Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социология оставалась постоянным увлечением историка в течение всего



Профессионального пути.

Павлов-Сильванский внимательно изучал опыт применения сравнительно-

Исторического метода в западноевропейской и отечественной историографии. Он знал

Творчество английского историка права Генри Д.С. Мэна (1822—1888), который доказал

Широкое географическое распространение общинных отношений и их исконное

Существование у всех индоевропейских народов. Специалисты увидели прообраз теории

Русского феодализма, выдвинутый Павловым-Сильванским, в наблюдениях русского

Историка, профессора Нежинского лицея М.Д. Затыркевича (1831 — 1894). Используя

Сравнительно-исторический метод, Затыркевич сопоставлял развитие социальных

Отношений в Киевской Руси и в средневековой Западной Европе. Особое внимание он

Уделял народным движениям, объясняя их природу серьезными противоречиями между

Сословиями.

Научная самостоятельность Павлова-Сильванского проявилась в том, что он не

Принял антитезу между историей России и историей Запада, определенную в творчестве

Соловьева и затем повторяющуюся у Ключевского и Милюкова: «Мне она представляется в

Существе своем глубоко ошибочной». Речь идет о резком противопоставлении подвижной

Бродячей Руси оседлому Западу. «В антитезе Соловьева есть только некоторая доля истины.

Природа страны оказала свое влияние на русское историческое развитие, но она не изменила

Его в корне, до полной противоположности, а только ослабила проявление тех начал

Средневекового порядка, которые ярче выразились в истории Запада.

Это одно из главных положений моего исследования и основной пункт моего

Разногласия с Соловьевым и с примыкающими к нему новыми историками».

Ученому потребовалось время, чтобы «увериться» «в своем умении последовательно

И убедительно излагать свои идеи». Он признавался Преснякову: «...я себе весьма мало

Доверяю... А после университета был период полного скепсиса в своих силах».

У Н.П. Павлова-Сильванского нет и намека на моральный суд над историей. М.Н.

Покровский считал: «Павлов-Сильванский, немарксист по убеждениям и кадет по своей

Партийной принадлежности, сделал из вопроса о русском феодализме один из аргументов в

Пользу марксистского объяснения истории». В этом Покровский видел «огромное

Методологическое значение работ Павлова-Сильванского». В отечественной историографии

Высказывалось и другое мнение, характеризующее иную последовательность идейных

Воздействий. Павлову-Сильванскому была прекрасно известна марксистская концепция. Это

Давало основание советским историографам утверждать в 1960—1970-е гг., что в появлении

И развитии идеи о тождестве социальных порядков в России и на Западе на его

Мировоззрение оказали влияние произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Несомненным

Является одно: труды Н.П. Павлова-Сильванского подготовили почву для дальнейшего

Движения исторической мысли.

Источники

Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. (Феодализм в Древней Руси. Феодализм в

Удельной Руси). М., 1988.

Павлов-Сильванский Н.П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. Опыт

Изучения русских проектов и неизданные тексты. М., 2000.

Литература

Горелова. Шмурло//Историки России XVIII—XX веков. Вып.4. Архивно-информационный

Бюллетень. Приложение к журналу «Исторический архив». М., 1997.

Две лекции Н.П. Павлова-Сильванского («История и современность», «Революция и русская

Историография»). Публ. В.А. Муравьева//История и историки. 1972. М., 1973.

Демина Л. Т. Евгений Францевич Шмурло//Евгений Шмурло. История России (IX—XX вв.).

М., 1997.

Чирков С.В. Николай Павлович Павлов-Сильванский//Историки России. XVIII — начало XX

Века. М., 1996.

Шмидт С.О. Сочинения Н.П. Павлова-Сильванского как памятник истории и культуры//Н.П.

Павлов-Сильванский. Феодализм в России. М., 1988.

Чирков С.В. Н.П. Павлов-Сильванский и его книги о феодализме//Н.П. Павлов-Сильванский.

Феодализм в России. М., 1988.

А.С. Лаппо-Данилевский «Методология истории»

Спустя три года после смерти А.С. Лаппо-Данилевского в Петрограде о нем вышла

Небольшая книжка. Ее написал А.Е. Пресняков. Анализируя содержательные стороны жизни

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.