Замененную — чем?» Концепция Павлова-Сильванского вызвала сочувственное понимание у
Форстена, Рожкова, Шумакова, Преснякова, т.е. «молодых исследователей».
Современники Павлова-Сильванского — Ключевский, Милюков, Дьяконов,
Владимирский-Буданов не признавали феодализма в России. По оценке Н.И. Кареева, вопрос
О существовании в России феодализма, как тогда казалось, был «решен отрицательно», даже
Говорить о нем в ученой среде считалось признаком дурного тона и «исторической
Невоспитанности».
«Общей концепции истории России, где бы отводилось определенное место
Феодализму, до Павлова-Сильванского не было», — с этим мнением Б.Д. Грекова, в силу его
Очевидности, сегодня никто спорить не будет.
«Феодализм в Древней Руси»
Первое издание книги вышло в 1907 г. в серии «История Европы по эпохам и
Странам», издаваемой издательством «Брокгауз-Ефрон». Книга сыграла важнейшую роль в
Историографической судьбе историка. Павлов-Сильванский ограничил исследование
Рамками так называемого удельного периода русской истории. В сжатом
Историографическом очерке Павлов-Сильванский рассмотрел взгляды господствующих
Исторических школ, начиная с Н.М. Карамзина и славянофилов и кончая В.О. Ключевским и
П.Н. Милюковым, и пришел к выводу, что все они, будучи сторонниками «глубокого
Различия между историческим развитием России и Запада» именно тем самым «роковым
Образом терпели более всего неудач в стараниях выяснить отличительные своеобразные
Черты русского исторического развития».
Павлов-Сильванский выделил три периода русского исторического развития, положив
В основу периодизации свое понимание роли крупного землевладения как основы
Феодализма. Первый период, с древнейших времен до середины XII в., Павлов-Сильванский
Характеризовал господством в общественном строе общинного устройства. Рассматривая
Институт общины он учитывал обе ее составляющих: мир, мирское самоуправление, которое
Существовало издревле, и более позднее явление — общинное землевладение, или
Землепользование с переделами земли. Системный подход позволил Павлову-Силъванскому
Оценить современную историографическую ситуацию и выявить источниковедческие
Причины споров между сторонниками древнего происхождения общины (И.Д. Беляевым,
М.Ф. Владимирским-Будановым, В.И. Семевским, А.С. Лаппо-Данилевским) и авторами,
Которые ассоциировали появление общины с возникновением переделов (П.Н. Милюков). А
Поскольку «переделы — явление позднее» (XV—XVI вв.), то соответственно и общины в
Глубокой древности искать не приходится. По мнению Павлова-Сильванского, «общинные
Союзы, волости и марки, широко развитое самоуправление этих органически сложившихся
Территориальных союзов были главною основою древнейшего государственного строя.
Государственная власть, власть князя с его наместниками или графами, была как бы
Надстройкою над самоуправляющимися общинами».
«В течение Средних веков древние общинные союзы, волости и марки, слабеют и
Разрушаются, подавляемые быстро усиливающимся крупным землевладением. Рост
Крупного землевладения, подавляющего общину, составляет главную движущую силу
Развития Средних веков; он лежит в основе развития феодализма на Западе и нашего
Удельно-феодального порядка XIII—XVI столетий» — к такому заключению пришел
Павлов-Сильванский.
Наступающее на общину боярское землевладение побеждает общину и создаёт новый,
Второй период русской истории. В борьбе с боярщиной, побеждая ее, рождается уже
Сословное государство с двумя его сменяющимися формами — «московской сословной
Монархией» и «петербургским абсолютизмом».
Павлов-Сильванский наметил «переходные эпохи» от одного устройства к другому.
XII—XIII вв. стали эпохой перехода к удельному порядку, «Историческим событием,
«знаменательным социологически», явилось взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 г.
«А тот факт, что взяв Киев, Андрей отдал его младшему брату, а сам остался на севере, во
Владимире-на-Клязьме», — по мнению историка, — «знаменует начало вотчинного порядка,
Появление князей-вотчинников, начало землевладельческой оседлости князей и дружин».
Поиск по сайту:
|