Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие европейской интеграции во второй половине 70-х – 90-е годы XX века



Европейская интеграция в 70 г.г. «Евросклероз».Начался экономический кризис, 1971 – отмена свободного обмена доллара на золото. Бреттон-Вудская система рухнула и появился принцип плавающих курсов национальных валют. Потом цены на нефть выросли в 1973 и начался период евросклероза или евроскептецизма. Кроме того произошло расширение, а принцип единогласия мешал продвижению крупных новых проектов. Возобновился принцип малых дел. Возникла потребность в реформировании институтов сообщества. 9-10.12.1974 – встреча в Париже – встречи на высшем уровне формализовали, превратили в постоянно действующий орган, собирающийся 2 р.г. в Брюсселе – Европейский Совет( деЭстен предложил). Он определял стратегические направления, координировал сотрудничество во всем, но находился за пределами ЕЭС. Это усилило роль межгосударственного сотрудничества. Во-вторых, постановили с 1978 ввести прямые всеобщие выборы в Еврапарламент. При распределении мандатов принимался во внимание демографический потенциал (Англия, Франция, Италия, ФРГ). Первые выборы 7-10 июня 1979. Депутаты образовали наднациональные фракции по принципу партийной принадлежности (Социалисты, народные партии, европейские демократы, коммунисты, либералы, демократы, независимые). Но роль парламента осталась невелика. Так же конференция высказала намериение создать Европейский Союз и подготовку доклада поручила Тиндемансу. 22.12.1975 – доклад Тиндеманса о европейском союзе. Предложил увеличение роли Европарламента (палаты народов и государств). Совет расширял полномочия в экономике, политике, получал оборону. Решения принимать большинством. Реализовываться должны: обсуждение общих вопросов экономики, политики, обороны, валютная, с\х, энергетическая, научная политика, общая социальная политика, защита прав человека и меньшинств. Поддержали Бенилюкс и ФРГ, Англия и Франция критиковали. 1978 – создание комитета трех мудрецов, в который вошли политики с разными взглядами – Бишевель, Делл, Маржолен. Их концепции толком никого не удовлетворили. Важное направление – общая с\х политика. Ежегодная фиксация цен, прямые субсидии, заградительные таможенные пошлины. Это спасло мелких фермеров, но породило ряд проблем. Перепроизводство, бремя для бюджета, неравномерные дотации вызывали разногласия. Март 1975 – спец корректирующий механизм – Великобритания 7 лет получала возмещения. С 1972 – общая региональная политика – сглаживание соц-эконом разногласий, развитие депрессивных регионов. С 1975 – европейский фонд регионального развития. На саммите октября 1972 вопрос об общей социальной политике. Очень важно! одинаковые условия жизни. 1974 – программа социальных действий сообщества (условия, равноправие, охрана). Наднациональные органы полномочий не получили, разногласий много, прогресса нет. Следующая задача – стабилизация валютно-кредитной сферы. Франция, Великобритания и Италия вышли из системы валютной змеи. В 1978 году Шмидт и деЭстен оживили идею. 5.12.1978 Дженкинс ввел Европейскую валютную систему (ЕВС). 4 составляющих: валютная единица – экю, механизм валютного обмена (колебания в 2,25%), кредитные условия, трансфертный механизм. Экю на основе корзины 9 валют. 13.03.1979 – ЕВС заработала.

Дальнейшее расширение в Южную Европу. 1974 – после революции гвоздик в Португалии, Греция после падения режима черных полковников, 1975 – Испания после Франко. Заявка Греции в 1975, Испании и Португалии в 1977. Затянулось из-за: уровень экономического развития небольшой, неустойчивые демократические институты, внесение международных проблем, подрыв единства. Испания вносила конкуренцию в аграрный сектор. 1.01.1981 – вступление Греции, 1.01.1986 – Испания и Португалия. Это расширило общий рынок, но нагрузка на бюджет. Международные связи. Переговоры в рамках ГАТТ, октябрь 1974 – наблюдатель при ООН, май 1976 – участник большой семерки. 28.02.1975 – первая Ломейская конвенция с 46 государствами Тропической Африки, Карибского бассейна и азиатско-тихоокеанского бассейна (АКТ). 1.04.1976 в силе – отношения со странами третьего мира. 1976-77 – договоры с 5 арабскими странами, 1978 – с Китаем. 31.10.1979 – вторая Ломейская конвенция с 58 странами АКТ. 1.01.1981 в силе. Принесло сотрудничество в новых областях.

