Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международная интеграция



Термин интеграция появился в 30-е гг. от латинского слияние, взаимопроникновение. Слияние национальных экономик, при котором они утрачивают свою самостоятельность и превращаются в единый комплекс.

Шишков: интеграция – сращивание национальных рынков, капиталов, раб.силы, товаров и услуг, и формирование целостного рын.пространства с единой вал-фин. системой, единой правовой системой и теснившей координацию единой политической системы.

Харламов: региональная экономическая интеграция – процесс постепенного хозяйственного объединения ряда стран в результате которого формируется новый целостный хозяйственный организм, мн региональный комплекс.

Морей: экономическая интеграция – постепенное устранение экономических барьеров между независимыми государствами в результате чего, хозяйство этих стран начинает функционировать как единое целое. Экономическая интеграция не является целью сама по себе, а служит более высоким целям как экономического, так и политического порядка.

Для того что бы определить интеграция процесс или результат, вводится понятие интегрирование – как процесс интеграции, а интеграция – как результат. Непонятна начальная и конечная точка интеграции. Интеграция приводится в действие каким-либо политическим актом.

2 этапа. формальн. этап (устан. между странами постоянных отношений предполагает наличие различных барьеров); реальный этап. Такая степень м/н обобществления производства, при которой страны объед. свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников процесса.

Под регионализацией понимается процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учет региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании (Трейвиш, Артоболевский 2001). Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения. Иными словами, не всякий регионализм влечет за собой регионализацию. Если процессы регионализма развиваются снизу, из регионов, то регионализация, напротив, идет сверху, с национального уровня. В то же время и регионализм, и регионализация — антонимы централизма, централизации, унификации, хотя их далеко не всегда можно отождествлять с дезинтеграцией и сепаратизмом.

Регионализацию можно рассматривать как естественный результат наблюдаемой сегодня трансформации национального государства, которая, в частности, находит свое выражение в так называемой диффузии власти: она в нарастающих масштабах переходит как наверх, к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, так и вниз, к регионам, местным сообществам, гражданским институтам (Со1отег 2007). Именно поэтому в последней четверти ХХ века резко возрос интерес к деятельности всевозможных межгосударственных и внутригосударственных объединений регионального плана. Если регионы в процессе регионализации видят возможность расширения своих прав и усиления политической автономии, то центральное правительство может поощрять регионализацию, стремясь избежать ответственности за те или иные спорные решения и перекладывая ее на плечи своих региональных партнеров. Кроме того, бывают случаи «стихийной регионализации», когда центр просто оказывается неспособным контролировать рассредоточение власти или препятствовать ему.

Усиливая общую эффективность государственной власти, регионализация может стать благом для демократической по - литии (Колобов, Макарычев 1999). Во-первых, она заметно расширяет возможности для эксперимента, поиска и внедрения удачных находок в управленческой области. Иными словами, регионы в ее условиях получают возможность отрабатывать собственные, а не предлагаемые сверху модели регионального управления и развития; более того, самые удачные из них, разработанные в одном регионе, могут «мигрировать» по территории страны, усваиваясь и совершенствуясь в других местах. В результате вся система становится все более гибкой, динамичной и конкурентоспособной.

Во-вторых, политическая регионализация позволяет сократить дистанцию между политической элитой и рядовыми гражданами. Известно, что в крупных политических системах элита в меньшей степени представляет интересы граждан, что порождает так называемый демократический дефицит. Регионализация же предоставляет гражданам новые каналы политического участия, вовлекая их в политику на тех уровнях, которые прежде были закрыты для прямого социального действия. Здесь уместно сослаться на опыт Франции, где процессы регионализации в 1970-е и 1980-е годы привели к созданию регионов, основным политическим институтом которых стали региональные советы, избираемые населением напрямую.

Наконец, в-третьих, регионализация укрепляет принципы диалога и компромисса между различными уровнями самой государственной власти. Необходимость постоянно поддерживать порой довольно хрупкий баланс между интересами государства как такового и его составных частей «облагораживает» политическую систему, позитивно воздействуя на политический класс и, в конечном счете, на население в целом. Кроме того, в молодых демократиях наличие сильных регионов и выраженной региональной культуры выступает основательной гарантией против авторитарных проявлений и тенденций.

