Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расстройства восприятия



Сенсорные симптомы включают анестезию, парестезию, гиперестезию и боль, а также глу­хоту и слепоту. Вообще психогенные сенсорные нарушения отличаются от наблюдаемых при ор­ганическом заболевании распространением, не соответствующим схеме иннервации данной час­ти тела, изменяющейся интенсивностью, а также реакцией на суггестию. Последний момент сле­дует очень осторожно использовать при установ­лении диагноза, потому что у внушаемых боль­ных сенсорные симптомы органического происхождения могут также реагировать на вну­шение. Гиперестезии обычно ощущаются в голо­ве или в животе и могут описываться как болез­ненные или жгучие. И хотя распространено мнение, что вычурные описания подтверждают психогенное происхождение таких симптомов, это ненадежный диагностический критерий, по­тому что больные с истерическими чертами лич­ности могут описывать симптомы органическо­го заболевания таким же вычурным языком.

Психогенная слепота может принимать фор­му концентрического сужения поля зрения («тун­нельное зрение»), но бывают и другие дефекты поля зрения. Слепота не сопровождается изме­нениями зрачковых рефлексов, и бывают косвенные доказательства того, что человек может ви­деть; например, он избегает столкновения с ок­ружающими предметами. Границы поля зрения могут меняться, тогда как визуально вызванные реакции нормальны. Аналогичные соображения применимы и к психогенной глухоте.

Гастроинтестинальные симптомы включают жалобы на дискомфорт в животе, метеоризм и отрыжку. Многократная рвота может быть сим­птомом эмоциональных нарушений и иногда классифицируется как психогенная.

Психические симптомы

Психогенная амнезия начинается внезапно. Больные не в состоянии вспомнить длительные периоды своей жизни, а иногда отрицают, что они хоть что-нибудь знают о своей прежней жиз­ни или о себе (идентичность собственной личнос­ти).

Псевдодеменция является более распростра­ненным расстройством с нарушениями памяти и поведения, которые вначале как будто указыва­ют на общее нарушение интеллекта. При прос­тых исследованиях памяти больной дает непра­вильные ответы, которые, однако, вызывают сильное подозрение, что он знает правильный ответ. Часто трудно с уверенностью сказать, в какой степени его поведение умышленно.

При психогенном ступоре больной обнаружи­вает характерные признаки ступора. Он непо­движен и мутичен, не реагирует на раздражите­ли, но осознает окружающее.

ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения РФ

Кафедра психиатрии и наркологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

" «_______201 г

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине психиатрия и наркология

для студентов 4−5 курсов специальности „лечебное дело“

Тема 1. Общая психопатология

Лекция 3. Синдромы эндогенных психических заболеваний

Обсуждена на заседании кафедры

» __" __________201___ г.

протокол № __

Ставрополь, 201___г.

Учебные и воспитательные цели:

Научить студентов выявлять и диагностировать синдромы эндогенных заболеваний. Указать на определенные трудности диагностики этих состояний.

Время 90 мин.

Учебно-материальное обеспечение: таблицы; демонстрация больного.

Распределение времени лекции:

Вступительная часть 10 мин

Учебные вопросы лекции (не более 4-х вопросов)

1. 20 мин

2. 20 мин

3. 15 мин

Демонстрация больного 15мин.

Заключение 5 мин

Задание студентам для самостоятельной работы 5 мин

Содержание лекции:

Вступительная часть (текст)

Учебные вопросы

1. Маниакальный и депрессивный синдромы.

2. Параноидный сидром и синдром психического автоматизма.

3. Кататонический синдром.

Синдромы эндогенных психических расстройств

Вступительная часть.

На этой лекции мы с Вами познакомимся с некоторыми синдромами эндогенных заболеваний, то есть таких психических расстройств, возникновение которых наиболее тесно связано с генетическими и биологическими особенностями человека, а не с экзогенными воздействиями на него. К таким синдромам прежде всего следует отнести аффективные расстройства.

Один из основных признаков аффективных расстройств — нарушение настроения. В насто­ящее время данный термин используют только по отношению к расстройствам, при которых аномалии настроения проявляются депрессией или подъемом.

Для человека нормально и естественно ощу­щать подавленность и грусть в периоды, когда на него обрушиваются какие-либо беды, несчас­тья. Такой симптом, как депрессивное настрое­ние, является компонентом многих психопатоло­гических синдромов; кроме того, он нередко наблюдается при различных соматических заболеваниях. Примерно то же можно сказать и о состояни­ях, характеризующихся приподнятым настрое­нием. В известной степени эмоциональный по­дъем вполне естественно испытывать при адекватных обстоятельствах, т. е. в периоды счас­тья и удачи. Приподнятое настроение, как и деп­рессивное, может также быть симптомом нес­кольких психопатологических синдромов, хотя и встречается реже. В данный момент нас не интересуют ни нормальное чувство грусти, ни адекватная ситуации приподнятость настроения. Речь пойдет только о синдромах, известных как деп­рессивные и маниакальные расстройства. Начнем с маниакального синдрома.

МАНИЯ

Главными характерны­ми признаками маниакального синдрома явля­ются приподнятое настроение, повышенная ак­тивность и гипертрофированное самомнение. При повышенном настроении больной кажется бодрым, оптимистичным и может обладать ка­чеством, которое в литературе прошлых лет опи­сывалось под названием «заразительная весе­лость». В то же время другие больные скорее раздражительны, чем эйфоричны, причем это состояние легко переходит в гнев. В течение дня настроение нередко меняется, хотя и без четкого ритма. У некоторых больных с повышенным настроением оно периодически прерывается краткими эпизодами депрессии.