Путь к единому европейскому акту. Выход из евросклероза (1981-1985).Кризис 70х дал толчок новой интеграции. Не согласована единая стратегия, не преодолены противоречия. Единогласное решение, с\х, конкуренция США и Японии. 6.01.1981 – Геншер из ФРГ – инициатива преобразования сообществ в ЕС. Коломбо поддержал – Италия. Опирались на Тиндеманса. План Геншера-Коломбо: ограничение принципа единогласия в совете министров, увеличение роли Европарламента и Европейского Совета, общая внешняя политика, координация политики безопасности, сотрудничество в культуре. Март 1981 – Европейский совет утвердил декларацию о ЕС. Создан институциональный кабинет. 11.1981 – представлен проект Европейского акта: статус политического органа Евросовету, создать ему секретариат, принцип голосования большинством + конструктивное воздержание. Многие против, появилась только рабочая группа. 19.06.1983 – в Штутгарте принята торжественная декларация о ЕС (углубление в безопасность, юстицию и культуру). 10.10.1981 – Каррингтон из Англии – доклад о развитии политического сотрудничества на межправительственном уровне (решения на уровне министров МИД). Июль 1981 по инициативе клуба Крокодил Европарламент создал постоянный комитет по институциональным делам Спинелли. 14.02.1984 – принят проект договора о ЕС (сообщества, экономический и валютный союзы, политическое сотрудничество). Совет ЕС – верхняя палата, Европарламент – нижняя. Проект Спинелли характеризовали: наднациональная направленность, европейское право над национальным, эволюция к общей внешней политике, принцип субсидиарности, замена на голосование большинством. Парламент одобрил, Великобритания, Греция и Дания – жесткая позиция. Поддержала только Италия, но почва хорошая.

Единый европейский Акт. В мае 1984 Миттеран начал дискуссию о реформировании сообществ, опираясь на Спинелли и Торжественную декларацию. 24-25.06.1984 – заседание европейского совета в Фонтенбло – созданы комитет по институциональным изменениям (комитет Доджа) и комитет народов Европы (комитет Адоннино). Решено также с 1985 принять европейские паспорт, флаг и гимн. Додж за расширение компетенции Еврокомиссии и Европарламента, отхождение от единогласия. Адоннино работал над идентичностью граждан. 28-29.06.1985 – Милан – доклады комитетов. Федералисты – ФРГ, Бельгия, Голландия, а наоборот – Великобритания, Франция, Дания, Греция. Конференция о создании ЕС начала работать с 9.09.1985. 16.12.1985 в Брюсселе приняты положения Единого Европейского Акта (ЕЕА). 17.02.1986 – подписали только 9 государств. 1.07.1987 – вступил в силу. ЕЕА соединил договоры о сообществах, состоял из 4 частей: Положение о создании ЕС (политическое сотрудничество), Изменения в договорах о сообществах, положения об общей внешней политике, приложение о применении статей после вступления в силу. Важно – расширение компетенции Европарламента (контролировал Совет немного), Европейский совет стал составной частью, полномочия сообществ в экономики, валютной политике, технологии, окружающей среды. Наметил к 1992 создание общего рынка (без границ, свободное передвижение). Создан Политический комитет из МИДов для создания рабочих групп. ЕЭС превратилось в Европейское сообщество (ЕС). Делор, председатель комиссии в 1985-1995, сыграл важную роль. 14.06.1985 – Белая книга – программа завершения строительства единого внутреннего рынка к 1992 (3 главы, 297 предложений). Февраль 1987 – предложения по строительству Экономического и валютного союза (ЭВС). Похож на план Вернера. Формирование