В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождении профессия, должность (занятие), место работы и место жители и>> партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатм и Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и от'к i i и.> дата рождения, место жительства каждого члена группы и ее р\ i ■> водителя
Центральная комиссия в 5-дневный срок рассматривает заян и ние, регистрирует инициативную группу и выдает членам ипшпи тивной группы соответствующие удостоверения и подписные лш m для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаем!и и для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Белар\и (далее - подписной лист). В регистрации инициативной группы <ч казывается в случае нарушения требований ИК. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок и Верховный Суд Республики Беларусь инициативной группой (жапп ба должна быть подписана большинством ее состава). Верховныи Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дам рождения, профессия, должность (занятие), место работы и мен и жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кап дидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, и номер регистрации инициативной группы. В подписном лисм должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением - в одном районе.
Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, пре i лагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, только один раз.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, да)а рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизит ы заменяющего его удостоверения личности избирателя, поддерживающего лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются.
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных цистах данных несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей.
Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Нарушение этих требований может быть основанием для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь.
Личная собственноручная подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, ставится на каждом подписном листе в присутствии председателя либо заместителя председателя городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского исполнительного комитета, главы или заместителя главы районной администрации в городе, на территории которых проводился сбор подписей, а в городах и поселках городского типа, где не образованы городские и поселковые исполнительные комитеты, -в присутствии председателя либо заместителя председателя районного исполнительного комитета и удостоверяется немедленно печатью этого органа.
Избиратели, выдвинувшие кандидата в Президенты Республики Беларусь, имеют право до сдачи подписных листов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь снять свои подписи в подписных листах, подав об этом заявление в указанные комиссии.
Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, которая в десятидневный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает достоверность данных о количестве таких подписей. Проверке подлежит не менее 20 % подписей избирателей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию.
По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но
исключенные (вычеркнутые) членом инициативной группы, собм равшим подписи, до представления подписных листов в соотве i с i вующую комиссию, если это исключение им специально оговорено.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата достоверной считается только одна подпись; остальные подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных подписей избирателей составит более 15 % от количества проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 % подписей избирателей от количества подписей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию членом (членами) инициативной группы.
В случае, если суммарное количество недостоверных подписей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 % от общего количества проверенных подписей в подписных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах районной, городской, районной в городе комиссией прекращается и все подписи избирателей в сданных подписных листах не учитываются при определении результата сбора подписей избирателей в районе, городе, районе в городе.
Проверить достоверность подписей избирателей в подписных листах при необходимости в пятидневный срок могут также областные и Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.
На основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по выборам Президента Республики Беларусь об установлении количества избирателей, поставивших в подписных листах свои подписи о выдвижении кандидата в Президенты, и результатов проведенных областной, Минской городской комиссией проверок достоверности подписей избирателей в подписных листах областная, Минская городская комиссия по выборам Президента Республики Беларусь подводит итоги по области, городу Минску, составляет об этом протокол и немедленно направляет его в Центральную комиссию.
В отдельных случаях срок регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь по мотивированному решению Центральной комиссии может быть продлен, но не более чем на 5 дней.
Решение о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь принимается при наличии следующих документов, поступивших в Центральную комиссию до начала регистрации: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тыс. подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты, заявления кандидата о согласии баллотироваться, а также биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, с указанием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, и декларации о доходах и имуществе, по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.
При представлении в документах о выдвижении кандидата в Президенты Республики Беларусь не соответствующих действительности сведений, в том числе биографических и сведений о доходах и имуществе, Центральная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата в Президенты или отменить решение о его регистрации.
Центральная комиссия в двухдневный срок после регистрации выдает кандидатам в Президенты Республики Беларусь соответствующие удостоверения.
Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок, его решение является окончательным
Полномочия лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, входящего в состав Центральной комиссии, территориальной, участковой комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, считаются прекращенными с момента регистрации его кандидатом в Президенты Республики Беларусь.