Доминирующее настроение часто отражается на манере одеваться: в одежде бросаются в глаза яркие оттенки, плохо подобранные, не сочетаю­щиеся между собой детали. При более тяжелом состоянии больной нередко выглядит неопрят­ным и растрепанным.

Маниакальные больные, как правило, ги­перактивны; иногда стойкая гиперактивность приводит к физическому истощению. Они при­нимаются за множество дел, но ни одно не дово­дят до конца, так как их помыслами уже завла­дели новые намерения. Речь у них чаще всего быстрая и многословная, что обусловлено пото­ком мыслей, проносящихся в уме. При более тя­желом расстройстве наблюдается скачка идей, при которой мысли так стремительно

сменяются, что трудно проследить за их ходом. Сон часто укорочен. Больной пробуждается ра­но, чувствуя себя полным жизни и энергии; не­редко он сразу же встает и начинает чем-то шум­но заниматься, к удивлению окружающих, которым он мешает спать. Аппетит повышен; пациент может с жадностью поглощать пищу, не заботясь о хороших манерах. Сексуальные жела­ния усиливаются, и поведение порой бывает нес­держанным. Женщины иногда пренебрегают ме­рами предохранения от беременности; этот момент требует особого внимания, если больная находится в детородном возрасте.

Типичны экспансивные идеи. Больной верит в то, что его мысли оригинальны, мнения значи­тельны, а его работа — выдающегося качества. Многие больные становятся расточительными, тратят больше денег, чем могут себе позволить, на предметы роскоши. Другие принимают опрометчивые решения — бросают хорошую работу или приступают к реализации безрассудных и рискованных планов.

Иногда эти экспансивные темы сопровожда­ются бредом величия. Больной может считать се­бя религиозным пророком или верить в то, что его миссия — давать государственным деятелям рекомендации относительно глобальных проб­лем. Временами возникает бред преследования; при этом больной убежден, что против него — именно из-за его особой значительности — пле­тут заговор.

Встречаются также галлюцинации. Обычно они согласуются с настроением, принимая форму голосов, говорящих больному о его необыкно­венных, особых способностях; иногда бывают и зрительные галлюцинации, например видения религиозного содержания.

Осознание своего состояния (критическое от­ношение к нему), как правило, отсутствует. Па­циенты зачастую не видят причин, почему сле­довало бы умерить их грандиозные планы или урезать непомерные расходы. Они редко счита­ют себя больными или нуждающимися в ле­чении. Большинство больных могут в какой-то мере контролировать свои симптомы на протяжении короткого времени; многие из них так и посту­пают, когда рассматривается вопрос о лечении. Поэтому в подобных случаях нужно использовать любую возможность получить объективные све­дения от информатора. Удачно сформулировал проблему Генри Модели: «больной, еще не все­цело захваченный острой манией, подобен чело­веку, который еще не зашел слишком далеко в опьянении: он также может в случае необходи­мости усилием воли собрать разрозненные мыс­ли, прекратить иррациональные действия и в те­чение какого-то краткого промежутка времени разговаривать с видом столь спокойным и ра­зумным, что это нередко порождает обманчивые надежды у неопытных людей».

Описано три стадии мании, которые (хотя между ними и нет резкой границы) могут помочь сформировать представление о симптоматике при легкой, уме­ренной и тяжелой форме. В легких случаях наб­людаются повышенная физическая активность и разговорчивость; настроение лабильное, глав­ным образом эйфоричное, но временами подъем сменяется раздражительностью; имеются экс­пансивные идеи; больной часто тратит больше денег, чем может себе позволить; половое влече­ние усиливается. При умеренной тяжести харак­терны выраженная гиперактивность и речевой напор, причем речь кажется дезорганизованной; эйфоричное настроение все чаще прерывается периодами раздражительности, враждебности и депрессии; поглощенность идеями величия и дру­гими идеями может принять форму бреда. В тя­желых случаях отмечаются неудержимое психо­моторное возбуждение, бессвязность мышления; бред становится все более причудливым; появля­ются галлюцинации. Следует подчеркнуть, что данное описание — всего лишь ориентировоч­ное; в конкретных случаях последовательность нередко бывает иной.

ДЕПРЕССИВНЫЕ СИНДРОМЫ

Клинические проявления депрессивных синд­ромов чрезвычайно разнообразны, и поэтому полностью описать их в рамках лекции невоз­можно. При депрессивных расстройствах центральными признаками являются сниженное настроение, неспособность испыты­вать чувство радости, пессимистический образ мышления и снижение энергии; все это ведет к ухудшению работоспособности. Типичен внешний вид больного. В одежде и во всем облике заметны небрежность, неухоженность. Черты лица приобретают характерный вид: уголки рта опущены, посредине лба проле­гает глубокая вертикальная морщина. Человек реже моргает. Плечи поникли; голова наклонена вперед, так что взгляд направлен вниз. Жестику­ляция сведена к минимуму. Важно отметить, что некоторые больные, несмотря на глубокое чувс­тво депрессии, внешне сохраняют улыбку.

Часто наблюдается психомоторная затормо­женность (хотя, как будет доложено далее, неко­торые больные находятся, напротив, в состоянии ажитации). Заторможенный больной ходит и производит любые другие действия медленно. Замедленность мышления отражается на его ре­чи; ответы на вопросы следуют с большой задер­жкой, а паузы в разговоре порой настолько за­тягиваются, что человеку, не испытывающему депрессии, это может показаться просто невыно­симым.