ЭВС в 3 этапа: 1.06.1990 – общий рынок капиталов, 1.01.1994 – Европейский валютный институт (ассоциация центральных банков), 1.01.1998 – Европейский центральный банк. Июнь 1988 – план принят и создан комитет Делора по ЭВС. 17.04.1989 – доклад комитета – 3 этапа перехода к Валютному союзу: единая валюта, интеграция финансового рынка, исключение колебания курсов, часть полномочий стран передавалась ЕЦБ. Дополнялось это Экономическим союзом: единый рынок со свободным перемещением и координация экономической политики. С 1.07.1990решили начать первый этап строительства ЭВС. Кроме того в Фонтенбло высказались за постепенную отмену пограничного контроля. В июле 1984 в Саарбрюкене ФРГ и Франция подписали соглашение. 14.06.1985 – в Шенгене Франция, ФРГ и Бенилюкс подписали соглашение о постепенном отмене контроля на границе и свободном передвижении граждан. 26.03.1995 – вступили в силу, присоединились все, кроме Англии и Ирландии. 8-9.12.1989 – на заседании в Страсбурге решили до конца 1990 подготовить поправки к договорам, касающихся строительства ЭВС. Тогда же одобрили Хартию фундаментальных социальных прав трудящихся.

Распад Социалистического блока и европейская интеграция (1989-90е).До середины 70х интеграция в рамках ЕЭС преподносилась как заговор империалистов под эгидой США. Потом разрядка, СБСЕ. В 1978 – первые переговоры объединений, но потом опять напряженность. Горбачев мог возродить диалог ЕЭС и СЭВ. Горбачев – Общеевропейский дом – принцип сотрудничества во всех сферах всех государств Европы независимо от устройства стран. Это диалог наладило, но на западе хотели реформ в социалистических странах. Апрель 1985 – Сычев, председатель Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), предложил Делору установить официальные отношения между ЕЭС и СЭВ (но они практиковали двусторонние договоренности, а там еще и ГДР). 25.07.1988 – в Люксембурге декларация об установлении официальных отношений. 18.12.1989 – СССР подписал соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве с ЕС. В 1989 падение коммунистических режимов, все захотели в ЕС, чтобы уладить свои проблемы, начались реформы. Угроза с востока исчезла, расширение влияния ЕС, «возвращение в Европу» всех. Руководство ЕС все-таки не торопилось расширяться из-за: тормозит интеграцию, перераспределение доходов, Германия занята объединением, неясно, когда страны достигнут необходимых критериев. Основой политики ЕС стало оказание помощи в проведении реформ. 12.1989 – программа PHARE в Страсбурге принята – экстренная помощь Венгрии и Польше, а потом остальным. 29.05.1990 – в Париже подписание соглашения об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Начало работы – апрель 1991. 15.07.1991 –оказание технической помощи СССР - программа ТАСИС потом – техническая помощь странам СНГ. Декабрь 1991 – Европейские соглашения – об ассоциации с Венгрией, Польшей, Чехословакией (привилегированное партнерство). Январь 1989 – Делор предложил ЕАСТ партнерство на общих решениях и институтах. Это опиралось на концепцию Европы концентрических кругов (ЕС – ядро континента, а вокруг него другие круги: ЕАСТ, ЦВЕ, ассоциированные члены, СБСЕ). ЕАСТ согласились и начались переговоры о Европейском Экономическом пространстве. 2.05.1992 – соглашение подписано, теперь единый рынок. Раньше нейтральные страны не могли вступить в один из противодействующих лагерей. По окончании Холодной войны с 1989 по 1992 заявки подали Австрия, Кипр, Мальта, Швеция, Финляндия, Швейцария, Норвегия.

