XVI век он считал «веком образования московского государства», особо выделяя
Опричнину, а в качестве знакового исторического события — 1565 г. — время «грандиозной»
Конфискации «наследственных княжеских земель, завершившей вместе с террором Ивана
Грозного постепенный упадок политического значения княжат и знаменующей торжество
Нового государственного порядка». До XVI в. «мирское самоуправление сохраняется в
Ослабленном значении; оно живет и под рукою боярина на его земле».
Третий период — XVI—XVIII и частью XIX в. — это время сословного государства,
Прошедшего в своем развитии два этапа: московской сословной монархии и петербургского
Абсолютизма на основе того же сословного строя. Таким образом, была «сломана»
Привычная схема русского исторического процесса, согласно которой гранью между двумя
Основными периодами русской истории явились Петровские реформы. Павлов-Сильванский
Считал, что «петровская реформа не перестроила заново старое здание, а дала ему только
Новый фасад».
Подводя итоги своей периодизации, Павлов-Сильванский писал: «В течение этих трех
Периодов последовательно сменяют одно другое в качестве основных, преобладающих над
другими элементов порядка три учреждения: 1) мир, 2) боярщина, 3) государство». С 1861 г.
Россия вступила, по мнению историка, в очередную переходную эпоху «разрушения старого
Сословного строя и образования нового свободного гражданского порядка. Именно
Освобождение крестьян разрушило «главный устой старого сословного строя и тесно
Связанного с ним абсолютизма».
Таким образом, учение о феодализме Павлова-Сильванского не только продвинуло
изучение отечественного Средневековья, но и поставило актуальные политические вопросы.
Павлов-Сильванский прошел свой путь ученого по непроторенной тропе. В
Отпущенное ему время историк успел главное — он предложил собственную теорию
Исторического развития России, основанную на принципе единства развития России и
Западноевропейских стран. Русский исторический процесс Павлов-Сильванский
Рассматривал как тождественный западноевропейскому, находя отечественным институтам
Тождественные институты на Западе (община — марка, боярщина — сеньория и др.), а также
Изучая «родственную близость» «символических обрядностей» европейских народов. Теория
Павлова-Сильванского повернута лицом на Запад. Восток в контексте русской истории для
Павлова-Сильванского никакого интереса не представлял. В книгах историка его как бы не
Существует.
Дед и прадед Павлова-Сильванского были священнослужителями Харьковской
Губернии. Дед Николай Гаврилович занимался литературной и просветительской
Деятельностью. За открытие женской народной школы он попал под суд. Отец историка
Прошел путь от врача до чиновника (действительного статского советника) Министерства
Финансов. Принципиальное отличие Н.П. Павлова-Сильванского от отца заключалось в том,
Что он был вынужден служить, всей душой стремясь к научной работе, вклад в которую
Увековечил его имя в истории русской культуры.
Николай Павлович Павлов-Сильванский родился 1 февраля 1869 г. в Кронштадте. В
То время его отец служил врачом 2-го флотского экипажа. Будущий историк жил в
Кронштадте недолго. В детские годы его географический кругозор стремительно
Расширялся. Мальчик жил у деда на Украине и у родителей в Омске. Весной 1884 г. его
Семья переехала в Петербург, и Павлов-Сильванский поступил в 6-й класс гимназии при
Историко-филологическом институте, проявив особую заинтересованность в изучении
Русской словесности и истории. Именно в этой сфере лежали основные интересы юного
Павлова-Сильванского.
В 1888 г. он поступил на историко-филологический факультет Петербургского
Университета. Из лекций Бестужева-Рюмина Павлов-Сильванский воспринял историзм С.М.
Соловьева, у В.И. Сергеевича он научился методу юридического исследования.
Философские увлечения Павлова-Сильванского не были неизменными. В студенческие годы
Он увлекался позитивизмом, читал Бокля, Конта, Спенсера. Затем он перерос это учение.
Поиск по сайту:
|