Настроение больного тоскливое, страдальчес­кое, причем оно почти не улучшается ни при таких обстоятельствах, при которых обычное чувство грусти смягчилось бы — например, в приятной компании или после получения хороших извес­тий. Более того, депрессивное настроение может даже ощущаться как отличающееся от обычной печали. Иногда пациенты сравнивают его с чер­ной тучей, словно окутывающей всю душевную деятельность, проникающей во все ее сферы. Не­которым больным удается скрывать такие изме­нения настроения от окружающих, по крайней мере, на короткое время; иные пытаются утаить свое сниженное настроение и во время клиничес­ких собеседований, затрудняя работу врача.

Во многих (хотя и не во всех) случаях при умеренно тяжелом депрессивном расстройстве отмечается тревога. Типичен и та­кой симптом, как раздражительность, которая проявляется в том, что больной склонен реаги­ровать с чрезмерной досадой даже на минималь­ные требования и на мелкие неудачи.

Ажитация — это состояние беспокойства, су­бъективно ощущаемое самим больным как не­способность расслабиться, а объективно (для стороннего наблюдателя) выражающееся в бе­зостановочной двигательной активности. Когда это состояние выражено в слабой степени, можно наблюдать, как больной постоянно теребит пальцы рук и делает беспокойные движения но­гами; при тяжелой форме он не может долго уси­деть на месте, ходит из угла в угол по комнате.

Отсутствие интересов и способности радовать­ся — обычное явление для страдающих депрес­сией, хотя они не всегда жалуются на это по собственной инициативе. Больного совершенно не привлекают те занятия и увлечения, которые доставили бы ему удовольствие, будь он в нор­мальном состоянии. Утратив вкус к жизни, он не получает никакого удовлетворения от повсед­невных дел, нередко отказывается от социальных контактов. Характерно снижение энергии (иног­да это сочетается с определенной степенью дви­гательного беспокойства, что может ввести в заб­луждение наблюдателя). Больной чувствует вялость, апатию, во всем видит обременитель­ную необходимость приложения усилий, многое не доводит до конца. Например, хозяйка, кото­рая прежде всегда ревностно наводила в доме чистоту и порядок, может бросить постели неза­правленными, оставить на столе немытые тарел­ки. Понятно, что больные, как правило, объяс­няют этот упадок сил соматическим заболеванием.

Важно обратить внимание на группу симпто­мов, которые обычно называют биологическими. Сюда относятся нарушения сна, колебания настроения в течение суток, потеря аппетита, снижение массы тела, запоры, утрата либидо, у женщин — аменорея. При депрессивных расст­ройствах умеренной тяжести подобные явления наблюдаются часто, но не постоянно (при легких депрессивных расстройствах они встречаются реже, тогда как при тяжелых, напротив, чрезвы­чайно распространены). Некоторые из этих сим­птомов требуют дополнительных комментариев.

Нарушения сна при депрессивных расстройс­твах бывают нескольких типов. Наиболее харак­терно раннее пробуждение по утрам; при этом по вечерам больной долго не может заснуть, иногда пробуждается и ночью. Утром он просы­пается на два-три часа раньше обычного време­ни; заснуть снова не удается, и он лежит без сна, ощущая себя не отдохнувшим, а часто — беспо­койным и возбужденным. Он думает о грядущем дне с пессимизмом, с грустью размышляет о прошлых неудачах и в мрачных тонах представ­ляет будущее. Именно это сочетание раннего пробуждения и депрессивных мыслей имеет осо­бое значение для диагноза. Следует отметить, что некоторые больные в состоянии депрессии не только не просыпаются рано, но, наоборот, чрезмерно много спят, — и тем не менее, по их словам, не чувствуют себя отдохнувшими.

Важным симптомом являются пессимистичес­кие мысли («депрессивное мышление»), которые можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя мысли, отно­сящиеся к настоящему. Больной в любом собы­тии замечает только грустную сторону; он счи­тает, что ему ничего не удается и что окружающие видят в нем неудачника; он больше не чувствует уверенности в себе и к любому ус­пеху относится скептически, как к случайности, в которой нет его заслуги.

Вторая группа мыслей связана с представле­ниями о будущем. Больной ожидает самого худ­шего, рисует перед собой безнадежные перспек­тивы. Он предвидит неудачи в работе, финансовый крах, несчастье в семье и неизбеж­ное разрушение своего здоровья. Все это часто сопровождается мыслью о том, что жить больше не стоит и что смерть была бы желанным избав­лением. Такая поглощенность мрачными раз­мышлениями может прогрессировать до идеи о самоубийстве и разработки соответствующих планов. В каждом случае необходимо расспро­сить о таких мыслях. Способы оценки суицидального риска мы рассмотрим несколько позже.

Третью группу составляют мысли, посвящен­ные прошлому. Часто они принимают форму не­обоснованного чувства вины и проявляются в самобичевании по незначительным поводам; например, больной может винить себя за какой-то (достаточно невинный с обычной точки зре­ния) нечестный поступок или за то, что он кого-то подвел. Как правило, человек годами не вспоминал об этих случаях, но в состоянии де­прессии его захлестывает поток воспоминаний, сопровождаемый сильными эмоциями. Погло­щенность мыслями такого рода определенно указывает на наличие депрессивного расстройс­тва. У некоторых больных присутствует чувство вины, однако они не связывают его с каким-либо определенным фактом. У других воспоминания фокусируются на несчастливых событиях; боль­ной перебирает в памяти наиболее тяжелые мо­менты своей жизни, эпизоды, когда он потерпел неудачу или когда в его судьбе произошел резкий перелом к худшему. Эти мрачные воспоминания учащаются по мере углубления депрессии.

При депрессивных расстройствах типичны жалобы на соматические симптомы. Они могут принимать разные формы, но особенно часты жалобы на запоры и на ощущение болезненного дискомфорта в какой-либо области тела. Обыч­но в этот период учащаются жалобы на любое соматическое заболевание, существовавшее и раньше; распространены также ипохондричес­кие проявления.