Заключение и ратификация Маастрихтского договора. Почва: задача трансформации в экономический и валютный союз, необходимость налаживания сотрудничества во внутренней политике, завершение холодной войны (работа чисто в экономической сфере), влияние на восток, ослабление зависимости от США (интеграция в политической сфере). 18.04.1990 – Коль и Миттеран призвали преобразовать сообщества в Европейский Союз. Хотели созвать конференцию по политическому союзу, чтобы с 1993 года они действовали одновременно с ЭВС. Тэтчер против, но 14.12.1990 конференция по политическому союзу и ЭВС открылась в Риме. Коль убедил Германию, Делор предложил пакет мер по экономическим и социальным вопросам. Англия, Дания и Ирландия против общей безопасности, большинства голосов, единой валюты. 9-10.12.1991 – договор о ЕС. Мейджор добился уступок – Великобритания и Дания не участвуют в валютном союзе, и Англия не подписывает Социальную Хартию. Признали, что федерация – не цель ЕС. 7.02.1992 – все подписали Маастрихтский договор. Ратификация затянулась, в Дании референдум отклонил, ей дали особые условия и тогда все нормально стало. В Великобритании лейбористы и консерваторы противились, во Франции еле-еле порог перешли. Действовать договор начала с ноября 1993. Состоит и 7 частей. 1 – принципы деятельности ЕС; 2-4 – модифицированные договоры о ЕОУС, ЕЭС, Евратоме; 5-6 – сотрудничество в сферах внешней политики, безопасности, внутренних дел и юстиции; 7 – заключение. Еще 17 протоколов и 33 декларации. Вошли принципы сторонников и федерализма и конфедерализма. ЕС стал надстройкой над сообществами, которые сохранились и действовали параллельно. Три опоры: 1 – экономический и валютный союз, 2 – сотрудничество в сфере внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), 3 – сотрудничество в области внутренних дел и юстиции. 1 опора – наднациональная основа, 2 и 3 – межгосударственная. Договор ввел европейское гражданство, ввели институт Европейского омбудсмена. Зафиксирован принцип субсидиарности (взаимодополняемости) – решения должны приниматься на возможно более низком уровне (структуры ЕС только когда само государство не может). Расширялись полномочия институтов: большинство голосов в Совете, Европарламент влияет на состав Комиссии, создан Комитет регионов (местные и региональные органы власти членов). ЭВС должен функционировать с 1999. Деятельность в образовании, культуре, здравоохранении, окружающей среде. Создан Фонд сплочения – для развития инфраструктуры. Совет ЕС (Совет министров) – главный по ОВПБ на единогласии. Третья опора: убежище, границы, наркотики, миграция, преступность, судопроизводство, полиция, Европол, Евроюст. Главное – началась политическая интеграция, от общего рынка перешли к ЭВС. Проблемы: нет ясности между федералистами и конфедералистами, необходимость возможности разноскоростной интеграции (как Англия и Дания не присоединились к валютному союзу), не решена проблема расширения. На 1996 назначили новую конференцию.

Институциональные изменения в ЕС в 90е.Институциональная структура на основе сообществ, но и новые сферы повлекли изменения. Европейский Суд остался прежним. Европейский Совет – дважды в год главы государств, правительств, МИДов и председатель комиссии. Проводник национальных интересов, политический характер, единогласие. Определяет главные направления политики и выносит рекомендательные решения. Решающее значение в ОВПБ, внутренних делах и юстиции. Влияет на состав Еврокомиссии и валютного института. Совет ЕС – орган принятия решений. Ежемесячно собираются министры. Работает со всеми 3 опорами. Почти всегда квалифицированное большинство. Выносит обязательные законопроекты, которые одобряет Европарламент. Количество голосов от демографического и экономического потенциала зависит (Великобритания, Германия, Италия, Франция могут и заблокировать втроем). Европейская Комиссия – исполнительный орган с законодательной инициативой. Каждый комиссар отвечает за определенную сферу политики. Она подготавливает решения, управляет бюджетом и фондами ЕС. Ответственность перед Европарламентом. Ежегодно ему и Совету ЕС отчет об исполнении бюджета. Европарламент – законодательные, бюджетные, контролирующие функции. Нет права законодательной инициативы, но комиссия консультируется с ним и можно вето иногда. Дает согласие на международные договоры и новых членов. Обсуждает бюджет и может отклонить его. Контролирует работу Комиссии, может направлять запросы в органы и Суд. Депутатские мандаты распределяются между странами. Суд ЕС – независимые судьи, генеральные адвокаты. Споры между странами и институтами. Решения не подлежат апелляции и обязательны. Счетная палата – с 1977 контролирует финансовую деятельность. Вспомогательные органы – Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, ЕЦБ, Инвестиционный банк, Омбудсмен, агентства разные.

