Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поиски аффектов, побуждений и отношений



 

В общем, наиболее стоящим в попытках раскрыть неосознанные источники реакции переноса оказывается исследование аффектов и побуждений, связанных с ни­ми. Вопрос, который мы задаем нашим пациентам, мо­жет быть сформулирован так: «Когда и в связи с чем было у вас это чувство или побуждение раньше?» Сход­ный вопрос: «Что происходит с вами, когда вы позво­ляете своим мыслям следовать за этими чувствами или побуждениями»? Иногда мы не должны задавать па­циенту именно такие вопросы; мы их задаем своим молчанием, спонтанные ассоциации пациента дают нам ответ. В начале анализа мы обычно задаем такие воп­росы, позже пациент задает их себе сам, хотя бы и молча.

Я бы хотел проиллюстрировать эти положения не­сколькими простыми примерами. В начале своего ана­лиза профессор X.* признается, что он пропускает оп­ределенные ассоциации, потому что боится, что я буду критиковать его. На самом деле он мог даже предста­вить, как я высмеиваю его. Он не мог вынести этой мысли; он страшно не хотел быть униженным. После того, как он некоторое время помолчал, я спросил его: «Когда это случилось с вами раньше?» Пациент отве­тил: «Когда я был ребенком, моя мать, бывало, про­делывала это. Она была ужасной дразнилой и насла­ждалась моими мучениями, высмеивая мои недостатки». Он все продолжал и продолжал. В конце сеанса я сде­лал интерпретацию: «Итак, вы опускали некоторые мысли, которые приходили вам в голову здесь, со мной, потому что вы боялись, что я могу дразнить вас так же, как делала это ваша мать». После паузы пациент отве­тил: «Да, я полагаю, что это так, хотя теперь это кажет­ся глупым». Тот же пациент, годом позже, имел сеанс, который

__________

 

* См. секции 2.64, 2.652, 3.412.

 

– 369 –

 

можно кратко описать так: он опоздал на сеанс на не­сколько минут, и хотел бы знать, означает ли это что-нибудь. И, лежа на кушетке, он вздохнул и сказал, что анализ последнее время кажется ему тяжелым бре­менем. Он послушно пришел сегодня, но без всякого чувства или ожидания удовольствия. Когда я был в от­пуске, ему было хорошо; он, кажется, вел значительно более свободную сексуальную жизнь со своей женой. Но, поскольку я вернулся, вернулись и его анальные желания, а также побуждения к мастурбации. Его бес­покоит состояние здоровья отца, который написал, что у него обостряется геморрой. Его отец всегда беспо­коился по поводу его прямой кишки. Он всегда предпо­читал измерять детям температуру ректально. Недавно пациент испытал искушение ввести свой палец в пря­мую кишку жены во время любовной игры. Он не сде­лал этого, потому что не хотел рассказывать мне об этом, а был бы вынужден, хотя и подозревает, что мне могло бы понравиться услышать такое. Возможно, что я бы отбросил такой материал, а может быть, он прое­цирует.

Я интерпретировал это для пациента таким образом, что он, кажется, чувствует, что я мог бы наслаждаться его анальной активностью, как делал его отец. Пациент ответил, что он часто думает обо мне, когда делает что-то, доставляющее ему анальное удовольствие. Он даже предполагает, что неохотно шел на сеанс потому, что, поскольку я вернулся, у него будет гораздо больше мыслей и побуждений, связанных с его анусом, и у него такое впечатление, что у него есть какие-то гомосек­суальные стремления.

Следует заметить, что в первом примере я был вы­нужден проследить аффект, задавая пациенту прямой вопрос. Во втором примере пациент спонтанно ассоции­ровал возвращение своих анальных желаний и возвра­щение своего аналитика с анальными интересами своего отца. Это было так, как будто он молча задал себе те вопросы, которые я задавал ему раньше.

Раскрытие отношения переноса может быть просле­жено аналогично тому, как я описывал это для аффек­тов и побуждений. Мы должны, следовательно, пытать­ся распутать скрытую историю того, когда и как такие отношения, как пассивность, покорность, презрение и

 

– 370 –

 

т. д., возникли в жизни пациента. Вообще, более трудно раскрывать материал по отношениям, потому что они слишком часто Эго-синтоничны. Прежде чем мы смо­жем ожидать от пациента продуцирования значимой информации в его ассоциациях, необходимо сделать данное отношение чуждым Эго.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.