МАСКИРОВАННАЯ ДЕПРЕССИЯ

Термин «маскированная депрессия» иногда употребляют применительно к случаям, когда депрессивное настроение «не бросается в глаза». Хотя, и нет оснований полагать, что речь идет об отдельном синдроме, данный термин все же по­лезен, поскольку обращает внимание на те фор­мы проявления депрессии, которые легко про­пустить. Маскированные формы наи­более вероятны при легком или умеренном рас­стройстве, но иногда они встречаются и при тяжелом.

Маски, которые может принять депрессия весьма разнообразны. Это могут быть маски в форме: 1) психопатологических расстройств (тревожно-фобические, обсессивно-компульсивные, ипохондрические, неврастенические); 2) в форме нарушения биологического ритма (бессонница, гиперсомния)); 3) в форме вегетативных, соматизированных и эндокринных расстройств (синдром вегето-сосудистой дистонии, головокружение, функциональные нарушения внутренних органов, нейродермит, кожный зуд, анорексия, булимия, импотенция, нарушения менструального цикла); 4) в форме алгий (цефалгии, кардиалгии, абдоминалгии, фибромиалгии, невралгии, спондилоалгии, псевдоревматические артралгии); 5) в форме патохарактерологических расстройств (расстройства влечений, поведенческие нарушения, истерические реакции).

ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ

Течение и прогноз биполярных и монополяр­ных расстройств удобнее рассматривать раздель­но, поскольку относительно биполярных случаев имеется больше информации.

Биполярные расстройства

При биполярных рас­стройствах наблюдается по крайней мере один приступ мании, независимо от наличия или от­сутствия депрессивных состояний. Средний воз­раст начала заболевания — около 30 лет, хотя этот показатель колеблется в достаточно широ­ких пределах: иногда расстройство возникает в ранней молодости (до 20 лет), изредка — в по­жилом возрасте. Есть сообщения о том, что почти в 90% случаев заболевание начинается до 50-летнего возраста.

Судить о естественном течении маниакаль­ных приступов можно на основании сообщений, зафиксированных до введения современного ле­чения. Согласно Крепелину, «хотя порой случа­ется, что приступы проходят за несколько недель или даже дней, огромное большинство их растя­гивается на месяцы. Весьма часто наблюдаются приступы длительностью в два-три года; в от­дельных случаях они могут продолжаться доль­ше — на протяжении десяти, а то и более лет».

Общепризнано, что почти все больные мани­ей со временем выздоравливают. До появления современных методов лечения около 5% маниа­кальных расстройств продолжались в течение нескольких лет.

В настоящее время многие такие затяжные слу­чаи можно держать под контролем, назначая со­ответствующие лекарственные препараты для длительного приема. Маниакальные состояния часто рецидивируют; в дальнейшем нередко раз­вивается депрессивное расстройство. Какую до­лю в общем числе больных составляют пациенты только с единичным приступом мании — неясно; оценки варьируют от 50% до всего лишь 1%. Сейчас зачастую бывает трудно решить, имеем ли мы дело с последовательным рядом приступов заболевания или с одним заболевани­ем, прерываемым периодами лекарственной ре­миссии.

Монополярные депрессивные расстройства

Возраст начала заболевания колеблется в та­ких широких пределах, что средний показатель неинформативен. Течение заболевания также ва-риабельно. Крепелин писал, что «длительность приступа обычно больше, чем при мании, но так­же может колебаться от нескольких дней до де­сятка лет и более. Ремиссия наступает неизменно, но регресс симптоматики происходит с колеба­ниями…». При исследова­ниях монополярных и биполярных расстройств не обнаружено каких-либо существенных разли­чий между ними в отношении частоты выздоров­ления. Общепризнанным фактом яв­ляется то, что среди молодых пациентов с деп­рессивным расстройством большинство в конце концов выздоравливают после приступа, тогда как среди пожилых доля выздоравливающих меньше.

Эндогенные заболевания проявляются еще целым рядом синдромов. Центральное место среди них занимает параноидный синдром, который наблюдается у значительного числа больных. Структура параноидного синдрома тесно связана с понятием бреда. Это понятие комментировалось на 1-ой лекции, а поэтому сразу приступим к подробному описанию структуры и содержанию различных типов бреда.

Первичный, или аутохтонный, бред — это бред, возникающий внезапно с полным убежде­нием в истинности его содержания, но без каких-либо приведших к нему психических событий. Например, у больного шизофренией может вдруг возникнуть полное убеждение в том, что у него меняется пол, хотя прежде он никогда ни о чем подобном не помышлял, и этому не предшество­вали ни идеи, ни события, которые могли бы подтолкнуть к такому заключению каким-либо логически объяснимым образом. Убеждение внезапно возникает в уме, полностью сформи­рованное и в абсолютно убедительной форме. Предположительно оно представляет собой не­посредственное выражение патологического процесса, являющегося причиной психического заболевания, — первичный симптом.

Вторичный бред можно расценивать как про­изводное какого-либо предшествующего пато­логического переживания. Подобный эффект способны вызывать переживания нескольких ти­пов, в частности галлюцинации (например, боль­ной, слышащий голоса, на этом основании при­ходит к убеждению, что его преследуют), настроение (человек в глубокой депрессии может поверить в то, что люди считают его ничтожес­твом); в некоторых случаях бред развивается как следствие предшествующей бредовой идеи: нап­ример, человек с бредом обнищания может бо­яться, что из-за потери денег его отправят в тюрь­му, поскольку он не сумеет уплатить долги. Похоже, что в некоторых случаях вторичный бред выполняет интегрирующую функцию, де­лая первоначальные ощущения более понятны­ми для больного, как в первом из приведенных примеров. Подчас, однако, он как будто оказы­вает противоположное действие, усиливая ощу­щение преследования или неудачи, как в третьем примере. Накопление вторичных бредовых идей может оказаться причиной образования запутан­ной бредовой системы, в которой каждую идею можно расценить как вытекающую из предыду­щей. Когда формируется сложный набор взаи­мосвязанных идей такого рода, его иногда опре­деляют как систематизированный бред.