Создание Экономического и Валютного союза.Маастрихтский договор впервые установил правовые рамки для образования ЭВС. Основа – доклад Делора от 1989. Первый подготовительный этап 1990-1993 – отмена ограничений на движение капитала, сформировать единый внутренний рынок, сотрудничество с центральными банками. Второй этап 1994-1998– институциональная, административная, юридическая база валютного союза. Третий этап 1999-2002 – единая валюта, общая экономическая и денежно-кредитная политика. Критерии для участия в ЭВС: Сейчас – уровень инфляции не должен превышать более 1,5% от общего среднего показателя для 3 государств с низкими инфляциями; Дефицит госбюджета не более 3% от ВВП; госдолг не превышать 60% ВВП. Тогда еще и эти: колебание курса валюты оставаться в пределах 2, 25%; банковская процентная ставка не выше 2% среднего показателя 3 стран с наименьшими. Сначала лишь Германия и Люксембург были близки к требованиям. Предполагались временные исключения для вхождения в ЭВС. Сбои в плане: экономические сложности Германии вызвали напряжение, появились валютные спекулянты для игры на понижение слабых валют. Пострадали Италия, Англия, Франция, а потом колебание курса расширили до 15%. Это позволило свести колебание курсов стран к 2-3%. Потом справились с инфляцией, добились снижения процентных ставок, но кризис 1992-93 привел к дефицитам госбюджетов, задолженностей. В 1995 Делор ушел из Комиссии, введение общей валюты перенесли (Зеленую книгу о переходе не одобрили). Тогда же Германия предложила евро. Началась жесткая бюджетная экономия, задействовали многие финансовые рычаги и 1-2.05.1998 приняли решение о переходе 11 стран к третьему этапу строительства ЭВС, где евро вводился в безналичный оборот. Великобритания, Дания, Швеция сразу отказывались, Греция не достигла уровня, для Бельгии и Италии внесли оговорки из-за госбюджетов. 1.01.1999 – экю упразднили, а курсы валют государств еврозоны зафиксировали к евро. В 2001 Греция присоединилась. С января 2002 евро заменил национальные валюты и стал полноправным средством платежа.

