Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863—1919)
А.С. Лаппо-Данилевский родился 15 (27) января 1863 г. в селе Удачное
Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье. Мать —
Наталья Федоровна, урожденная Чуйкевич, была из дворян той же губернии. Отец историка
— Сергей Александрович несколько трехлетий служил уездным и губернским
предводителем дворянства, в 1872—1886 гг______________. был губернатором в Симферополе. Блестящее
Домашнее образование было получено будущим историком в дворянской усадьбе. Там же
Был выработан «ряд типичных духовных и бытовых навыков» (воспитанность,
Благообразность, знание языков, блестящая игра на фортепиано), которые отмечали
Современники. В домашней усадьбе оформились и «основные стихии» личности Лаппо-
Данилевского: постоянный научный интерес, любовь к природе и музыке. «Впечатление
Повышенной родовой и органической культурности, углубленной и утонченной в личном
Складе его духовной жизни и бытовой обстановки, давалось сразу при первых встречах с ним
И только нарастало при дальнейшем общении» — так понимал внимательно наблюдавший
Личность Лаппо-Данилевского Пресняков, настойчиво подчеркивавший связь среды,
традиций и мировоззрения историка. Именно Преснякову принадлежат слова об учителе:
«Глубоко и неустранимо заложены были в его настроении начала религиозности, не
Внешней, поверхностной, основанной на привычке к формам традиционной церковности, а
Глубокой и личной, соединенной с неослабным стремлением озарить повседневность
Образом высшего, вечного, стать под покровительство абсолютного начала».
Область философского образования открыла Лаппо-Данилевскому «История
Философии» Льюиса, ставшая исходной точкой в знакомстве с философскими системами и
Проблемами для многих молодых сверстников. В гимназии и университете Лаппо-
Данилевский вдумчиво изучал древнегреческую философию, труды Платона и Аристотеля,
Французских мыслителей XVIII в., И. Канта. Большое влияние на Лаппо-Данилевского
Оказал Н.К. Михайловский. Его настольными книгами были «История Греции» Дж. Грота,
«Первобытная культура» Э. Тейлора. Он прекрасно знал труды Н.М. Карамзина, С.М.
Соловьева, В.О. Ключевского.
Лаппо-Данилевский, пережив увлечение позитивизмом (трудами Конта и Милля) и
Выйдя за его теоретические и идеологические рамки (большое влияние в 1890-е гг. оказали
На него работы немецких философов-неокантианцев В. Виндельбанда (1848-1915) и Г.
Риккерта (1863-1936), написал статью в сборник «Проблемы идеализма» «Основные
Принципы социологической доктрины О. Конта» (1902). Лаппо-Данилевский становится
Признанным авторитетом в среде русских неокантианцев. В литературе можно встретить и
Иное мнение, о том, что историк придерживался позитивистских принципов теории
Исторического исследования вплоть до революции 1905 г., высказанное А.Н. Нечухриным и
С. П. Рамазановым. Представляется все же, что к этому времени Лаппо-Данилевский перерос
Наследие позитивизма, вобрав в себя то созидательное, что он давал в понимании источника.
Несомненно, что философские взгляды историка претерпевают серьезную эволюцию.
Внешне жизнь Лаппо-Данилевского шла спокойно. В 1882 г. он окончил
Симферопольскую гимназию с золотой медалью и поступил на историко-филологический
Факультет Петербургского университета (1882—1886), с которым была связана его
Дальнейшая судьба. Но среди наставников, а ими были: К.Н. Бестужев-Рюмин, В.Г.
Васильевский, А.Н. Веселовский, Е.Е. Замысловский, В.И. Сергеевич — он не нашел своего
Единственного Учителя.
А.С. Лаппо-Данилевского отличала «ученость», серьезность, трудолюбие. В
Совокупности с особенностями характера и присущей ему сдержанностью все это вело к
Тому, что Лаппо-Данилевский держался отдельно и занимал в Петербургском университете
Особое место. Тем не менее историки проследили принципиальные историографические
Влияния на формирование концепции Лаппо-Данилевского, выделили труды историко-
Юридической школы (А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина).
Трагичной и символичной была кончина Лаппо-Данилевского 7 февраля 1919г. Он
Поиск по сайту:
|