При определенных обстоятельствах возника­ет индуцированный бред. Как правило, окружа­ющие считают бредовые идеи больного ложны­ми и спорят с ним, пытаясь скорректировать их. Но случается, что человек, который живет вместе с больным, начинает разделять его бредовые убеждения. Данное состояние известно как инду­цированный бред, или помешательство вдвоем. Пока пара остается вместе, бредо­вые убеждения второго лица так же сильны, как у партнера, однако они, как правило, быстро редуцируются, когда пара разлучается.

Как правило, когда у больного впервые раз­вивается бред, у него также возникает определен­ная эмоциональная реакция, и он по-новому вос­принимает окружающее. Например, человек, верящий в то, что группа людей собирается его убить, вероятно, почувствует страх. Естественно, что в таком состоянии он может истолковать замеченное в автомобильном зеркале заднего ви­да отражение машины как доказательство того, что за ним следят. В большинстве случаев сначала возникает бред, а потом уже присоединяются остальные компоненты. Иногда наблюдается обратный порядок: вна­чале изменяется настроение — часто это выра­жается в появлении чувства тревоги, сопровож­дающегося дурным предчувствием (кажется, будто вот-вот случится нечто ужасное), — а затем следует бред. Это явление обычно обозначается как бредовое настроение.

В некоторых случаях происшедшее изменение проявляется в том, что знакомые объекты вос­приятия вдруг, без всякой причины, предстают перед больным как бы несущими новый смысл. Например, непривычное расположение предме­тов на письменном столе коллеги может быть интерпретировано как признак того, что боль­ной избран Богом для какой-то особой миссии. Описанное явление называют бредовым воспри­ятием; данный термин несколько неудачен, посколь­ку ненормально не восприятие, а ложное значе­ние, которое придается нормальному объекту восприятия.

Некоторые бредовые идеи относятся скорее к прошлым, чем к настоящим событиям; в этом случае говорят о бредовых воспоминаниях (рет­роспективном бреде). Например, пациент, убеж­денный в существовании заговора с целью его отравления, может приписать новое значение воспоминанию об эпизоде, когда у него была рвота после еды задолго до того, как возникла бредовая система. Это переживание следует от­личать от точного воспоминания о бредовой идее, сформировавшейся в то время. Термин «бредовое воспоминание» также неудовлетворителен, потому что бредовым является не воспоминание, а его интерпретация.

Содержание (тематика) бреда

Бред преследования обычно направлен на от­дельное лицо или на целые организации, кото­рые, как считает пациент, стараются причинить ему вред, запятнать его репутацию, довести его до сумасшествия или отравить. Такие идеи хотя и типичны, но не играют существенной роли при постановке диагноза, так как они наблюдаются при различных заболеваниях. Однако от­ношение пациента к бреду может иметь диагнос­тическое значение: характерно, что при тяжелом депрессивном расстройстве больной склонен принимать предполагаемую деятельность пре­следователей как оправданную, обусловленную его собственной виной и никчемностью, тогда как шизофреник, как правило, активно сопро­тивляется, протестует, выражает свой гнев.

Бред отношения выражается в том, что пред­меты, события, люди приобретают для больного особое значение: например, прочитанная газет­ная статья или прозвучавшая с телеэкрана реп­лика воспринимаются как адресованные лично ему. Бред от­ношения может также быть ориентированным на действия или на жесты окружающих, которые, как считает больной, несут какую-то информа­цию о нем: допустим, если человек прикасается к своим волосам —это намек на то, что больной превращается в женщину. Хотя чаще всего идеи отношения связаны с преследованием, в некото­рых случаях больной может придавать своим на­блюдениям иной смысл, считая, что они при­званы свидетельствовать о его величии или успокаивать его.

Бред виновности и малоценности чаще всего встречается при депрессии, поэтому иногда ис­пользуется термин «депрессивный бред». Для этой формы бреда типичны идеи о том, что ка­кое-то мелкое нарушение закона, которое боль­ной совершил в прошлом, скоро раскроется и он будет опозорен, или что его греховность навле­чет кару на его семью

Нигилистический бред — это, строго говоря, убеждение в несуществовании какого-то лица или предмета, но его значение расширяется и включает в себя пессимистические мысли боль­ного о том, что с его карьерой покончено, что у него нет денег, что он скоро умрет, или же о том, что мир обречен. Нигилистический бред ассо­циируется с крайней степенью депрессивного настроения. Часто он сопровождается соответс­твующими мыслями о нарушениях в функциони­ровании организма (например, о том, что кишеч­ник якобы забит гниющими массами). Классическая клиническая картина носит назва­ние синдрома Котара по имени описавшего ее французского психиатра.

Ипохондрический бред заключается в убежде­нии о наличии заболевания. Больной, невзирая на медицинские доказательства противного, упорно продолжает считать себя больным. Та­кой бред чаще развивается у пожилых людей, отражая возрастающее беспокойство о здоровье, свойственное в этом возрасте и людям с нормаль­ной психикой. Другие бредовые идеи могут быть связаны с раком или с венерическим заболевани­ем либо с внешним видом частей тела, особенно с формой носа. Больные с бредом последнего типа часто настаивают на пластической опера­ции.