Центральная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь передает в средства массовой информации для опубликования сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности каждого кандидата в Президенты Республики Беларусь или информирует об этом избирателей другим способом.
Решение комиссии о признании снятия кандидатом в Президенты Республики Беларусь своей кандидатуры без уважительных причин может быть обжаловано в суд.
При отказе кандидата добровольно возместить расходы, определенные Центральной комиссией в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 69 ИК, взыскание их производится в судебном порядке.
В случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь проводятся повторные выборы в порядке, предусмотренном соответственно ст. 81, 87, 94 ИК.
В силу ст. 72 ИК в бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в Президенты Республики Беларусь с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и места жительства, партийности каждого кандидата в Президенты. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
В случае выбытия кандидата в Президенты Республики Беларусь накануне выборов и невозможности изготовления новых бюллетеней Центральная комиссия поручает участковым комиссиям
сделать в каждом бюллетене чернилами или шариковой ручкой отметку «выбыл» против фамилии выбывшего кандидата. Об этом также вывешивается объявление в помещении для голосования и сообщается избирателям при выдаче бюллетеней.
Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за семь дней до выборов.
В силу ст. 73 ИК все кандидаты в Президенты Республики Беларусь, обладают равными правами и несут равные обязанности.
Кандидат в Президенты Республики Беларусь не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания.
При нарушении требований ст. 73 ИК Центральная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата или отменить решение о его регистрации.
В силу ст. 74 ИК кандидаты в Президенты Республики Беларусь со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по государственному радио и по государственному телевидению. Нарушение этого права может быть обжаловано в Центральную комиссию.
Государственные органы, общественные объединения, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления обязаны содействовать организации встреч кандидатов в Президенты Республики Беларусь с избирателями, а также обеспечивать предоставление необходимых им для проведения избирательной кампании справочных и информационных материалов, кроме материалов, пользование которыми ограничено законодательством Республики Беларусь.
В силу ст. 75 ИК кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право выступать с программой своей будущей деятельности, текст которой определяется кандидатом.
При нарушении требований ст 75 ИК Центральная комиссия вправе отменить решение о регистрации кандидата.
В силу ст. 76 ИК кандидат в Президенты Республики Беларусь может иметь до 30 доверенных лиц, которые помогают кандидату в гфоведении избирательной кампании, ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями, а также в комиссиях.
Кандидат в Президенты Республики Беларусь определяет доверенных лиц по своему усмотрению и в письменном заявлении сообщает о них в Центральную комиссию для регистрации. Центральная комиссия в трехдневный срок с момента поступления заявления регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения
Кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право в любое время до дня выборов отозвать доверенных лиц, сообщив об этом в соответствующую комиссию, которая аннулирует выданные им удостоверения. Доверенное лицо в любое время может сложить свои полномочия.
Доверенное лицо кандидата в Президенты Республики Беларусь не может быть в составе Центральной комиссии, территориальной и участковой комиссий по выборам Президента Республики Беларусь,.
Доверенные лица кандидата в Президенты Республики Беларусь по просьбе кандидата освобождаются от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы после их регистрации до дня выборов. Основанием для такого освобождения является решение соответствующей комиссии о регистрации доверенного лица и заявление доверенного лица нанимателю о предос-1 авлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях.
В силу ст. 77 ИК после регистрации кандидаты в Президенты Республики Беларусь (кроме Президента Республики Беларусь) освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей со дня регистрации до дня выборов без сохранения заработной платы. Основанием для такого освобождения является решение Центральной комиссии о регистрации кандидатом и заявление кандидата нанимателю о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях.
Кандидатам в Президенты Республики Беларусь по их личному заявлению на это же время может быть предоставлен очередном oi« пуск.
Кандидат в Президенты Республики Беларусь не может бы и направлен без его согласия в длительную командировку, а так а» призван на военную службу либо на военные сборы со дня регистрации до дня выборов.
В силу ст. 82 Конституции считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и i ражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.