виртуозные скрипачи двадцатого столетия приступали к заня­

тиям в пять лет, а чемпионы игры в шахматы международного

класса впервые сели за шахматную доску в среднем в семилет­

нем возрасте, те же, кто начинал в десять лет, не поднялись

выше уровня национальной знаменитости. Более раннее нача­

ло обеспечивает преимущество с точки зрения продолжитель­

ности жизни: добившиеся наибольших успехов студенты-скри­

пачи лучшего музыкального училища в Берлине, которым едва

исполнилось двадцать лет, практиковались в игре на скрипке в

общей сложности в течение десяти тысяч часов, тогда как сту­

денты второго уровня посвящали этому занятию в среднем око­

ло семи с половиной тысяч часов.

Что, видимо, отличает тех, кто достиг высшей ступени в

основанных на соревновании занятиях, от других людей с при-


 

Эмоциональный интеллект


 


мерно равными способностями, так это то, до какой степени

они, рано начав заниматься, на протяжении многих лет могут

соблюдать заведенный порядок изнурительных практических

занятий. И это упорство зависит от эмоциональных особенно­

стей человека — и прежде всего от энтузиазма и стойкости пе­

ред лицом неудач.

Какой добавочный выигрыш в борьбе за достижение успе­

ха в жизни дает — помимо врожденных способностей — моти­

вация, можно понять по замечательной работоспособности,

демонстрируемой студентами-азиатами в американских шко­

лах. Тщательный анализ данных говорит о том, что средний

коэффициент умственного развития американских детей ази­

атского происхождения всего лишь на два-три балла превыша­

ет этот показатель для белых детей. И все же, если проводить

сравнение на базе таких профессий, как юриспруденция и ме­

дицина, в которых специализируются многие американцы

азиатского происхождения, они как группа ведут себя так, как

если бы их коэффициент умственного развития был намного

выше, то есть эквивалентен коэффициенту умственного раз­

вития, равному ПО у американцев японского происхождения

и 120 у американцев китайского происхождения. Причина, по-

видимому, заключается в том, что уже с самых младших клас­

сов школы азиатские дети занимаются усерднее, чем белые.

Сенфорд Доренбуш, социолог из Стэнфордского университе­

та, наблюдая более чем за десятью тысячами учащихся средней

школы, обнаружил, что американцы азиатского происхожде­

ния тратят на выполнение домашних заданий на 40 процентов

времени больше, чем остальные ученики. «В то время как боль­

шинство американских родителей готовы признавать, что их

ребенок слаб в некоторых областях, и подчеркивать его силь­

ные стороны, азиаты занимают такую позицию: если ты недо­

статочно хорошо справляешься с учебой, будешь заниматься до

поздней ночи, а если это не поможет, встанешь пораньше и

будешь учить уроки утром. Они считают, что любой ребенок

может отлично успевать в школе, если будет прикладывать над­

лежащие усилия». Короче говоря, сильные этические принци­

пы труда, характерные для их культуры, преобразуются в выс­

шую мотивацию и упорство — в эмоциональное преимущество.


 


 

Дэниел Гоулллан


 

До какой степени наши эмоции служат помехой или уси­

ливают нашу способность думать и планировать, упорно зани­

маться ради какой-то отдаленной цели, решать проблемы и тому

подобное, до такой степени они и устанавливают пределы на­

шей возможности пользоваться врожденными умственными

способностями и, следовательно, определяют, как мы посту­

паем в жизни. И до какой степени мы в том, чем занимаемся,

руководствуемся чувством энтузиазма и удовольствия или даже

оптимальным беспокойством, до такой степени они побужда­

ют нас к достижению. Именно в этом смысле эмоциональный

ум и представляет собой главную одаренность, способность так

глубоко влиять на все остальные способности, либо помогая,

либо мешая им.

 

 

Контроль побуждений: тест с зефиром

 

Представьте себе, что вам четыре года и некто делает вам

такое предложение: если вы подождете, пока он сбегает по делу

и выполнит данное ему поручение, то он угостит вас двумя зе-

фиринами, а если вы не сможете ждать, то получите только одну,

но прямо сейчас. Это, конечно, серьезное испытание для чело­

века, которому едва исполнилось четыре года, микрокосм веч­

ной битвы между побуждением и сдерживанием, подсознани­

ем и эго, желанием и самоконтролем, удовольствием и отсроч­

кой. Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показатель­

ным критерием, который быстро раскроет не только.его

характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который

ему предстоит пройти.

Вероятно, нет более важного с психологической точки зре­

ния навыка, чем умение не поддаваться побуждению. В нем

состоит суть полного эмоционального самоконтроля, поскольку

все эмоции по самой своей природе имеют результатом то или

иное побуждение к действию. Помните, что главное значение

слова «эмоция» — это «побуждать». Способность сопротивлять­

ся такому импульсу к действию, подавлять зарождающееся

стремление к действию, вероятнее всего, реализуется на уров­

не мозговой функции посредством торможения (или подавле-


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.