Бред ревности чаще встречается у мужчин. Не все обусловленные ревностью мысли являются бредом, менее интенсивные проявления ревности достаточно типичны; кроме того, некоторые на­вязчивые мысли также могут быть связаны с сом­нениями насчет верности супруги. Однако если эти убеждения являются бредовыми, то они осо­бенно важны, поскольку могут привести к опас­ному агрессивному поведению по отношению к тому, кого подозревают в неверности. Необхо­димо особое внимание, если больной «шпионит» за супругой, осматривает ее одежду, пытаясь обнаружить следы спермы, или роется в ее су­мочке в поисках писем. Страдающий бредом рев­ности не удовлетворится отсутствием доказа­тельств, подтверждающих его убеждение; он будет упорно продолжать свои поиски. Бред ревности практически никогда не бывает монотематическим и сочетается с другими персекуторными идеями.

Сексуальный или любовный бред встречается редко, в основном ему подвержены женщины. Жен­щина с любовным бредом верит в то, что к ней питает страсть недоступный при обычных обс­тоятельствах, занимающий более высокое соци­альное положение мужчина, с которым она даже никогда не разговаривала.

Бред величия, или экспансивный бред, — это гипертрофированное убеждение в собственной значимости. Пациент может считать себя бога­тым, наделенным необычайными способностями пли вообще исключительной личностью. Такие идеи имеют место при мании и при шизофрении.

В настоящее время, как и ранее, бредовые проявления классифицируют по трем синдромальным разновидностям — паранойяльный, парафноидный и парафренный.

Под термином паранойяльный синдром подразумевается наличие систематизированного бреда персекуторного характера в сочетании со сниженным настроением.

Параноидный синдром — несистематизированный бред персекуторного характера, возможно в сочетании с галлюцинаторными расстройствами и на фоне сниженного настроения (тревога, депрессия и т. п.).

Парафренный синдром — конфубуляторный бред величия на фоне положительных эмоций.

В DSM-IIIR (диагностический стандарт) включено бредовое (параноидное) рас­стройство, основным критери­ем которого служит наличие «не нелепого и не вычурного бреда, сохраняющегося не менее ме­сяца», тогда как «слуховые или зрительные гал­люцинации если и присутствуют, то не ярко вы­ражены». Выделяют пять специфических подтипов бреда: преследования, ревности, лю­бовный (эротомания), соматический и грандиоз­ности (величия).

МКБ-10 дает аналогичное определение ос­новной категории хронических бредовых расст­ройств, для которой используется термин «бре­довое расстройство». Но симптоматика должна сохраняться по крайней мере 3 месяца, а не месяц, как требуется согласно DSM-ШR, и подтипы бреда не выделяются.

Суть современного понимания бредового расстройства заключается в том, что это устой­чивая и непоколебимая бредовая система, испод­воль развивающаяся у человека в среднем или пожилом возрасте. Такая бредовая система ин­капсулирована, и другие умственные функции не нарушены. Часто больной может продолжать ра­ботать, иногда ему достаточно успешно удается вести нормальную социальную жизнь. В клини­ческой практике случаи, полностью отвечающие приведенным определениям, довольно редки.

Термин «парафрения» не встречается в МКБ-10; он вообще малоупотребителен в современной психиатрической практике. Не рекомендуют применять дан­ный термин, поскольку он обозначает состояние, которое, очевидно, более целесообразно рас­сматривать как параноидную шизофрению с поз­дним началом и хорошим прогнозом, то есть как один из вариантов синдромов эндогенных расстройств.

СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО АВТОМАТИЗМА

Синдром Кандинского — Клерамбо (синдром психического автоматизма), описанный двумя иссле­дователями независимо друг от друга, характеризуется бредом преследо­вания, психического и физического воздействия, псевдогаллюцинациями, явлениями психического автоматизма, которые выражаются убеждением в отчужденности мыслей, двигательных актов, действий. Больной говорит о насильственном потоке мыслей, о «вложенности» мыслей, о чтении мыслей на расстоянии (симптом «открытости»), о мысленных голосах, застав­ляющих, помимо воли, повторять слова, фразы о завершенных и незавершенных поступках, внушенных со стороны и больному не принадлежащих (синдром овладения). Некоторые больные уверяют, что они преврати­лись в животное или что оно вселилось в них (синдром одержимости). Например, больной утверждал, что в нем два человека: один владеющий всем его телом, внутренними органами, другой — это он прежний, родившийся от матери, но распавший­ся на отдельные, разрозненные «системы организма». Синдром наблю­дается главным образом при шизофрении.

В соответствии со взглядами Клерамбо принято различать 3 вида психических авто­матизмов: идеаторный (ассоциативный), сенсорный (сено стопатический) и моторный (кинестетический). У детей и подростков, как и у взрослых, чаще встречаются явления идеаторного автоматизма, которые в детском возрасте, как правило, выступают не в рамках развернутого синдрома Кандинского — Клерамбо, а относительно изолированно, лишь изредка сочетаясь с иными видами автоматизмов. Несколько чаще встречается их сочетание с эпизодически­ми псевдогаллюцинациями.

Идеаторные автоматизмы у детей проявляются в виде звучания мыслей, «отнятия» мыслей, непроизвольных на­плывов мыслей (ментизм), «сделанных» мыслей, ощуще­ния, будто кто-то путает мысли, «мешает думать», «запи­сывает мысли», «вкладывает чужие мысли».

Сенсорные автоматизмы у детей очень редки, практи­чески встречаются лишь в пубертатном возрасте, выступая в форме «сделанных ощущений», тесно связанных с отры­вочными идеями воздействия («сдавливают мозг», «искрив­ляют позвоночник», «вставляют искусственное горло», «вы­сушивают половые органы»).

