Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В силу ст. 112 ИК на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Решения, принятые в порядке обязательного референдума, об-падают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми любыми государственными органами. Решение, приня-юе таким референдумом, может быть изменено или отменено noli юрным народным голосованием.
Консультативный референдум позволяет выяснить мнение граждан по тому или иному вопросу. Решение консультативного референдума имеет рекомендательный характер для органов государст-пенной власти и управления.
Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо изменения и дополнения к действующей. Предметом законодательного референдума является принятие проекта нового закона или принятие изменений и дополнений к уже действующему закону, либо их отмена.
Существуют и другие, более подробные классификации референдумов.
Помимо Избирательного кодекса, регулирующего отношения по поводу подготовки и проведения референдума, в Республике Беларусь действует Закон от 2 февраля 1988 г. «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь».
Основное различие между референдумом и всенародным обсуждением состоит в том, что при проведении референдума участвует больше населения, - граждане, обладающие избирательным правом, и они могут выразить свое мнение по тому или иному вопросу тайным голосованием «за» или «против» как при обязательном, так и при консультативном референдуме.
При всенародном обсуждении тех или иных вопросов все про исходит несколько иначе. В нем участвует не все население, а толь ко отдельные группы граждан. Проекты законов, другие вопросы, вынесенные на народное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях местных Советов депутатов, собраниях трудовых коллективов, нл собраниях граждан по месту жительства, в печати, по телевидению, радио и другими способами.
Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным на народное обсуждение, непосредственно в государственные органы, инициировавшие их. При обсуждении граждане не участвуют непосредственно в голосовании, они высказывают лишь свои замечания и вносят предложения по проекту закона, иному вопросу, которые рассматриваются и учитываются при доработке проекта соответствующими государственными органами.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях (юльшинством голосов от полного состава каждой из палат, и вно-i ится Президенту Республики Беларусь.
Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. 1 раждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее .10 тыс. граждан от каждой из областей и города Минск.
В силу ст. 114 ИК в случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образует-i я группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени пред-с i авляющих граждан от каждой области и города Минск.
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с (аявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию.
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативной группы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее состава избираются председатель группы, а также координаторы по областям и городу Минску.
Выносимый на республиканский референдум вопрос (npoeKi решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Фор мулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на референ дум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проект решения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Респуб лики Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной комиссией.
После регистрации инициативной группы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума (далее - подписной лист), а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения.
Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан
осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведение референдума использование средств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается.
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изложение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражданина представить для ознакомления полный текст решения (законопроекта), предлагаемого на референдум.
В подписной лист могут быть включены только подписи граждан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе города.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддерживающего предложение о проведении референдума. Данные о гражданине вно-
сятся в подписной лист рукописным способом. Гражданин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.
Гражданинимеет право подписаться вподдержку предложения опроведении референдума только один раз.
Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии руководителя либо заместителя руководителя местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью этого органа. На каждом подписном листе производится запись об общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения подписи в подписном листе, а также использование противоправных форм сбора подписей запрещается.
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в подписных листах, представленных в органы, указанные в ч. 1 с г. 116 ИК, а также признание недостоверными подписей граждан проводятся в порядке, предусмотренном ч. 13 и 14 ст. 61 ИК. Недостоверными считаются также подписи граждан, собранные до регистрации инициативной группы.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же гражданина достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей граждан составит более 15 % от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 % подписей от количества подписей в подписных листах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответствующий районный, городской исполнительный комитет, районную администрацию в городе.
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 % от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районным, городским исполнительным комитетом, районной администрацией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей в районе, городе, районе в городе.
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в поддержку инициативы о проведении республиканского референдума принимается решение соответствующего районного, городского исполнительного комитета, районной администрации в городе, которое направляется соответственно в областной, Минский городской исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; количество подписей, достоверность которых проверялась; количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными.
Подписные листы должны находиться на хранении в соответствующих районных, городских исполнительных комитетах, районных администрациях в городах.
Областной, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок может также проверить досто-
верность подписей граждан в подписных листах. На основании решений районных, городских исполнительных комитетов, районных администраций в городах об установлении количества граждан, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку инициа тивы о проведении референдума, и результатов проведенных обла стным, Минским городским исполнительным комитетом проверок достоверности подписей граждан в подписных листах областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются данные, предусмотренные ч. 6 ст. 116 ИК. Копия решения передается координатору инициативной группы.
После принятия решений областными и Минским городским исполнительными комитетами инициативная группа составляет заключительный акт о сборе подписей и представляет его в Центральную комиссию.
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передает Президенту Республики Беларусь.
Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через 3 года после проведения референдума по этому вопросу.
Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.
Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.
В силу ст. 125 ИК реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме, если иное не установлено главой 25 ИК.
Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Документы о проведении местного референдума, представлен ные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным орга ном на заключение в соответствующий областной, Минский город ской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, вы носимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы.
Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующего областного, Минского городского органа юстиции и состав инициативной группы регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.
В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы - соответству ющие удостоверения.
Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.
В силу ст. 127 ИК решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.
Местный Совет депутатов, принимая решение о назначении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум.
Решение местного Совета депутатов о назначении референдума публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.
Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
В силу ст. 128 ИК подготовка и проведение референдума на территории области, города, района, района в городе, поселка, сельсовета осуществляются соответствующими комиссиями по референдуму, образованными в соответствии со ст. 34-37 ИК.
16.4. Голосование и подведение итогов референдума
В силу ст. 118 ИК в бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования и последовательно нумеруются. Если предлагаются альтернативные проекты решения (закона) по одному и тому же вопросу или альтернативные варианты какой-либо нормы проекта решения (закона), они также последовательно нумеруются.
При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия может принять решение о публикации в печати текстов проекта закона, выносимого на референдум, и действующего закона, который предлагается отменить, изменить или дополнить. Указанные
тексты должны находиться в помещении каждого участка для голосования для всеобщего ознакомления.
В случае проведения одновременно республиканского и мое i -ного референдумов бюллетени для голосования, используемые в каждом из них, должны различаться по цвету или иметь отличительный знак.
Бюллетени для голосования печатаются на белорусском или русском языке. Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии по референдуму.
Участковые комиссии по референдуму обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за 7 дней до референдума.
В силу ст. 119 ИК результаты референдума в районах, городах, районах в городах устанавливаются на заседаниях районных, городских, районных в городах комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами соответствующей комиссии по референдуму и передается немедленно, но не позднее чем через два дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секретарем комиссии в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму и в органы, образовавшие комиссию, для информации. Районные комиссии по референдуму в городах областного подчинения с районным делением передают протоколы в соответствующие городские комиссии по референдуму, которые устанавливают результаты референдума по городу и немедленно представляют протоколы в соответствующие областные комиссии и в органы, образовавшие комиссию, для информации. К протоколу, направляемому в областную, Минскую городскую комиссию по референдуму, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
В случае обнаружения органами, образовавшими комиссию, нарушений требований ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в вышестоящую комиссию по референдуму или Центральную комиссию.
Результаты референдума в областях, городе Минске устанавливаются на заседаниях областных, Минской городской комиссий по референдуму и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами областных, Минской городской комиссий по референдуму и передается не позднее чем через три дня после окончания голосования лично председателем или заместителем председателя либо секрета-
рем комиссии в Центральную комиссию и в органы, образовавшие областные, Минскую городскую комиссии по референдуму, для информации. К протоколу, направляемому в Центральную комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.
В случае обнаружения органами, образовавшими областную, Минскую городскую комиссию по референдуму, нарушений требований ИК и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается в Центральную комиссию.