Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Региональная интеграция



Под экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к сращиванию.

Предпосылки: высокий уровень развития производства, когда происходит внутриотраслевое разделение труда между странами; взаимодополняемость экономик; желание элит интегрирующихся гос-в строить общее будущее, желание примкнуть к сильным развитым странам, получение рынков, цивилизационно – культурная близость.

Цели гос-в:интеграция должна ускорить экономическое развитие гос-ва;усиление политического веса гос-ва;налаживание дружественных отношений с соседними гос-вами;укрепление своего влияния в соседних странах;стремление избежать конкуренции.

Уровни интеграции:Бэла Баланини:зона свободной торговли – упразднение торговых барьеров;таможенный союз – устранение таможенных барьеров внутри блока и в торговле с третьими странами, вводится единый тариф, обязательный для всех стран-участниц союза, блока.общий рынок – свободное передвижение факторов производства,экономический союз – наличие согласованной экономической политики требует наднационального регулирования,полная экономическая и политическая интеграция.

2 этапа. формальн. этап (устан. между странами постоянных отношений предполагает наличие различных барьеров); реальный этап. Такая степень м/н обобществления производства, при которой страны объед. свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников процесса

Федерализм – первична политическая интеграция, создание совместных правительственных органов и тогда на политической почве может произойти сближение на экономическом, национальном, культурном и прочих уровнях. Функционализм – невозможно начать интеграцию с политики, т.к. гос-ва всегда будут стремиться к сохранению суверенитета. Поэтому интергацию нужно начинать с технических областей, экономических сфер. В дальнейшем интеграция должна переливаться в другие сферы и в конечном итоге и на политику. Межправительственный подход: выводит интеграцию из интересов сфер безопасности. Все решения, продиктованные безопасностью, решаются на межправительственном уровне.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт: деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка. В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм к высшим. согласно Маастрихтским соглашениям были определены сроки введения единой валюты-евро. Условия: дефицит бюджета - менее 3% ВВП, инфляция - не более чем на 1,5 процентного пункта превышает показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро. 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро.

Расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики. Партнерство России с ЕС юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

Особенностью интеграционных процессов в АТР является формирование субрегиональных очагов интеграции. АСЕАН: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967. в 1989 АТЭС. Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров. Признанным курсом является открытый регионализм.

Североамериканская модель: учреждаются высокие нормы защиты прав на интеллектуальную соб-ть; импульсы к созданию шли «снизу вверх» – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями; Асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики. Разные стартовые условия участников. Сохранение своего внешнеторгового законодательства, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено. допускаются некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов. Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами. в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия.

Интеграционные процессы в Южной Америке представляются для нас весьма интересными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Имеется в виду, безусловно, опыт, который можно спроецировать на постсоветские условия.

В силу исторических и географических причин экономика стран Южной Америки на протяжении многих десятилетий развивалась преимущественно на побережье. Это связано с тем, что экономика формировалась на основе потребностей метрополий и поэтому оказалась не приспособленной к внутриконтинентальной торговле.

Зачастую при анализе упускается из виду тот факт, что одним из серьезных препятствий для развития интеграции является отсутствие хорошего транспортного сообщения между странами, природные условия (горы, экваториальные леса) также могут затруднять взаимообмен между соседями. По мнению южноамериканцев, их условия разительно отличаются от условий Западной Европы, чья компактная территория легко позволяет создать разветвленную транспортную систему. Наследие прошлого не способствовало интеграции и в том смысле, что национальные экономики стран региона слабо дополняли друг друга, были ориентированы на экспорт совпадающих по своим характеристикам товаров.

Переход большинства латиноамериканских стран к модели открытой экономики, при помощи которой они надеялись преодолеть экономический кризис и адаптироваться к новым условиям мирового хозяйства, модернизировать производственный потенциал, не принес им существенного успеха в 1980-х годах. Попытки увеличить физические объемы экспорта не сопутствовали росту валютных доходов из-за снижения мировых цен на сырье, сказалось негативное влияние протекционистских барьеров, наличие внешнего долга.