 

Интеграционные процессы все изучаются на основе опыта интеграции ЕС. Опыт других региональных объединений не учитывается, т.к.: 1) ЕС развивается поступательно; 2)ЕС строит свою интеграцию по принципу над.нац. Все остальные процессы, которые идут без над.на.принципа, могут быть лишь регионализацией.

Признаки интеграции (Буторина): - интегр.группировка порождает новые качества или синергетический эффект (т.е. если процессы накладываются друг на друга, то они приносят больше результата, чем по отдельности) евро стабильнее, - объединение гос-в выделяется, обособляется от всего мира, - добровольный и партнёрский характер, - инт.строится на осознание участниками общей их исторической судьбы в будущем, - инт.распространяется на различные области внешней и внутренней политики гос-членов.

1. Федерализм, Функционализм. Принцип субсилиарности – полномочие дилигируются снизу вверх. Распределение власти по уровням способствует тому, чтобы власть не сосредотачивалась в одних руках. Федерализма в интеграции – делает упор на политический аспект интеграции: заключение договора, передающего часть властных полномочий на федеральный уровень, т.е. сначала интеграция в полит.сфере, создание совместных институтов – интегр.во всех остальных сферах. Спинелли и Моне.

2. Функционализм. (Антипод федерализма) основатель Мистера. Нац.государства не в состоянии решить все проблемы, часто их надо решать на над.на.уровне. Сотрудничество в политической области весьма сложны процесс, т.к. задевает чувствиительную часть нац.суверенитета. Поэтому необходимо начинать сотрудничество в узких областях (технических специалистов), где эти потребности больше всего созрели. Теория неофункц.разработана в трудах хааса и линберга: концепция переливания: интегр.действительно начинается в узких сферах, но достаточно быстро эффект интегр., польза от неё полхватывается другими сфера и, т.е. интегр.может переливаться из олнрй сферы в другую, в том числе и в политическую.

3. Меж.гост.подход (интерговерментализм): Главная сила – гос-во и его интересы. Основатель: Хаффманн: гос-ми движут не только нац.интересы, но и интересы безопасности. Самым эффективным спрсобом осуществления безо.явл0ся межгос.сотр-во.

4. Либеральный неправ.подход (Морывчик) – главный актор интегр.-гос-ва, но гос-ам движет не только интересы безоп-ти. интересы общества.

5. Теория коммуникаций (трансакционализм). Дойч. Интегр.-нарастающее взаимодействие между общ-ми интерг-ся гос-в. Взаимодействие от политических институтов до частных лиц. интегр.это не межгос.договор, не слияние экономик, а нарастание общих связей, как между людьми так и полит.институтами. Формируется чувство идентичности.

«европейская» модель интеграции опирается на функциональные связи между динамикой интеграционных процессов на одной ступени объединения и переходом к следующей ступени. все интеграционные объединения будут идти по этой «лестнице» от более низких форматов интеграции к более высоким.

новая модель получила название «нового регионализма». характерен формат ЗСТ, и признаков движения вверх по «лестнице интеграции» они не проявляют. в состав этих объединений входят страны, существенно различающиеся по уровню экономического развития. ключевыми для формирования стали экономические факторы. не характерны иерархические институциональные структуры, решения которых были бы обязательны. Для них характерен межправительственный формат принятия решений. В 2000-е гг. модель «нового регионализма» получила дальнейшее развитие. связана с формированием расширенного формата ЗСТ, получившего название «зона свободной торговли плюс» (ЗСТ+) - необходимо обеспечить совместимость технических стандартов, используемых в странах, необходимо обеспечить им возможность осуществлять взаимные инвестиции, ориентированные на использование сравнительных конкурентных преимуществ. такие объединения являются и наименее конфликтными. стали формироваться региональные сети двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. Возникает «сетка» договоров, охватывающая целый ряд стран. В эту «сетку» входят в том числе и те страны, которые в настоящее время не готовы подписать полномасштабное соглашение о свободной торговле друг с другом, но подписывают такие соглашения с одними и теми же странами-партнерами. Особенно активно этот процесс идет в АТР. В 2010 г. создана ЗСТ между КНР и блоком АСЕАН

Североамериканская модель: учреждаются высокие нормы защиты прав на интеллектуальную соб-ть; импульсы к созданию шли «снизу вверх» – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями; Асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики. Разные стартовые условия участников. Сохранение своего внешнеторгового законодательства, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено. допускаются некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов. Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами. в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.