Столь же редки моторные автоматизмы, которые отме­чаются преимущественно лишь с пубертатного возраста. Подростки испытывают ощущение, будто «кто-то меняет их походку», «придает неудобные позы», «сковывает дви­жения».

ОНЕЙРОИДНЫЙ СИНДРОМ

Развернутый онейроидный синдром, наблюда­ющийся в пубертатном возрасте, проявляется отрешен­ностью от окружающего с погружением в мир ярких об­разных представлений и фантастических псевдогаллюци­наций, напоминающих сновидения. Больной может быть как зрителем, так и непосредственным участником фанта­стических событий. Как правило, он заторможен, малопо­движен, с застывшим выражением лица и взглядом, уст­ремленным в одном направлении. Больные «видят» себя участниками событий, происходящих в космосе, на других планетах, в экзотических странах, на кораблях, совершаю­щих кругосветные путешествия, «общаются» со сказочны­ми персонажами, инопланетянами, «наблюдают» за крова­выми битвами, «видят» толпы людей в необычных одеж­дах, «слышат» необычную музыку, пение и т. п. Воспоми­нания о болезненных фантастических переживаниях в большинстве случаев сохраняются.

Инициальные проявления онейроида (преонейроид) в детском возрасте выражаются двигательным беспокойст­вом, растерянностью, тревожностью, страхами, эпизодическими зрительными и слуховыми иллюзиями, явлениями ложного узнавания (посторонняя женщина кажется ма­терью, школьной учительницей и т. п.). Ориентировка в этом случае не нарушена.

При ориентированном онейроиде часто имеется двойная ориентировка — больной считает, что находится в одно и то же время и у себя дома, и в больнице или же в боль­нице и одновременно на пароходе, который плывет в оке­ане. Глубина помрачения сознания колеблется: сознание то частично проясняется, появляется возможность вступить в контакт с больным, то заполняется грезоподобными фанта­стическими образами, зрительными и слуховыми псевдо­галлюцинациями с частичной отрешенностью от реально­сти. Однако и в этом случае контакт с больным не утра­чивается полностью.

Более или менее отчетливые проявления онейроидных состояний наблюдаются лишь у детей школьного возраста. В более младшем возрасте симптомы онейроида рудимен­тарны, отрывочны, а их определение затруднено в связи с ограниченными возможностями самоотчета о болезнен­ных переживаниях. Длительность онейроидных состояний различна — от не­скольких часов до 2—3 недель.

КАТАТОНИЧЕСКИЕ И КАТАТОНОПОДОБНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Расстройства этого типа относятся к широкой группе состояний психомоторного возбуждения и заторможенно­сти, часто встречающихся в детском возрасте. Кататонический синдром проявляется в форме воз­буждения и оцепенения (ступора). У детей значительно чаще встречаются проявления кататонического возбужде­ния. Типичные развернутые состояния кататонического воз­буждения и ступора наблюдаются лишь начиная с пубертатного возраста. Однако разнообразные и весьма харак­терные рудиментарные кататонические нарушения встре­чаются уже в раннем детском возрасте. Обычно они выражаются в таких формах, как бесцельная маятникообразная ходьба от препятствия к препятствию, одно­образный бег по кругу («манежный бег»), стереотипные подпрыгивания, хлопанье в ладоши, проговаривание или выкрики бессмысленных звукосочетаний или набора от­дельных не связанных по смыслу слов, в том числе при­думанных самим ребенком неологизмов («забиток» вме­сто «молоток», «бонка» вместо «подушка» и т. п.), импуль­сивные поступки (ребенок внезапно взвизгивает, неожи­данно ударяет кого-либо, плюет на случайно проходящего мимо). Встречаются также повторения слов и действий окружающих (эхолалия и эхопраксия). Характерны вычур­ные движения (например, особая подпрыгивающая поход­ка), отсутствие содружественных движений, гримасы (нахмуривание лба, зажмуривание, а потом широкое раскры­вание глаз и т. п.).

Периодически, особенно к вечеру или под влиянием внешних воздействий (приход посторонних, телевизионная передача, наказание и т. д.), а иногда и без повода могут возникать непродолжительные состояния резкого психомо­торного возбуждения. Ребенок мечется по комнате, совер­шает разнообразные описанные выше движения, бесцель­но хватает и бросает попавшиеся в поле зрения предметы, громко кричит, визжит, однообразно выкрикивает отдельные слова, почти не реагируя на попытки успокоить его.

Рудиментарные проявления кататониче­ского ступора на­блюдаются у детей несколько более старшего возраста (начиная с 3—5 лет). Чаще это кратковременные застыва­ния в той или иной позе (например, ребенок при еде за­стывает с поднесенной ко рту ложкой, некоторое время удерживает поднятую для обувания ногу). Такие преходя­щие застывания являются рудиментами симптома воско­вой гибкости (каталепсии). Реже у детей дошкольного возраста бывают периоды более длительной двигательной за­торможенности с застывшим взглядом и маскообразным лицом. У детей с 6—7-летнего возраста изредка встреча­ются элементы «эмбриональной позы" — руки ребенка со­гнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу. Еще реже наблюдается сопротивление при попытке изменить неудобное положение головы — рудимент симптома „воз­душной подушки“. Частый симптом кататонического сту­пора у детей — полное или частичное молчание (мутизм), которое в отличие от мутизма при кататоническом синдро­ме у взрослых часто прерывается спонтанными высказы­ваниями или даже разговором с самим собой без речевого контакта с окружающими.

Рудиментарные проявления ступора нередко выража­ются не в двигательном оцепенении, а в скованности и резком замедлении произвольных движений. Дети крайне медленно жуют во время еды, очень медленно одеваются, делая большие паузы, медленно отрывисто говорят.