Амстердамский и Ниццкий договоры.В соответствии с положениями Маастрихтского договора 29.03.1996 в Турине открылась межправительственная конференция для изменения соглашений (принятие новых членов, институциональные структуры, внешняя политика и безопасность, права человека, экология). Блэр и Жоспен новые могли пойти на компромисс. 16-17.06.1997 в Амстердаме собрался европейский совет, Амстердамский договор вступил в силу 1.05.1999. Стал продолжением Маастрихтского. Новшества:реформа институтов, их отношения с гражданами, защита прав, сотрудничество в ОВПБ. В комиссии по одному представителю от государства теперь. Комиссия стала утверждаться парламентом и повышена роль председателя. Парламент стал заниматься внутренней политикой и юстицией, депутатов теперь 700. Юрисдикция суда увеличена. Большинство квалифицированное закрепилось, но не удалось перераспределить голоса в совете с учетом расширения. Договор демократизировал работу органов ЕС. Уточнялся принцип субсидиарности, еще глубже. Закрепил строгое соблюдение прав человека, запретил любую дискриминацию. Укрепил ОВПБ – введен пост высокого представителя совмещенный с генеральным секретарем Совета ЕС. Создалась правовая база для своего военного измерения. Включены Шенгенские соглашения без Ирландии и Великобритании, но с Исландией и Норвегией (не члены). Появился раздел о социальной политике для борьбы с безработицей. Время для заключения было сложное, договор не стал компромиссным, не дал ответа на ключевые вопросы, связанные с реформированием институтов, расширением, не дал статус субъекта международного права. В феврале 2000 новая конференция о реформировании институтов. 26.02.2001 – Ниццкий договор – перестройка органов ЕС для расширения. Крупнейшие государства по 29 голосов (Германия, Франция, Великобритания, Италия), перераспределение мест в парламенте (732 депутата, от Великобритании, Франции, Италии меньше). Комиссаров 25, но от государства по одному. Больше мест в Экономическом и социальном комитете, комитете регионов. В Ирландии он на референдуме сначала не прошел, но в 2003 вступил в силу.

Становление общей политики безопасности и обороны.Объединение Германии, распад СССР и переориентация на запад этих стран, межэтнические конфликты на Балканах повлияли на изменение системы безопасности. Европа не нуждалась в тесной привязке к США. Поэтому и появилась ОВПБ. Цели ОВПБ: защита ценностей, независимости, целостности, сохранение мира, международных безопасности и сотрудничества, развитие правового государства. Средства: определение европейским советом ориентиров ОВПБ, общие стратегии, позиции, действия. Возникла идея расширения западноевропейского союза (с 1954 не работал), превратить его в оборонный компонент. В июне 1991 впервые так решили, США поддержали. Великобритания и Италия поддержали интеграцию с США. Франция и ФРГ настаивали на ЗЕС с ЕС. Маастрихтский договор не устанавливал прямого подчинения между союзами. ЕС обращался в ЗЕС с просьбой, но состав был почти одинаковый. 19.06.1992 – петерсбергские миссии – участие в операциях, не связанных с обороной территории государств союза. Например: миротворчество, спасательные и гуманитарные операции, миссии по управлению кризисами. Подтверждали приоритет НАТО. С мая 1992 Франция и Германия формировали для этого Еврокорпус (потом и другие подключились). Май 1995 – силы реагирования EUROFOR, EUROMARFOR для гуманитарных и миротворческих миссий в средиземноморском регионе. Сопротивление Атлантистов (Великобритании) – не хотели ослабления роли НАТО, против слияния ЗЕС и ЕС. Компромиссность Амстердамского договора по этому вопросу обуславливалась тем, что не все были участниками ЗЕС или НАТО, поэтому только лишь учредили пост высокого представителя по ОВПБ. А потом в Великобритании в конце 90х появилось новое лейбористское правительство, которое не вступало против. Октябрь 1998 – встреча в Портшахе это подтвердила. Декабрь 1998 – встреча Блэра и Ширака в Сен-Мало– ЕС нужны свои вооруженные силы. Весной в 1999 в Югославии началась операция, которая показала огромную разницу сил США и ЕС, и это ускорило процесс. Июнь 1999 – саммит в Кельне – Общая Европейская Политика Безопасности и Обороны (ЕПБО) – усиление военного акцента, а высший представитель ОВПБ – Солана. Часть органов ЗЕС перешла под контроль ЕС, петерсбергские миссии передались ЕС. Декабрь 1999 – саммит в Хельсинки – решение создать Европейский корпус быстрого реагирования (50-60 тыс). Завершить формирование хотели в 2003. Это вошло в Ниццкий договор. Учреждался комитет по вопросам политики и безопасности для управления кризисами. Создавался Военный комитет ЕС для обсуждения военных вопросов и Военный Штаб для быстрого реагирования и выполнения миссий. Сложности: Иракская проблема, отношение к НАТО, финансирование операций, расширение ЕС. 11.09 поняли, что бороться придется с террористами, а не в межэтнических конфликтах, а это требовало других инструментов. В итоге затею отложили до 2010. Все-равно с 2003 ЕС осуществляет самостоятельную военную активность (миротворческие и полицейские операции) – Македония, Босния и Герцеговина, Конго, Чад, ЦАР, Дарфур. Потом Конституционный договор предусматривал усиление сотрудничества в военной сфере и общую внешнюю политику, но он провалился и от ЕПБО пришлось отказаться. Лиссабонский договор убрал деление на опоры ,изменил характер проведения ОВПБ и ЕПБО. Прогресс в том, что стремоение создать свой военный потенциал от США, начало формирования ЕПБО, проведение нескольких совместных операций. Но нет единства в отношении развития, нейтральные страны есть, не сформированы силы реагирования, разные взгляды стран на подходы к глобальным современным проблемам.