С учетом мирового опыта развития латиноамериканцами была выдвинута новая концепция региональной интеграции, которая представляет собой не альтернативу интеграции в мировое хозяйство, а наилучшую, на их взгляд, основу для развития связей Латинской Америки с другими районами мира. Для этого была поставлена задача изменения прежнего стиля интеграции, нацеленной первоначально на замену импорта в рамках региональных рынков, что не соответствовало новой модели развития латиноамериканских стран. Стала разрабатываться четко сформулированная концепция так называемого «открытого регионализма», т.е. интеграции, основанной на низких таможенных барьерах и более открытой для мирового рынка.

Развитие субрегионального сотрудничества получило дополнительный импульс после создания в начале 1980-х годов НАФТА и провозглашения Дж. Бушем так называемой «Инициативы для Америк», согласно которой предусматривалось образование зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли». Естественно, что инициатива Буша была призвана укрепить позиции США в Латинской Америке, дать своего рода ответ на укрепление интеграционных тенденций и процессов в других регионах мира.

Анализ экономических процессов в Южной Америке позволяет выявить следующие причины, приведшие к ускорению интеграции в регионе:

• усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций – с другой, побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведут к замедлению темпов развития по всем направлениям;

• предпринятая южноамериканскими странами в конце 1980-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создавала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе;

• радикальный пересмотр механизмов интеграции в регионе.

Как известно, в 1960 г. был подписан так называемый «договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включающей страны – члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), эту организацию позже сменила Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с позиции сегодняшнего дня – невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не каким-то своим партнерам, что выливалось бы в дальнейшем в обоюдовыгодный вариант.

На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это наносило в конечном счете ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран. «Договор Монтевидео» через 20 лет был пересмотрен, и в новой редакции он допускает заключение торговых соглашений с несколькими или даже с одной страной. Было констатировано, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно, посредством подписания более ограниченных по составу участников соглашений, рассматривавшихся как «строительные блоки» для полного снятия тарифов в будущем; произошли положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации в общем дает основания полагать, что конфликтные ситуации типа «футбольных войн» исчезнут и не будут влиять на экономические преобразования.

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur) – Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией. Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. С 1996 г. статус ассоциированного члена имеют Чили и Боливия, с 2003 г.– Колумбия, Перу и Эквадор. В 2005 г. Венесуэла была принята в качестве полноправного члена, но без права голоса.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и придать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) – сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;

КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна),– достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — объединение экономического сотрудничества 12 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа ЛАИ — Договор Монтевидео . Страны-члены: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика,Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Сегодня ЛАИ все больше рассматривается в регионе как исключительно консультативный механизм.

Союз южноамериканских наций (UNASUR) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года. Подписание декларации о создании новой организации состоялось на саммите 12 государств в Куско (Перу).В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР, Андского сообщества, а также Чили, Гайана и Суринам. Основная задача союза — в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. 2008 год - решение о создании регионального представительного органа «по образцу Европарламента». создан Южноамериканский совет обороны (ЮАСО), совещательный и координационный механизм.

Боливарианский альянс для народов нашей Америки — альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. создан в 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Цель альянса — содействие торговле и кооперации между её участниками.

Южная Америка располагает удачным географическим положением, физико-географическими и орографическими характеристиками. Материк расположен на важнейших трансконтинентальных путях сообщений, а также имеет весьма благоприятные для развития экономики форму и очертания границ, как морских, так и межгосударственных. Также благоприятно для дальнейшего развития объединённой Южной Америки и наличие немалых запасов полезных ископаемых, так как будущее бурное развитие экономики региона будет нуждаться в огромных ресурсах, и южноамериканские страны смогут торговать внутри своего объединения, а не продавать в третьи страны. Также я считаю, что экономические интересы стран будут ускорять интеграционные процессы в регионе, и не последнюю роль здесь сыграют природные ресурсы. Также немалое значение имеют этнические и исторические предпосылки. Латинская Америка переживает один из лучших периодов в своей истории. Конечно, в регионе сохраняется значительное число проблем, особенно в сфере общественной безопасности, однако эксперты склоняются к тому, что большинство латиноамериканских стран будет успешно развиваться в среднесрочной перспективе. Роль крупнейших стран Латинской Америки, в первую очередь Бразилии, в мировых делах также, по-видимому, будет возрастать. Россия, которая поддерживает стремление Бразилии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН, может существенно повлиять на этот процесс.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.