У детей младшего школьного и препубертатного воз­раста картина кататонического ступора начинает прибли­жаться к типичной. Более заметным становится активный и пассивный не­гативизм. При первом дети активно сопротивляются тре­бованиям и действиям окружающих: стискивают зубы при просьбе открыть рот, низко опускают голову при попытке заглянуть в лицо и т. п. Во втором случае дети не реаги­руют на просьбы выполнить то или иное действие.

При кататоническом ступоре дети как школьного, так и более младшего возраста могут отказываться от пищи. Однако в отличие от старших подростков и взрослых от­каз от еды, как правило, бывает кратковременным. Не­редко наблюдается задержка мочи и кала.

Явления кататонического ступора у детей всех возрас­тов, особенно младшего, кратковременны и постоянно пе­ремежаются с описанными выше рудиментарными прояв­лениями кататонического возбуждения, которые в целом преобладают.

Другими возрастными особенностями кататонического ступора у детей раннего, дошкольного и отчасти младше­го школьного возраста являются изменчивость мышечного тонуса и отсутствие мышечного напряжения, что исключа­ет возникновение истинной каталепсии.

У подростков при кататоническом ступоре встречаются выраженные явления каталепсии, симптом „воздушной по­душки“, длительное сохранение „эмбриональной позы“ (с опущенной на грудь головой, подтянутыми к животу и согнутыми в коленях ногами и согнутыми в локтевых су­ставах руками), мутизм, более стойкий отказ от еды, вы­раженный активный негативизм. Как правило, наблюда­ются выраженные вегетативные расстройства: сальность лица, гиперсаливация, акроцианоз. Длительная задержка мочи и кала может чередоваться с их недержанием.

Как и у взрослых, возможны две разновидности ступора. При первой (люцидный ступор) сознание больного не помрачено, двигательное оцепенение и другие ступорозные симптомы выражены отчетливо. О непомраченном сознании свидетельствуют нередкое сохранение больным способности следить взглядом за происходящим, а также вос­поминания о происходившем вокруг по выходе из сту­пора.

При второй разновидности ступора (онейроидный сту­пор) полной обездвиженности чаще не наблюдается, сла­бее выражены или отсутствуют явления каталепсии, реже бывает отказ от еды, временами возможен частичный кон­такт с больным. Главным отличием от люцидного ступора служит помрачение сознания в форме онейроидного состо­яния с отрешенностью от реальности и уходом в мир ярких грезоподобных фантастических переживаний. На лице больных при этом часто бывает выражение страха, отчая­ния или, наоборот, счастья, удовольствия, что связано с меняющимся настроением и болезненными переживаниями.

ГЕБЕФРЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Гебефренический (гебефренный) синд­ром в развернутом виде типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Для него характерно немотивированное двигательное возбуждение с дурашливостью, гримасничаньем, клоунизмом, нелепыми выходками, неадекватным смехом. Больной кривляется, прыгает по кроватям, кувыркается, нелепо хохочет, обна­жается, может внезапно ударить или обнять. Одновремен­но наблюдается речевое возбуждение, также вычурное, с манерностью интонации и произношения (больные свое­образно растягивают слова, произносят их сквозь зубы, го­ворят необычно высоким, писклявым голосом и т. п.), упо­треблением исковерканных слов, неологизмов. Нередко от­мечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся нескрываемым онанизмом. Двигательное и речевое возбуж­дение протекает на фоне „пустого“, монотонного эйфорического настроения. Часто имеется разорванность мышле­ния с речевой разорванностью.

Гебефренное возбуждение, которое проявляется бес­смысленным кривляньем, гримасами, кувырканьем, броса­нием на пол вещей, плоскими шутками, негативизмом во многом напоминает кататоническое возбуждение у подростков. Кроме того, гебефренные расстройства часто сочетаются с кататоническим возбуждением и ступором (стереотипии, эхолалии, вербигерации, импульсивные поступки, мутизм, негативизм и т. п.). В связи с этим такие состояния опре­деляют как гебефрено-кататонический синд­ром.

Развернутые гебефренные состояния до пубертатного периода не встречаются. Однако отдельные гебефренные проявления наблюдаются у детей, в том числе дошкольного возраста. Так, при шизофрении у детей 5—8 лет могут возникать состояния двигательного возбуждения с изменчивым настроением, импульсивностью, дурашливостью, гротескным кокетством, расторможением влечений, манерной речью с пуэрильной или, напротив, утрированно „взрослой“ интонацией, выра­женным игровым компонентом.

ГБОУ ВПО „Ставропольская государственная медицинская академия“

Министерства здравоохранения РФ

Кафедра психиатрии и наркологии

„Утверждаю“

заведующий кафедрой

» «_______201 г

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине психиатрия и наркология

для студентов 4−5 курсов специальности „лечебное дело“

Тема 1. Общая психопатология

Лекция 4. Синдромы органических психических заболеваний

Обсуждена на заседании кафедры

» __" __________201___ г.

протокол № __

Ставрополь, 201___г.

Учебные и воспитательные цели:

Научить студентов выявлять и диагностировать синдромы органических заболеваний:

Время 90 мин.

Учебно-материальное обеспечение: таблицы; демонстрация больного.

Распределение времени лекции:

Вступительная часть 10 мин

Учебные вопросы лекции (не более 4-х вопросов)

1. 20 мин

2. 20 мин

3. 15 мин

Демонстрация больного 15мин.

Заключение 5 мин

Задание студентам для самостоятельной работы 5 мин

Содержание лекции:

Вступительная часть (текст)

Учебные вопросы

1. Синдромы нарушенного сознания.

2. Церебрастенический синдром.

3. Энцефалопатический синдром.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.