Вопрос о расширении ЕС в 1990-2000е.В начале 90х ЕС долго не решался на расширение. Переговоры открылись с Норвегией и нейтральными государствами. 1989- Австрия, 1991 – Швеция, 1992 – Финляндия и Швейцария, Норвегия. Они имели торгово-экономические связи с ЕС, хороший уровень развития. В Швейцарии референдум не прошел, она отозвала заявку. 25.06 1994 – договоры о присоединении Австрии, Норвегии, Финляндии, Швеции. В Норвегии референдум не прошел, а остальные с 01.01.1995 стали членами ЕС (15 членов теперь). Со странами соцблока ЕС вел себя осторожнее. 1990 – европейские соглашения Делора об ассоциации. 1991 – подписали Польша и Венгрия, а с 1993 по 1996 – Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Словения. 22.06.1993 – Копенгагенский саммит ЕС – признал расширение на восток. Копенгагенские критерии: наличие стабильных институтов демократии, рыночная экономика с конкуренцией живой, принятие обязанностей со вступлением в ЕС. Но надо было еще реформировать собственные институты. В 1994 в Эссене критерии уточнили: гармонизация права, стандартов, внешней политики, безопасности, борьба с преступностью, экология, региональное развитие и т.д. 1994- заявки Венгрии и Польши. 1987 – Турция, 1990 – Кипр и Мальта. 1995 – Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия. 1996 – Словения, Чехия. Июнь 1995 – Белая книга – по подготовке ЦВЕ к интеграции. 23 сектора в ней по гармонизации права стран с ЕС и адаптационные другие мероприятия. Декабрь 1997 – саммит в Люксембурге – переговоры с 6 странами – Эстония, Польша, Чехия, Словения, Венгрия, Кипр (люксембургская группа).Переговорный процесс шел в Лондоне с 1998 по 1999. Война в Косово ускорила процесс. Декабрь 1999 – переговоры с 12 странами – прибавились Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Словакия, Мальта. Турция сама была недовольна условиями. Ниццкий договор оформил базу. Декабрь 2002 года в Копенгагене одобрил вступление 10 стран с 2004 года. Болгарию и Румынию отложили до 2007. 16.04.2003 в Афинах удачно подписали договоры о вступлении. 1.05.2004 прибавилось 10 членов. 1.01.2007 – Румыния и Болгария. Членов стало 27. Но длительный переходный период, не всех сразу в зону евро (к 2009 только Словения и Словакия). В 2003 заявку подала Хорватия (в 2013 стала членом), Македония в 2004. Кандидатами хотели быть Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия. Исландия с кризисом задумалась о вхождении в 2009. В итоге: разрыв в экономическом развитии, старым членам тяжелее финансировать, они не открывают свои рынки труда для рабочей силы, усложнение функционирования институтов. В тоже время расширение стало средством стабильности, предотвращения конфликтов, развития демократических структур. Целью ведь было закрепить безопасность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.