Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Умер от заражения, возникшего в результате огромного нарыва на ноге. Современники



Восприняли его смерть как трагедию, соответствующую историческому моменту. Сам

Лаппо-Данилевский в течение последнего года жизни мучительно переживал распад

Культуры и беды, обрушившиеся на науку, которой и только для которой он и жил.

Философия истории и методология

Важнейшую часть научного наследия ученого состовляли методологические поиски.

Во второй половине 1890-х гг. Лапно-Данилевский пытается найти ответы на

методологические вопросы в работах ученых неокантианского направления, прежде всего

Баденской школы, основатель которой В. Виндельбанд призвал «назад к Канту». Лаппо-

Данилевский внимательно изучил работы Генриха Риккерта 1892—1899 гг.: «Предмет

Познания», «Границы естественно-научного образования понятий», «Науки о природе и

Науки о культуре». В 1904 г. вышла книга Риккерта «Философия истории». Немецкого

Философа в первую очередь интересовали взаимоотношения между действительностью и

Ценностями, составляющими так называемую мировую проблему, их специфика и поиски

Возможного единства с помощью посредника — смысла. По мнению Риккерта, ценность

Проявляет себя в мире как объективный смысл, который связан с реальным психическим

Актом — суждением. Но с ним он, в отличие от оценки, не совпадает. В оценке же смысл

Обязательно проявляется; кроме того, оценка представляет собой реальный психический акт.

Цель гносеологии, а ей придавалось важнейшее значение, ученый видел в ответе на вопрос о

Возможности появления трансцендентных ценностей в имманентном мире и возможности

Перехода от имманентного к трансцендентному.

Русское неокантианство, появившись позднее немецкого, представляло особый этап в

Развитии этого течения в целом. Идеи немецких неокантианцев были творчески

Переработаны. В рамках неокантианского течения историзм получил дальнейшее развитие в

Форме логического учения о методах исторического познания и учения об историческом

Индивидуальном. Продолжая традиции немецкого неокантианства, а также идеи о

Коллективном индивидуальном (Горье) русские историки-неокантианцы понимали

Индивидуальное как определенное неповторимое единство независимо от того, имеется в

Виду отдельное событие, личность или всемирная история. Изучение этой неповторимой

Целостности и необходимости исторического процесса и вменялось в обязанность

Исторической науке. Осуществление этой задачи, с точки зрения самих неокантианцев, не

Означало изучения законов общественного развития. В русскую историческую науку

Неокантианцы привнесли отрицание прогресса, рассматривая историю как «науку о духе».

В отличие от немецкого неокантианства, в котором под номотетической наукой, т. е.

Изучающей законы, в основном понималось естествознание, а под идиографической, чьим

Предметом считалось индивидуальное, история, — Лаппо-Данилевский понимал под

Номотетической наукой социологию. Речь шла не о признании или отрицании законов

Общественного развития, а о том, какая из общественных дисциплин эти законы изучает.

Предметом социологии русским неокантианством признавалось общее, повторяющееся,

Законы общественного развития; предметом истории — индивидуальное.

Лаппо-Данилевский признавал правомерность применения в исторической науке как

Идиографического, так и номотетического метода познания. Он поставил вопрос об

Исторических законах (т. е. законах, изучаемых исторической наукой) и их отличии от

Законов социологии, заложив фундамент для их разработки в будущем.

По своему научному уровню источниковедческое учение Лаппо-Данилевского

(изложенное в труде «Методология истории», 1910) явилось теоретической вершиной

Дореволюционной русской историографии. Все осмысление источников рассматривалось в

Аспекте движения историка к объективной истине, что придавало его учению целостный

Характер.

Не принимая стремления Лаппо-Данилевского понять и обосновать, как безусловные,

«абсолютные», независящие в содержании и значимости от каких-либо частных и временных

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.